Методы и функции СМИ

Очень важное значение в политике имеют средства массовой информации. Не случайно в жизни общества в последнее время утвердился термин «четвертая власть», который, по сути, очень точно отражает реальное влияние СМИ.

Средства массовой информации обычно определяются как специальные подразделения, создаваемые с целью передачи различных сведений любым лицам посредством прессы, телевидения, кино, звука и видеоряда, системы спутниковой связи, компьютерной сети.

В их задачу входят сбор информации по своим каналам, ее кодирование и передача пользователю (зрителям, слушателям, читателям).

Действие СМИ в основном заключается в регулярном распространении различной информации среди населения с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его государственных структур, оказание политического влияния на получателей информации.

В 2005 году насыщенность СМИ в отдельных странах выглядела следующим образом: Россия – на 1000 человек: 291 газета, 405 телевизоров, 240 телефонов, 56 компьютеров.

США:        
Германия:        
Япония:        

Если говорить о практике, то практически все СМИ имеют своих владельцев – это либо государство, партии и общественные организации, финансово-промышленные группы, различные компании, частные лица. В большинстве стран имеются законы, которые регулируют правила создания и деятельности СМИ.

Каждое средство массовой коммуникации имеет свои особенности и преимущества, которые позволяют эффективно выполнять определенные социально-политические функции. Можно выделить следующие важнейшие политические функции, выполняемые СМИ:

- прежде всего, это информационная, т.е. распространение информации о деятельности всех важнейших элементов политической системы. Нет другого источника, кроме СМИ, из которых можно получить информацию.

- политической социологизации – постоянная передача информации, содержащей политические ценности и мнения о политике. Именно из прессы идет процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей политической системы.

- рекламную – в период выборов СМИ претендуют на осуществление политической мобилизации. Любые выборы в России отмечаются массированным и целенаправленным использованием практически всех СМИ в определенных конкретных целях или в интересах отдельных кандидатов или партий. Хотя, без всякого сомнения, есть обстоятельства, которые могут сводить все усилия СМИ на нет. Прежде всего, это феномен «сопротивляющейся публики» часто происходит так, что население принимает лишь ту информацию, которая совпадает с ее мнением, а другую информацию отвергает, и чем она мобильнее и регулярнее, тем сильнее она вызывает прямо пропорциональный результат.

И, тем не менее, по мнению французского исследователя Р. Дебре, который ввел в научный оборот термин «медиократия», СМИ сегодня выполняет функции, принадлежащие в средневековой Европе церкви[27].

Может быть такое сравнение несколько преувеличено, все-таки церковь регламентировала все нормы поведения, особенно у сословия ремесленников и крестьян, однако, суть выражена верно.

В связи с этим возникает следующая проблема. Поскольку СМИ являются в любой стране национальным достоянием, то долго будет использоваться на благо всего населения, а не отдельной его части. Другое дело, как осуществить данное положение? Почему, скажем, у нас в период выборов преимущества в СМИ получают кандидаты и партии, удовлетворяющие правящие круги? Почему все меньше и меньше СМИ высказывают точки зрения, не совпадающие с властными предначертаниями? Видимо, должны существовать четко определенные политико-правовые основы деятельности СМИ. Справедливости ради стоит отметить, что любое государство использует разнообразные формы, методы и способы своего влияния на массовую коммуникацию. В отношении СМИ государство проводит следующую политику:

- разрабатывает законодательство, обеспечивающее свободу информации;

- учреждает, формирует и организует деятельность собственных СМИ;

- развивает информационное освещение своей собственной деятельности.

С точки зрения Ю.В. Ирхина «по своей объективной природе процессы информатизации, в принципе, должны способствовать демократизации общества. Однако существуют негативные тенденции – концентрация информации в руках отдельных лиц и групп, ее монополизация, а также использование для ущемления прав личности»[28].

СМИ не могут быть полностью свободны от мнения своего учредителя, но ряд принципов, безусловно, должны выполняться. Среди них: правовой контроль общества за деятельностью СМИ, обеспечение в СМИ доступности всех точек зрения, существующих в обществе, уважение свободы слова и конфиденциальности частной жизни, осуществление обратной связи. В этом отношении в мире насчитывается 3 модели прессы: авторитарная, либералистская и модель социальной ответственности.

Авторитарная модель исходит, прежде всего, из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии. По сути дела, при такой модели пресса выполняет установки, сформулированные определенными структурами.

Либералистская модель, основанная на признании свободы воли, своим философским обоснованием восходит к трудам Милтона, Локка, Миля, философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели, СМИ являются одним из важнейших средств контроля деятельности правительства, других институтов власти. Она служит обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребностям в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.

Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствования формированию общих ценностей, представлению различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положением стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем представления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам).

В литературе как отечественной, так и зарубежной встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные), отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я.Н. Засурского, выделяются следующие функции СМИ:

- информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

- аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

- развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Конечно, функции СМИ можно подразделять применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:

Информационная:

- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

- информационное обеспечение инновационных процессов.

Социальной связи:

- комментирование и интерпретация происходящего;

- поддержка существующих норм и властных отношений;

- социализация;

- координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

Обеспечение преемственности:

- выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

- поддержание общности социальных ценностей.

Рекреативная:

- создание возможностей для отдыха и развлечения;

- снижение социальной напряженности.

Мобилизации:

- организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивиду структура функций СМИ уже будет иметь другой вид.

Информационная функция:

- нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

- удовлетворение общих интересов и любознательности;

- обучение и самообразование;

- поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

Функция личностной идентификации:

- подкрепление индивидуальных ценностей;

- получение сведений о моделях поведения;

- идентификация с ценностями других;

- достижение понимания самого себя.

Функция интеграции и социального общения:

- понимание положения другого, переживание;

- формирование основы для диалога, социального общения;

- помощь в реализации социальных ролей;

- возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

Функция развлечения:

- эмоциональная разрядка;

- заполнение свободного времени;

- эскапизм, уход от проблем;

- получение эстетического наслаждения.

Осуществленный анализ функций СМИ дает основание сделать три следующих основных вывода:

- представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции;

- функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно- политических системах (отсюда и родились четыре теории прессы), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны;

- средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества, именно гражданского общества, а не власти (хотя и используется повсеместно ею) и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества, притом, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: