Роль и функции политической элиты в обществе. Способы рекрутирования политических элит

Мы рассмотрели основные подходы к такому понятию как политическая элита. Многообразие теорий дает и многообразие определений сущности политической элиты. С точки зрения В. Парето, элита – это лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности. Г. Моска считал, что элита – это наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества. М.Вебер к элите относил харизматические личности, Г. Лассуэлл – лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус.

Непросто сформулировать обобщенный вариант определения сущности политической элиты.

В «Политической энциклопедии» даются следующие определение: политическая элита (от фран. élite – избранная) – избранная часть общества, меньшинство, правящее обществом в целом (напр., дворянство в России), либо различными областями жизнедеятельности (экономической, идеологической, культурной и пр.).

Например, российских политолог Ю.В. Ирхин дает понятию «элита» следующее трактовку – «избранная часть общества, меньшинство, высшая социальная группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества политическим знанием и влиянием, опытом, привилегированным положением (статусом) и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с непосредственным использованием государственной (политической) власти или воздействием на нее[23]».

С точки зрения О. Крыштановской, «элита – это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные рксурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня. Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в то же время является источником ее наполнения[24]». Кстати, О. Крыштановская снимает своим определением очень много проблем. Дело в том, что многие исследователи пытаются к данной терминологии применить ценностные суждения. А с ее точки зрения элита отличается от других вовсе не достоинством, а функциями, которые наделяют ее особым статусом, властными ресурсами, способностью навязывать свою волю другим.

Отмечаются в основном следующие причины существования элиты:

- социальное неравенство людей и их неодинаковые способности и возможности участия в политике;

- в условиях любого государства необходима система управленческих кадров для обеспечения его функционирования;

- поскольку количество таких кадров по сравнению со всем населением очень низкое, отсюда высокая общественная значимость управленческого труда с соответствующим стимулированием;

- данный труд прямо связан с распределением ресурсов и ценностей, отсюда широкие возможности использования управленческой деятельности для улучшения социальных привилегий;

- установить контроль за бюрократией всех уровней практически невозможно, что ведет к формированию своей замкнутой социальной группы;

- политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

В соответствии с занимаемым местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Часть функций политической элиты сводится к осуществлению управления политическими институтами государства. И здесь ее центральной функцией является принятие и контроль за реализацией решений как по горизонтали, так и по вертикали. В связи с этим важной функцией является анализ интересов различных групп, их учет в политической деятельности, субординация интересов различных общностей.

Формулируя различные идеологии, государственные программы или проекты, политическая элита мобилизует население для решения необходимых общественных задач.

И, наконец, важной функцией является рекрутирование, обучение и расстановка кадров, выдвижение политических лидеров. И, безус­ловно, редко где элита не обходится без манипулирования общественным мнением для повышения своей легитимности и поддержки со сто­роны населения.

Типология политической элиты и системы ее создания. Политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается в зависимости от конкретных стран. Однако по некоторым типичным показателям можно провести относительную ее классификацию. Прежде всего, по отношению к власти, среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную. Сама правящая элита делится на высшую – те, кто занимает руководящие позиции во властных структурах и при­нимает все важнейшие решения. Средняя политическая элита, к кото­рой обычно относят региональную элиту. И административная элита, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на прак­тике обладает большим влиянием на политику.

По тому, каким образом обновляется политическая элита, выде­ляют закрытую элиту (она пополняется выходцами из определенных классов и сословий) и открытую элиту, доступ в которую открыт всем социальным группам.

Польский политолог В. Милонавски предлагает рассматривать ти­пологию политической элиты с точки зрения выполнения ею функций в сфере политического управления обществом. С этих позиций он выде­ляет:

- селекторат – лица, которые потенциально готовы к выполнению профессиональных функций в политической сфере;

- самодеятельные элиты – лица, проигравшие выборы, но остаю­щиеся в сфере публичной политики и имеющие авторитет среди населения.

Существует типология политической элиты в зависимости от ис­точников влияния.

Наследственная элита – в отдельных государствах форма аристо­кратического замещения должностей.

Ценностная элита – лица, занимающие высоко престижные и влиятельные общественные и государственные позиции.

Властная элита – лица, обладающие властью во всех ее проявлениях.

Функциональная элита – профессионалы-управленцы в системе государственного управления.

При всем при этом очень важным вопросом остается – а как про­исходит формирование элиты? Впрочем, при рассмотрении теории элит мы уже косвенно подходили к этому вопросу. В различных государст­вах сложились присущие только им системы отбора элиты.

Самыми распространенными являются две системы отбора элиты: антрепренерская и система гильдии. Понятно, что данный подход тоже условен, поскольку в жизни используются их различные сочетания.

Обычно для уяснения разницы в подходах дается наглядное срав­нение действия этих систем.

Таблица 9

Антрепренерская система   Система гильдии
Открытость. Представители любых слоев общества могут пополнить со­став политической элиты. Все зависит от личных качеств. Правила отбора Закрытость. Отбор осуществляется только из определенных социальных групп.
Высокая конкурентность, в которой каждый кандидат должен надеяться на свой профессионализм, активность, образование, имидж и т.д. Конкурентность Отсутствие конкурентности. Обычно кооптировнаие уже определенного круга лиц на освободившиеся должности.
Объективные требования, предъявляемые к лицам, занимающих определенные государственные посты. Требования к кандидатам. Большое число субъективных условий для занятия должности. Партийность, происхождение, национальность, ближайшие родственники и т.д.
Предоставляется возможность широкому кругу населения пополнить элиту, тем самым изживаются застойные явления в системе управления. Положительная сторона Обеспечивает высокую степень предсказуемости в поведении элиты, исключает конфликты внутри нее.
Возможность прихода в политику случайных лиц способных только производить внешний эффект, но не способных к профессиональному исполнению своих обязанностей. Отрицательная сторона Склонна к воспроизводству одного типа руководства, обрекает элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту.

Эффективность деятельности политической элиты зависит и от других факторов. Прежде всего, от уровня открытости общества и широкой реальной гласности. Отсутствия финансовой и политической монополии на средства массовой информации, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидение. Все это создает, с одной стороны, возможность населения осуществлять определенный контроль, а с другой стороны, сама политическая элита не позволит выходить в своей деятельности за установленные рамки. Для этого, еще необходима законодательная база, специально регулирующая деятельность многочисленных лиц, занятых в системе управления. Представляется, что очень важным являются критерии эффективности деятельности политической элиты. Кстати, некоторые политологи предлагают по эффективности деятельности и определить, соответствует ли данный круг управленцев политической элите.

Если в обществе достигнут высокий уровень прогресса и благосостояния своего народа, национальная и внутренняя безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством, политическая стабильность, можно говорить о том, что во главе государства находится политическая элита. Если же длительное время в обществе социальное «запущение», экономика находится в жалком состоянии, но управляющий слой занят только своими внутренними проблемами, можно сказать, что элиты нет (или есть ее единичные пред­ставители), а есть широкий слой паразитирующего чиновничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: