Основное содержание ответа. Целью дошкольной математической подготовки должно являться формирование и развитие математических способностей ребенка дошкольного возраста

Целью дошкольной математической подготовки должно являться формирование и развитие математических способностей ребенка дошкольного возраста. Этот вопрос в традиционной методике формирования элементарных математических представлений является дискуссионным. Далеко не все педагоги сегодня считают необходимым реализовывать развивающее обучение уже на дошкольном этапе работы с ребенком. Целью же развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного списка знаний, умений и навыков предметного характера, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

Главной целью подготовки педагога на современном этапе являются формирование и развитие у педагога творческого методического мышления, формирование самостоятельной аналитической деятельности, позволяющей провести теоретический анализ при выборе адекватной альтернативной программы в соответствии с учетом возможностей и потребностей своих детей, а также методический анализ программы и ее дидактического обеспечения.

Не менее важной задачей является совершенствование знаний педагога об общих способах методической деятельности, которыми он может пользоваться при организации изучения различных математических понятий детьми дошкольного возраста, и знаний о специфике использования различных развивающих технологий при обучении математике дошкольников.

Необходимость в разработке новых учебных пособий для студентов и педагогов-воспитателей по проблеме обучения дошкольников математике обусловлено принципиальными изменениями и в подходах к воспитанию и обучению ребенка в ДОУ, происходящих как в теории, так и в практике работы воспитателя в современных условиях.

Характерной чертой системы дошкольного образования является широкое распространение вариативных программ, целью которых является реализация идей развивающего обучения. Появление вариативных образовательных программ, значительно отличающихся от типовой программы как содержательно, так и концептуально, потребовало от воспитателя умения работать с новым, непривычным содержанием (часто не входящим в объем математической подготовки воспитателя в вузе и педагогическом колледже), а также знания современных развивающих методик обучения математике в применении к дошкольному возрасту; дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих математических знаний, умений и способов в значимой для негопрактической деятельности (игра, наблюдение и детское экспериментирование, конструктивная деятельность, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная деятельность и разнообразная трудовая деятельность). Это будет способствовать самоутверждению и самореализации ребенка как личности. А задача педагога — сделать этот процесс успешным для ребенка, т. е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае будет происходить достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование математической активности детей в различных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к се6e.

Для осуществления педагогом приоритетных задач непрерывного образования детей в области математического развития ребенка необходимо:

•приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

•обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

•развитие инициативности, любознательности, произволь­ности, способности к творческому самовыражению;

•формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

•развитие компетентности в сфере отношений к миру, к лю­дям, к себе; включение детей в различные формы сотрудниче­ства (со взрослыми и детьми разного возраста).

Проблема формирования и развития математических способностей детей одна из наиболее не разработанных методических проблем дошкольной педагогики. Крайняя разнородность взглядов на понятие «математические способности»; отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что, в свою очередь, порождает сложности в работе педагогов, именно поэтому не только среди родителей, но и среди большинства воспитателей распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка: математические способности либо даны, либо не даны.

Построение процесса формирования элементарных математических представлений ребенка на базе преимущественной работы с числом и операций с ним (счет, арифметические действия) неизбежно приводит к насыщению этого процесса знаковой символикой. Опытные педагогик знают, что высокая восприимчивость ребенка к арифметическому материалу вовсе не гарантирует наличия у него математических способностей. Основной путь развития ребенка – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения», М.,1986 г.). Первым условием является - содержание должно быть чувственно-воспринимаемо, должно позволять активное экспериментирование, результат которого и будет воплощение момента продвижения (развития) ребенка на пути познания окружающего мира; второе- это не только выполнение заданий в отсутствии воспринимаемых объектов, моделей, но и систематические действия в умственном плане, в плане представления.

Насыщение дошкольного математического образования геометрическим материалом и организация работы с ним позволяют реализовать все основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса: работу в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский); идею амплификации дошкольного образования, т.е. его обогащения, а не ускорения (А.В. Запорожец), и систематическую опору на детское экспериментирование (Н.Н. Поддъяков); преимущественно внимание к стимулированию процессом развития мышления (Л.А. Венгер); построение образовательного процесса на игровых ситуациях (Д.Б. Эльконин); теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин), личностно - деятельностный подход (В.В. Давыдов).

В современной дошкольной педагогике по-прежнему имеет место два противоположных взгляда на формы организации обучения детей математике: часть педагогов считает, проведение регламентированных видов деятельности, другие полагают такую форму организации обучения формализацией. Успешность (продуктивность) обучения детей математике зависит от уровня разработанности вопросов психологии и методики обучения данному предметному содержанию (психолого-дидактическая концепция, разработанная до уровня методической технологии), от позиции педагога в вопросах о сути развивающего обучения и о способах решения проблемы преемственности образования на его различных ступенях.

При организации математической деятельности детей необходимо провести анализ исходных данных (что у нас есть?), определить цель или вид конечного результата (что мы хотим получить?), а затем наметить способ достижения этого результата (как из того, что у нас есть, получить то, что мы хотим?). Традиционной формой обучения математике в детском саду является специально организованная математическая деятельность. Сегодня имеют место два крайне противоположных взгляда: часть педагогов считает проведение регламентированной деятельности необходимым, другие полагают такую форму организации обучения формализацией и извращением сущности дошкольного обучения. Включение дошкольного образования в систему непрерывного процесса дошкольного и начального образования вновь требует определить оптимальную форму обучения дошкольников математике и обосновать свой выбор. Ни стихийный опыт, ни педагогические воздействия эпизодического характера не обеспечивают формирование и развитие собственно математического стиля мышления, что является целью развивающей работы по математике с дошкольниками. Следствием является низкая успеваемость в школе, что формирует в результате у ребенка отрицательное отношение к процессу обучения как таковому, а следовательно, и отрицательную познавательную мотивацию в целом.

Цель деятельности педагога – организация целесообразной и эффективной системы действий ребенка с изучаемым материалом таким образом, чтобы предметные знания становились результатом этих действий. В этом случае ребенок «перестает быть пассивным приемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности. При этом педагог перестаёт быть транслятором информации. Его функциями становятся: постановка задач, организация деятельности обучаемых, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся. Эту систему целей и ценностей образования называют деятельностно – ценностной парадигмой»

В центре рассматриваемой методической технологии стоит умение педагога организовать проблемную ситуацию (на рассматриваемом математическом содержании), причем «подать» ее в такой форме, чтобы дети поняли суть проблемы и захотели выполнить действия по ее решению. Следующее важнейшее методическое умение – это умение построить систему моделирующих действий ребенка с изучаемым понятием или способом действий. При этом чем младше ребенок, тем значимее роль вещественных моделей понятий или способов действий. И наконец, последнее – это методическое умение так организовать процесс «подведения итога» деятельности, чтобы дети самостоятельно сформулировали искомый вывод, причем на максимально возможном на данный момент уровне обобщения. Две рассмотренные выше дидактические схемы определяют внешнюю структуру математической деятельности (этапы, на которых решаются те или иные дидактические задачи). И внутреннюю структуру занятия, которая определяется системой заданий, выполняя которые, ребенок знакомится с существенными свойствами математических объектов, их взаимосвязью и взаимозависимостями, знакомится с новыми понятиями, приобретает знания и умения, продвигаясь в своем развитии. Важно обозначить еще одно методическое умение педагога – умение осознанно составлять задания и выстраивать их в систему, имея в виду достижение цели занятия. Это умение можно по аналогии с принципами развивающего обучения назвать умением осознавать и умением управлять методическим процессом.

Умение педагога планировать содержательную, логично выстроенную математическую деятельность, направленную на развитие детей. Математическое образование дошкольников необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить интеграцию математической деятельности ребенка в его самостоятельную деятельность на основе включения в цели, содержание и формы математического образования адаптационного компонента, связанного с необходимостью адаптации ребенка к процессам технологизации и информатизации общества. Данный компонент в структуре содержания выражается через выделение алгоритмической линии, а в рамках организационных форм – через различные виды игр, режимные моменты, связывающие алгоритмическую и практическую деятельность. У ребенка необходимо формировать представление о взаимосвязанных и последовательных операциях, следует показать ему необходимость использования в самостоятельной деятельности различных видов алгоритмов.

В образовательном процессе ДОУ целесообразно использовать различные организационные формы совместной деятельности педагога и детей, такие как игры-занятия, экскурсии и наблюдения, чтение литературных произведений, а также формы организации самостоятельной деятельности детей - игровые упражнения с сенсорными эталонами, творческие игровые задания, алгоритмические, логические игровые упражнения, конструктивные игры и др. на математическом материале, экскурсии, путешествия и др.

В структуре математического образования метод понимается как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и детей, обеспечивающих усвоение содержания математического образования с целью формирования математической культуры. В процессе математического образования дошкольников при выборе методовследует опиратьсяна три классификации: по источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический), по способу приобретения знаний (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемного изложения знаний, исследовательский), по характеру движения мысли от незнания к знанию (дедуктивный, индуктивный).

В качестве средств математического образования дошкольников целесообразно использовать средства, обеспечивающиевключение ребенка в самостоятельную деятельность (задания (включающие использование исторического, регионального материала), дидактический материал, современные информационные средства, в том числе персональные компьютеры и др.).

Необходимым условием функционирования системы математического образования является реализация непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования посредством организации их специальной теоретической и методической подготовки с целью создания условий для реализации математического образования, соответствующего современным тенденциям усиления взаимодействия культурообразующей и рационально-когнитивной составляющих образования.

Таким образом, современный педагог должен обладать следующими специальными компетенциями:

· способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях по вопросам математического развития ребенка;

· способен конструировать содержание математического образования детей раннего и дошкольного возраста с

· учитывать возрастные и индивидуальные особенности;

· готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания;

· способен оценивать личностные математические достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его математического развития;

· готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования;

· готов определять перспективные математические направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты;

· способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального математического образования детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: