Логопедическое обследование детей

Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедиче­ское обследование.

Его цель — установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и степень тяжести, выявить по­тенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.

Методику логопедического обследования можно изучить по многочисленным пособиям, указанным в списке использованной литературы.

Результаты обследования заносятся в речевую карту. Она явля­ется основным документом логопеда. Правильно заполненная рече­вая карта свидетельствует о профессиональной грамотности спе­циалиста.

Мы предлагаем логопедическое обследование ребенка по речевой Карте, предназначенной для детей с ОНР, с вариантами ее запол­нения. Это поможет при обследовании правильно идентифициро­вать отклонения в речевом развитии каждого ребенка

Логично начать работу по обследованию с заполнения в рече­вой карте формальных сведений о ребенке — паспортные данные, откуда прибыл, № протокола ПМПК, сведения о семье — и с изу­чения документации, поступившей на ребенка: заключения спе­циалистов (отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невропатолога), выписки из истории развития ребенка, характери­стики воспитателя, работы ребенка по изодеятельности и т.д.

Все это позволит проанализировать предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.

Заключения специалистов заносятся в соответствующие графы речевой карты (образец заполнения речевой карты см. на с. 156-164).

В целенаправленной беседе с матерью выявляются «Жалобы родителей» на речь ребенка. А при сборе анамнестических сведений (течение беременности, особенности протекания родов, состояние ребенка в момент рождения, раннее общее развитие, перенесенные заболевания и травмы) главное внимание следует уделить выявле­нию особенностей раннего речевого развития: когда ребенок стал реагировать на звуки голоса, когда появились гуление, лепет, пер­вые слова, первая фраза, сложное предложение, как шло наращи­вание словаря (медленно, скачкообразно, постепенно).

В этой же беседе важно выяснить речевое окружение ребенка в семье. Полученные сведения следует зафиксировать в речевой карте, в графе «Раннее развитие ребенка» и сравнить их с услов­ным эталоном возрастной нормы.

В графе «Состояние общей моторики» отметить особенности выполнения основных движений, дать характеристику коорди­нации и переключаемости движений, походки, назвать ведущую руку, навыки самообслуживания.

В графе «Общее звучание речи» описать особенности голоса, темп речи, разборчивость речи, артикуляцию, тип дыхания.

Общее звучание речи. Возможные варианты

Голос — высота: чрезвычайно высокий, высокий, низкий, нор­мальный;

• тембр: нормальный, сиплый, хриплый, сдавленный, глухой, гортанный, с носовым оттенком, назализованный;

• сила: слабый, тихий, истощающийся, напряженный, преры­вистый, громкий, неполетный;

• наличие модуляций (повышение, понижение тона): моду­лированный, немодулированный, монотонный, крикливый, скандированная речь.

Темп речи — нормальный, ускоренный, замедленный, быстрый.

Разборчивость речи — недостаточно разборчива, неразборчива, непонятна для окружающих.

Артикуляция — четкая, ясная, неясная, смазанная, зажатая, вялая, диффузная, напряженная, искаженная, нейтральная, замед­ленная, непостоянная, чрезмерно утрированная, перемещенная в задние зоны ротовой полости; наличие палатализации (выгибания спинки языка вверх), назализации, призвуков (придыхания, хрипа, гортанности), девиации (отклонений в сторону), гиперметрии, гиперкинезов, дискоординационных расстройств.

Дыхание — носовое, ротовое, смешанное (носо-ротовое); клю­чичное, грудное, диафрагмальное, комбинированное; учащенное, уреженное, спокойное; поверхностное, неглубокое, глубокое; рит­мичное, неритмичное, судорожное, толчкообразное, речь на вдохе, плавное; ослабленное, активный вдох укорочен, короткий неэко­номный выдох.

В графе «Состояние артикуляционного аппарата» описать строе­ние всех органов — губ, зубов, зубных рядов, прикуса, челюстей, языка, твердого и мягкого неба, отметить соответствие норме или наличие дефектов; проверить подвижность органов артикуляцион­ного аппарата.

Строение. Возможные варианты

Губы — нормальные, тонкие, толстые, короткие, мясистые, отвис­лые, узкие, укороченная верхняя губа, наличие рубцов после хейло-пластики.

Зубы — нормальные, редкие, крупные, мелкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, в два ряда, без промежутков, с увеличенными промежутками; отсутствие верхних или нижних резцов; наличие кариеса.

Прикус —правильный, открытый передний, открытый боковой (левосторонний, правосторонний, двусторонний), глубокий, мел­кий, прямой.

Челюсти — нормальные, прогнатия (верхняя выдвинута впе­ред), прогения (нижняя выдвинута вперед), отвислость нижней че­люсти, смещение в ту или иную сторону.

Язык — толстый, массивный, тонкий, узкий, длинный, гладкий,, «географический» (поверхность испещрена), укороченная уздечка.

Небо — нормальное, узкое, высокое, низкое, плоское, наличие расщелин.

Мягкое небо — нормальное, укороченное, массивное, раздвое­ние увуля, наличие расщелин.

Подвижность. Возможные варианты

Губы — движения симметричные, несимметричные, быстро исто­щающиеся, затрудненные, вялые, напряженные; малоподвиж­ные.

Язык —движения полные, неполные, точные, неточные, быстро истощающиеся, вялые, напряженные; симметричные, несиммет­ричные, соразмерные, недифференцированные, замедленные; поиск позы, поза фиксируется, не фиксируется; наличие девиаций, тре­мора, гиперкинезов, синкинезий, саливации.

Мягкое нёбо — подвижное, неподвижное, вялое, трудно вклю­чается в движение, отсутствует смыкание.

В графе «Пониманиеречи» зафиксировать установленный в про­цессе общения с ребенком уровень понимания речи.

Нулевой — ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих.

Ситуативный — ребенок понимает просьбы, связанные с оби­ходным предметным миром.

Номинативный — ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, но с трудом ориентируется в названиях действий.

Предикативный — ребенок знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов.

Расчлененный — ребенок различает изменения значений, вноси­мых флексиями, приставками, суффиксами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: