Основное содержание ответа. Понятие «развивающая среда»

Понятие «развивающая среда». Принципы построения математической предметной среды ДОУ. Обучение математике в детском саду основывается на образах и представлениях. Значение конкретных представлений - подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий и математических действий у детей; значение обогащения чувственного познавательного опыта – отсутствие полноценного владения математическими знаниями, умениями и способами; наглядное обучение математике – это создание зрительных образов и обязательное включение ребенка в практическую деятельность.

Я.А. Коменский о познании окружающего мира: указывал, что оно начинается с ощущений, ибо ничего нет в сознании, чего ранее не было в ощущениях. Наиболее результативным является обучение, которое начинается с рассмотрения предметов, наблюдения явления, процессов, действий с окружающими предметами. Ссылаясь на особенности психического развития детей дошкольного возраста, К.Д. Ушинский утверждал, что природа требует наглядности: учите ребенка каким-нибудь пяти незнакомым ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними, а свяжите с картинками двадцать таких же слов, и ребенок усвоит их на лету. Можно пояснить ребенку очень простую мысль, и он вас поймет, а если же этому самому ребенку объяснить трудную картинку, то он быстро вас поймет.

Тесная связь в обучении детей математике принцип наглядности с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через действия с предметами, а также изобразительные и технические средства.

Ряд ученых (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.П. Усова и др.) под средствами понимают то, с помощью чего обеспечивается передача информации,- слово, наглядность, практическое действие. Они считают, что средства обучения обладают следующими основными функциями:

1) реализуют принцип наглядности;

2) репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;

3) ведут к овладению способами действий, необходимых для взаимодействия ребенка с окружающим миром;

4) способствуют накоплению чувственного опыта;

5) дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью ребенка;

6) увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;

7) рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.

Данные функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики обучения детей и педагог должен помнить, что наглядность не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой интерес у детей, облегчает усвоение и осознание материала.

Значение принципа научности обучения детей математике (А.М.Леушина) - обуславливает необходимость раскрытия мира перед детьми в богатстве его форм, красок, многообразии связей; задача математического образования детей - подача не столько системы научных знаний, сколько в научении видеть окружающий мир, действительность в количественных, пространственных и временных отношениях на конкретном жизненном материале. Это предполагает - единство действий, знаний, умений и отношений, что необходимо для обеспечения разносторонней математической деятельности детей. Принцип научности и связи с жизнью требует использования детьми знаний применительно к разным условиям; включения приобретенных знаний в разные ситуации; понятия значений знаний для практической жизни, что сформирует у детей интерес к знаниям.

Воспитывающее значение обучения: знания, с одной стороны опираются на жизненный опыт ребенка, а, с другой – используются ими в жизни. Важность приобретаемых детьми математических знаний - использование в различных видах деятельности; использование взрослыми математических знаний в жизни повышает интерес детей к приобретению новых математических знаний, развивает стремление к учению; для педагогов важно продумывать педагогические условия для математического развития ребенка.

Пространственно-предметная математически насыщенная среда строится на принципах интеграции, где математический знак органично вплетается в развивающую среду группы-«мини-среда семьи», «художественная мини-среда», «познавательная», «двигательная», «спальная», «конструктивна» и др. Каждая из этих мини-сред наполнена следующими математическими знаками: цифрами, денежными знаками, измерительными приборами (часы различных видов, календари, калькуляторы, счеты, линейки, сантиметр и др.), эталонами геометрических фигур и их отражение в художественных образах (Дуремар, Тортилла, Чиполлино, Буратино, Иванушка -Дурачок, чудо-печка и др.). средствами ориентации в пространстве (карты, глобусы, компас, подзорная труба, лабиринты, карта города, макет, схема расположения чего-либо, карта ландшафта, карта звездного неба, карта морей, карта пустынь, дорожными знаками (разрешающие, предупреждающие, запрещающие), знаками-символами (государства, города, улицы, дома, фирмы,, флаги, гербы, Зодиакальные знаки и др.), произведениями искусств, отображающими математические категории (В. Васнецов «Три богатыря», сказка Л.Н. Толстого «Три медведя», сказка «Как один мужик трех генералов прокормил», басня И.А. Крылова «Квартет», серия картин А.С. Щербакова «Времена года» и альбом П.И. Чайковского «Времена года» и др.).

Обозначенные математические знаки, соответствующие разделам программы («Множество», «количество», «Величина», «Геометрические фигуры», «Пространство») в мини-среды вписаны как локальные яркие пятна, представленные множеством и средствами их измерения (например, в «семье»- множество гороха, сахара и т.п. и весы; «ателье», «магазин тканей»- рулоны тканей и сантиметр, метр); самостоятельная математическая среда как образ математики и соответствующие ему реальные предметы (геометрическая фигура – Колобок, яблоко, тетрадь, расческа, косынка и т.п.; цифра 1- другие цифры, денежные знаки, гири, ценники, линейки и т.п.) и сплошная вертикально-горизонтальная плоскость стены и пола группы (вертикальная- различная высота домов, деревьев, гор, лестниц, заборов; облако и лужайка, облака и лужа и т.п.; горизонтальная – дороги, тропинки, поля, реки, трава, цветы и т.п.) представленные как законченная сюжетная мини-среда-картинка города, поля, леса, степи, подводного царства, космоса и т.п.; экспозиции произведений живописи и литературы, отражающие различные исторические эпохи, времена, оформленные в группе (Т.С. Шевченко).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: