Основное содержание ответа. Подчеркивая значимость социально – эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С

Подчеркивая значимость социально – эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С. Выготский писал, «что жизненный путь личности – это история ее переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, то есть опыт его взаимодействия с окружающими людьми и опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое прямое влияние на его настоящую и будущую жизнь.

Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.

Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально – эмоционального развития, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности».

Показателями позитивного социально – эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте могут выступать:

· формирование положительного самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;

· развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);

· развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;

· положительное отношение ребенка к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);

· умение на практике учитывать мнение, взгляды, настроение, желания других;

· развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.

В социально – эмоциональном развитии современных детей наблюдаются определенные трудности, которые обуславливают возникновение наиболее типичных симптомов проблем личностного становления в дошкольном возрасте, а именно:

· отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций и неумение объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);

· неумение вербально выразить свои чувства и неумение регулировать свое эмоциональное состояние;

· отсутствие представлений о своих внешних и внутренних особенностях и неумение выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;

· низкая самооценка при высоком уровне тревожности;

· отсутствие навыков культурного поведения в обществе;

· агрессивность в поведении.

Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.

Для становления у ребенка положительного «образа Я» и овладения им социально – приемлемыми формами сотрудничества и общения требуется:

· направленность содержания образования на формирование новых форм сознания в контексте «Я и другие», других ценностных ориентиров;

· организация специальных развивающих ситуаций;

· использование позитивных педагогических установок и коммуникативных техник;

· использование в образовательном процессе профилактических, коррекционных, развивающих методов и приемов работы.

Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально-организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты).

Субъект - субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:

· яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;

· создание комфортной обстановки;

· создание для ребенка ситуации успеха;

· создание популярности ребенка среди сверстников;

· обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;

· обеспечение активизации переживаний.

Социальный уклад жизни групп:

· символика (название, девиз, герб),

· правила,

· ритуалы, обычаи, традиции

эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.

Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.

Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.

Мини-музей «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого могут работать воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.

Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально, позитивно взаимодействовать в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Основными педагогическими средствами социально-эмоционального развития детей в дошкольном детстве являются: специально-организованная деятельность, игра, искусство, народные традиции, праздники и.т.п.

Детская деятельность должна воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве. Таким условиям соответствует игровая деятельность.

Игры дают возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Они хранят этнокультуру, являясь своеобразным банком духовных, общечеловеческих ценностей.

Искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Искусство как художественная модель человеческой жизнедеятельности раскрывает ценностное содержание отношений и поступков людей. Так, например, в музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.

Народные традиции и праздники являются не только формой культуросообразной трансляции исторических смыслов и человеческих ценностей, но и эффективным средством активного привлечения детей к совместному радостному и познавательному проживанию определенных событий, что в свою очередь обогащает социальный опыт дошкольников эмоциональными состояниями и способами социального взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: