Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедическое обследование.
Его цель — установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и степень тяжести, выявить потенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.
Методику логопедического обследования можно изучить по многочисленным пособиям, указанным в списке использованной литературы.
Результаты обследования заносятся в речевую карту. Она является основным документом логопеда. Правильно заполненная речевая карта свидетельствует о профессиональной грамотности специалиста.
Мы предлагаем логопедическое обследование ребенка по речевой Карте, предназначенной для детей с ОНР, с вариантами ее заполнения. Это поможет при обследовании правильно идентифицировать отклонения в речевом развитии каждого ребенка
Логично начать работу по обследованию с заполнения в речевой карте формальных сведений о ребенке — паспортные данные, откуда прибыл, № протокола ПМПК, сведения о семье — и с изучения документации, поступившей на ребенка: заключения специалистов (отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невропатолога), выписки из истории развития ребенка, характеристики воспитателя, работы ребенка по изодеятельности и т.д.
|
|
Все это позволит проанализировать предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.
Заключения специалистов заносятся в соответствующие графы речевой карты (образец заполнения речевой карты см. на с. 156-164).
В целенаправленной беседе с матерью выявляются «Жалобы родителей» на речь ребенка. А при сборе анамнестических сведений (течение беременности, особенности протекания родов, состояние ребенка в момент рождения, раннее общее развитие, перенесенные заболевания и травмы) главное внимание следует уделить выявлению особенностей раннего речевого развития: когда ребенок стал реагировать на звуки голоса, когда появились гуление, лепет, первые слова, первая фраза, сложное предложение, как шло наращивание словаря (медленно, скачкообразно, постепенно).
В этой же беседе важно выяснить речевое окружение ребенка в семье. Полученные сведения следует зафиксировать в речевой карте, в графе «Раннее развитие ребенка» и сравнить их с условным эталоном возрастной нормы.
В графе «Состояние общей моторики» отметить особенности выполнения основных движений, дать характеристику координации и переключаемости движений, походки, назвать ведущую руку, навыки самообслуживания.
|
|
В графе «Общее звучание речи» описать особенности голоса, темп речи, разборчивость речи, артикуляцию, тип дыхания.
Общее звучание речи. Возможные варианты
Голос — высота: чрезвычайно высокий, высокий, низкий, нормальный;
• тембр: нормальный, сиплый, хриплый, сдавленный, глухой, гортанный, с носовым оттенком, назализованный;
• сила: слабый, тихий, истощающийся, напряженный, прерывистый, громкий, неполетный;
• наличие модуляций (повышение, понижение тона): модулированный, немодулированный, монотонный, крикливый, скандированная речь.
Темп речи — нормальный, ускоренный, замедленный, быстрый.
Разборчивость речи — недостаточно разборчива, неразборчива, непонятна для окружающих.
Артикуляция — четкая, ясная, неясная, смазанная, зажатая, вялая, диффузная, напряженная, искаженная, нейтральная, замедленная, непостоянная, чрезмерно утрированная, перемещенная в задние зоны ротовой полости; наличие палатализации (выгибания спинки языка вверх), назализации, призвуков (придыхания, хрипа, гортанности), девиации (отклонений в сторону), гиперметрии, гиперкинезов, дискоординационных расстройств.
Дыхание — носовое, ротовое, смешанное (носо-ротовое); ключичное, грудное, диафрагмальное, комбинированное; учащенное, уреженное, спокойное; поверхностное, неглубокое, глубокое; ритмичное, неритмичное, судорожное, толчкообразное, речь на вдохе, плавное; ослабленное, активный вдох укорочен, короткий неэкономный выдох.
В графе «Состояние артикуляционного аппарата» описать строение всех органов — губ, зубов, зубных рядов, прикуса, челюстей, языка, твердого и мягкого неба, отметить соответствие норме или наличие дефектов; проверить подвижность органов артикуляционного аппарата.
Строение. Возможные варианты
Губы — нормальные, тонкие, толстые, короткие, мясистые, отвислые, узкие, укороченная верхняя губа, наличие рубцов после хейло-пластики.
Зубы — нормальные, редкие, крупные, мелкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, в два ряда, без промежутков, с увеличенными промежутками; отсутствие верхних или нижних резцов; наличие кариеса.
Прикус —правильный, открытый передний, открытый боковой (левосторонний, правосторонний, двусторонний), глубокий, мелкий, прямой.
Челюсти — нормальные, прогнатия (верхняя выдвинута вперед), прогения (нижняя выдвинута вперед), отвислость нижней челюсти, смещение в ту или иную сторону.
Язык — толстый, массивный, тонкий, узкий, длинный, гладкий,, «географический» (поверхность испещрена), укороченная уздечка.
Небо — нормальное, узкое, высокое, низкое, плоское, наличие расщелин.
Мягкое небо — нормальное, укороченное, массивное, раздвоение увуля, наличие расщелин.
Подвижность. Возможные варианты
Губы — движения симметричные, несимметричные, быстро истощающиеся, затрудненные, вялые, напряженные; малоподвижные.
Язык —движения полные, неполные, точные, неточные, быстро истощающиеся, вялые, напряженные; симметричные, несимметричные, соразмерные, недифференцированные, замедленные; поиск позы, поза фиксируется, не фиксируется; наличие девиаций, тремора, гиперкинезов, синкинезий, саливации.
Мягкое нёбо — подвижное, неподвижное, вялое, трудно включается в движение, отсутствует смыкание.
В графе «Пониманиеречи» зафиксировать установленный в процессе общения с ребенком уровень понимания речи.
Нулевой — ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих.
Ситуативный — ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром.
Номинативный — ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, но с трудом ориентируется в названиях действий.
|
|
Предикативный — ребенок знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов.
Расчлененный — ребенок различает изменения значений, вносимых флексиями, приставками, суффиксами.