Основное содержание ответа. Духовная ситуация нашего времени характеризуется негативными тенденциями, обозначившимися в советский период и обострившимися в 90-х XX века

Духовная ситуация нашего времени характеризуется негативными тенденциями, обозначившимися в советский период и обострившимися в 90-х XX века, а именно дефицитом в обществе человечности, гуманности, снижением уровня духовности, нравственности, усилении криминогенности окружающей среды. Обострились проблемы детства: социальное сиротство, беспризорность, рост числа детей, имеющих сложные проблемы из-за межнациональных конфликтов, экологических катастроф, террористических актов, состояние здоровья современных детей.

Миссия традиционного воспитания состоит в подготовке детей к жизни. Основным механизмом традиционного воспитания является наследование, передача ценностей и жизненного опыта, воспитание обращено к прошлому социальному опыту, уже состоявшейся культуре. Основными методами воспитания выступают требование, режим и дисциплина. Традиционное воспитание отличается педагогоцентричностью, т.е. признанием педагога безусловным ответственным субъектом воспитания, а ребенка объектом воспитания. Воспитание характеризуется идеологической направленностью. Воспитание реализует социальный государственный заказ на определенный тип личности. Несоответствие личности заданным параметрам рассматривается как дефект воспитания.

Миссия современного воспитани - помочь детям устоять перед трудностями, обрести истинные идеалы, а не ложные ценности, найти адекватные формы социализации, адаптации, культурной идентификации и самореализации, сохранить свою индивидуальность. В соответствии с этим, воспитание – это социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми жизненным опытом, ценностями, смыслами и нравственными способами поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Современное воспитание рассматривают как культуросообразный, человекоориентированный, жизнетворческий процесс. В состав его ведущих принципов были включены природосообразность, культуросообразность, личностный подход. Новый взгляд на воспитание выразился и в изменении позиций педагогов по отношению к среде - природной, информационной, куль­турной, которая стала рассматриваться как жизненное и воспитательное пространство, поле социальных выборов, творческой самореализации.

По мнению С.А.Козловой, реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого ребенка. Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ. Концепции воспитания на протяжении всего периода развития дошкольного образования менялись. Так, в начале 20 века ведущей была концепция Н.К.Крупской, ориентированная на воспитание в детях идейной направленности, коллективизма. В конце 30-х годов в концепцию воспитания вводится требование патриотического и интернационального воспитания. 50-е годы характеризуются вниманием к умственному развитию детей (работы ученых А.П.Усовой, Р.И.Жуковской, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.). В 1989 году в Концепции воспитания 1989 года прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. Сегодня научные поиски идут также в области теории и практики правового воспитания (Т.Н.Доронова, С.А.Козлова, Н.Ю.Ган и др.), экономического воспитания (Р.С.Буре, С.М.Котлярова, Н.М.Крылова и др.), патриотического, гражданского воспитания (П.В.Мельникова, Э.К.Суслова и др.), полоролевого воспитания (Н.Е.Татаринцева, М.В.Радзивилова и др.), развивающего воспитания (И.Э.Куликовская), физического воспитания (Л.В.Абдульманова, П.ПТарасова, А.В.Кенеман, Д.В. Хухлаева и др.).

За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предлагающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей дошкольного возраста: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Истоки» и др. Появляются и региональные программы воспитания дошкольников. Так, на кафедре дошкольной педагогики ПИ ЮФУ разработаны программы: «Экология детства» Р.М.Чумичевой, программа физического воспитания Л.В.Абдульмановой, социокультурного развития С.А.Дудниковой, полоролевого воспитания Н.Е.Татаринцевой, экологического воспитания Н.Е.Черноивановой, развивающего воспитания И.Э.Куликовской и др.

Современные научные исследования, обогащающие воспитательную теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм, методов и приемов на интересном для детей содержании и концентрацию на нем.

Средствами воспитания на современном этапе могут выступать народные игры, сказки, народный фольклор, произведения изобразительного искусства, художественная литература, музыка и т.д., способствующие овладению социокультурным опытом, ценностями, смыслами и способами нравственного поведения.

Методами воспитания дошкольников выступают следующие:

-познавательно - развивающие (этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.);

-диалогово - рефлексивные (игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги: взрослые-дети, диалог с самим собой и т.д.);

-театрально-игровые (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры- драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики и др.);

-сюжетно-образные (символические игры, моделирование жизненнозначимых ситуаций, схемы, эксперименты и др.);

-состязательные (игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины, брейн –ринги и т.д.).

3.Формами организации деятельности являются:

игровая; интеллектуально-познавательная; рефлексивная; экспериментальная; проблемно-поисковая и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: