Необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника, а именно сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа, формируются к концу старшего дошкольного возраста у детей без нарушений речи. К концу старшего дошкольного возрастного периода ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, владеет связной речью на основе постоянного обогащения словарного запаса и систематической работы над грамматическим строем языка. (Д.Б. Эльконин, А.Е. Журова, О.С. Ушакова и др.)
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в подготовительной к школе группе детского сада заключаются в том, чтобы научить детей:
1) составлять предложения из двух — четырех слов,
2) членить предложения простые предложения (2-4 слова) на слова,
3) членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на)
4) составлять слова из слогов.
Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке.
Основные направления работы поподготовке к обучению грамоте:
1. Ознакомление со словом (слово как смысловая единица, обозначающая какие-либо предметы, явления, действия, качества; знакомство с синонимами, антонимами, омонимами и паронимами).
2. Ознакомление с предложением ( выделения предложений из речи, составление предложений).
3. Ознакомление со словарным составом предложения ( знакомство со структурой простого предложения, умение членить предложения на слова, составлять из набора слов предложения).
4. Ознакомление со слоговым составом слова (представление о том, что слово состоит из слогов, произнесение слов по слогам)
5. Ознакомление с звуковым составом слова (определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования, развитие способностиу ребенка слышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость, установливать последовательность звуков в слове).
Методические приемы подготовки к обучению грамоте
1. Схематическое изображение слогового состава анализируемого слова (аналогичное схеме словесного состава предложения).
2. Подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы.
3. Подбор слов с определенным слогом (ма, бу, ка и т. д.); место слога может быть заданным. («Вспомни слово, в котором второй слог ка»); может быть заданным и количество слогов в слове («Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог на»).
4. Подбор слов, начинающихся с определенного слога. Воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма — мама, машина и т. п.).
5. Перестановка слогов в слове (мышка — камыш)
6. Задания на словообразование (заяц - зайчик - зайчонок - зайчишка, бежать - убежать - прибежать - добежать, помогать - помощник и т. п.),
7. Предложение детям самим составить короткий рассказ по какой-нибудь простой картине.
8. Задание на составление из набора слов предложений.
9. Определение последовательности слов в предложении.
10. Задания на членение предложения на слова и составление его из слов с наглядностью и без опоры на наглядность.
11. Подбор слова с определенным звуком.