Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения

План ответа:

1. Экологическая культура как этап развития культуры и основа экологического образования.

2. Анализ изменений цели экологического образования в России за полвека.

3. Методические подходы к реализации современной цели экологического образования

4. Задачи гуманистической модели экологического образования:

· развитие экологических представлений,

· развитие отношения к природе

· развитие системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

5. Системная модель процесса развития субъективного отношения к Природе.

Литература:

1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2005.

2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М., 2010.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону, 1996.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.– М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей /https://www.academia-moscow.ru/catalogue/sale/pedagogics/preschool/?id= 138

6. Калинин В.Б.Вестник АсЭкО: ресурсная база гуманистической модели экологического образования //Вестник АсЭкО 1998. №1 с.3-8.

7. Кудрявцев В.Т., Вересов Н.Н., Уразалиева Г.К., Лебедева Н.Н. Экологическое воспитание с позиций основных экологических парадигм (https://www.vtk.interro.ru).

Основное содержание ответа:

Ответ хорошо начать с обращения к материалам Конференция ООН по Окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и разработанной программе действий «Повестка дня на XXI век». В содержании, которых показана всеобщую озабоченность экологическими проблемами:

· величайшая из которых - проблема перехода к образу жизни, который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития человечества;

· вторая проблема – это проблема новых нравственных ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов, мировоззрение всех народов. К этим ценностям относятся чувство уважения к природе, к жизни во всех её проявлениях, внутренняя убеждённость в необходимости защиты природы, не подверженных воздействию таких внешних факторов, как экономический спад, изменение баланса политических сил, личные интересы;

· и раскрыта роль системы образования в осуществление перемен. Глобальное Воспитание, считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор, как важнейший фактор решения экологических проблем, предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ. Абстрактные знани я без понимания общей картины мира, не подкреплённые личным опытом – причина ошибочных суждений. Жизненно важно найти такие способы обучения, такие подходы, которые помогали бы формировать способность мыслить грамотно, смело, неординарно. Новый стиль мышления – единственное страховое свидетельство, способное обеспечить общее безопасное будущее».

Перед Россией и её системой образования сегодня стоит первоочередная задача: вписаться в происходящие в мире изменения. Изучая и осмысливая проблемы взаимодействия природы и общества, учёные Н.Н.Моисеев, И.К.Лисеев, С.Н.Глазачев, А.Д.Урсул, Н.М.Мамедов пришли к выводу, что критерием экологичности является сама жизнь. Сам процесс экологизации жизни общества отображает современную высокую социокультурную динамику и порождён саморазвитием, самоорганизацией системы духовной жизни общества. Сегодня познание мира и роли человека в нём невозможно без учёта того, что всякое знание - это знание о мире, опосредованное человеком, включённое в систему его ценностных ориентации. Смысл этого знания снять ряд ошибочных представлений: «человек – царь природы», «природа-мастерская»; «природа – неисчерпаемая кладовая»; «знание – сила»; «вредные и полезные» животные, растения; «нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям пользу: растения очищают воздух в помещении и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха»; «человек – мера всех вещей» (Д.Н.Кавтарадзе, Н.А.Рыжова).

Возникла новая ценность - экологическая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии; как культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания, и бытия человека (С.Н.Глазачев). Продолжая отвечать, важно раскрыть понятие экологическая культура. Подчёркиваем ЭКОКУЛЬТУРА (а не экология).

Экологическая культура - это этап развития общемировой культуры, который характеризуется глубоким и всеобщим осознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного за неё перед собой, перед живущими и перед последующими поколениями (Н.Ф.Реймерс, Э.В.Гирусов, Л.Н.Гордиенко, И.Ю.Ширкова).

Экологическая культура - это способ жизнеобеспечения, при котором общество воспитывает потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов (С.Н.Глазычев, О.Н.Козлова).

Экологическая культура изменяет образ Природы. Этот образ наиболее адекватно отражают понятия:

· «ноосфера - это мир, в котором знание об этом мире является его структурой. Отношение человека к природе рассматривается в качестве формы проявления самой природы» (В.И.Вернадский);

· «коэволюция – совместное, взаимосогласованное, гармоничное развитие общества и природы, усиление духовной компоненты в социоприродном бытии, повышение роли гуманитарной составляющей познавательного процесса» (Н.Н.Моисеев);

· «экологический нравственный императив – совокупность экологических и нравственных требований, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия. Правильно и разрешено то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие» (Н.Н.Моисеев).

Важнейшей чертой становления культуры в России является вдумчивое, ответственное отношение к себе, к своему месту в мире. Весь мир признаёт, что степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в русской культуре уникальны. С.Н.Глазачев, О.Н.Козлова считают задачей образования на этапе экологической культуры – развитие этой уникальности через стремление почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землёй и с историей своего народа, своей культурой, через осознание:

· что культура чувств не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системностью знаний (И.Я.Лернер);

· что воспитание - это не запреты (нельзя рвать листья, нельзя мусорить в лесу, нельзя...);

· что опыт эмоциональной воспитанности тесно связан с системой потребностей: потребности в безопасности («быть»), потребности в развитии («жить»), в познании мира, себя, смысла своей жизни (работа над своей душой); потребности в общении («для других»), потребности в любви;

· что воспитывать - это пробуждать способность любить Природу:«...природа, что это такое как объект любви? Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория» (С.Л.Рубинштейн).

Работы в области экологического образования детей ведутся в нашей стране около пятидесяти лет. Анализ изменений цели экологического образования за этот период показывает, что в начале 70-х годов отечественные специалистами она понималась только как просвещение (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина).

Во второй половине 80-х цель экологического образования стала пониматься как формирование бережного, ответственного отношения к природе и забота о защите природной среды (А.М.Салеева, Н.М.Мамедов).

В начале 90-х годов на первый план выдвинулось формирование экологической культуры и становление экологического сознания (С.В.Алексеев, Э.В.Гирусов, И.Ю.Ширкова, Б.Т.Лихачёв, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова).

В начале XXI века цель экологического образования стала определятся с позиций гуманистической модели как создание условий, способствующих:

· самореализации и личностному росту ребёнка,

· становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики;

· становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем (В.Б.Калинин, Д.Н.Кавтарадзе, Г.С.Ягодин).

Далее в ответе надо остановиться на методических подходах и трёх основных задачах экологического образования: развитие экологических представлений, развитие отношения к природе развитие системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Цели экологического образования, как они понимаются с позиций ГМЭО, требуют адекватных методических подходов (используемых в сочетании с традиционными) и методов:

· интегрирующий (холистический) подход – в его основе учёт различий функций левого («рационального» типа познавательной и творческой деятель-ности) и правого («эмоционального» типа) полушарий мозга; выбор форм, видов, методов образовательной деятельности, которые способствуют работе обоих полушарий. Подход призван содействовать, проявлению способностей ученика, гармонизации его личности в общении с природой, позволяет реализовать комплексное – эмоциональное и рациональное – восприятие природы, осуществить синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, целостное восприятие картины мира;

· учёт различий в стилях познания, т.е. в индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестетический);

· интерактивное обучение – обучение, погружённое в общение, в процессе которого идёт обмен ценностями, понимание и развитие навыков взаимодействия (ролевые и имитационные игры, направляемые дискуссии);

· метод приоритета нравственных ценностей, призванного обеспечивать готовность к моральному выбору с экологически обоснованных позиций;

· обучение через сотрудничество – методика, ориентированная на активное усвоение учебного материала при работе в малых группах.

Сопоставление исследований Н.А.Рыжовой, И.Г.Белавиной, Н.Г.Найдёнской, В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой, И.В.Цветковой показало, что методический аппарат гуманистической модели экологического образования включает комплекс задач:

-систему первоначальных знаний о природе как основу развития элементов экологического сознания (представление о мире природы как духовной ценности; представление о взаимосвязи природных условий и развития общества), педагогическое значение которой в психологической включённости ребёнка в мир природы. Такая система позволяет ребёнку знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности;

-накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой (природные объекты как сфера «человеческого», взаимодействия с ними включено в действия этических норм и правил; природные объекты как «значимый другой»), педагогическое значение которого становление субъективного отношение к природе.

Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать стратегии поведения;

-формирование готовности ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей природой, педагогическое значение которой принятие личностью стратегий и освоения технологий непрагматического взаимодействия с миром природы:

· стратегия наслаждения красотой природы, её созерцание. Технология эстетического освоения природных объектов: декоративно-прикладное, изобразительное искусство, словесное и музыкальное творчество, художественная фотография, пластика.

· стратегия удивления, восхищения, радости от встречи. Технологии получения научной информации о мире природы: коллекционирование, наблюдение, эксперименты, опыты, энциклопедическая и природоведческая книга.

· стратегия «растениям и животным «лучше живётся» в родной степи, реке». Стратегия создания условий для «полной самореализации» живого. Технологии взаимодействия с природой в условиях антропогенной среды: кинология, фелинологии, аквариумистика, содержание птиц, кролиководство, коневодство.

· стратегия отношение к дарам Природы как удивительным и чудесным творениям. Стратегия «бережной» добывающей деятельности. «Ресурсо - сберегающие технологии. Индивидуальные технологии природопользование в естественной среде: сбор лекарственных трав, грибов, ягод, рыбная ловля, фотоохота, полевое определение природных объектов.

· стратегия «мы природе». Технологии природоохранной деятельности. Природоохранное просвещение.

По утверждениюС.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, для эффективности педагогического процесса развития эмоционально-ценностного отношенияличности к миру природы должно быть соблюдено динамическое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу развития этого отношения. Системная модель процесса развития субъективного отношения к Природе, предложенная психологами, – это своеобразная «психологическая матрица», на которую может быть наложена «педагогическая калька» соответствующих принципов, методов и приёмов:

· принцип субъектификации природных объектов:

- метод экологической идентификации (отожествления) - педагогическая актуализация постановки ребенком себя на место природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, в которых находится объект,

- метод экологической эмпатии (сопереживание) - педагогическое сопереживание и сочувствие природному объекту,

- метод экологической рефлексии (обращение назад ) - педагогическая актуализация анализа ребёнком действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности (что они могли бы о тебе подумать?);

· принцип формирования мыслеобразов:

- метод экологических ассоциаций (соединение) - педагогическая актуализация ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте поставленной перед ребёнком проблемы;

- метод художественной репрезентации природных объектов - педагогическая актуализация художественных компонентов мыслеобразов мира природы средствами искусства,

- метод экологической лабилизации (изменения);

· принцип экологической коактивности (содействия):

- метод ритуализации экологической деятельности - педагогическая организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы,

- метод экологической заботы - педагогическая актуализация активности ребёнка, направленная на оказание помощи и содействия благу природных объектов,

- метод экологических ожиданий - педагогическая актуализация эмоционально-насыщенных ожиданий будущих контактов ребёнка с миром Природы.

Важную роль в становлении субъективного отношения к Природе играют, по исследованиям С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, её естественные стимулы, ощущаемые зрительно (цвет, форма, очертания силуэта, симметрия, пропорции, величина, размеры, световые особенности), аудиально (тон, тембр, ритм, высота), тактильно (тёплая поверхность, пушистая, мягкая, вязкая, липучая, холодная, колючая), обонятельно - вкусовые (аромат, неприятный запах).

Результатом непосредственного контакта личности с Природой является влечение к ней, т.е. неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с природным объектом. Такое влечение закладывает основы доверия и дальнейшего эмоционально- положительного отношения к Природе, делая ребёнка чувствительнее к стимулам, действующим по перцептивно-эмоциональному каналу, и способствуя становлению детского поиска информации о влекущем природном объекте.

Механизмами обработки естественных природных стимулов является эмоциональный тон ощущений (который сигнализирует ребёнку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности) и эмоциональная оценка (возникающая в процессе сравнения поведения природного объекта с человеком, его поведением) (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин).

Особенности восприятия современным человеком тех или иных природных объектов, доказывают психологи, обусловлены соответствующими культурными установками и этническими традициями, т.е. архетипически и этнопсихологически.

В эпоху зарождения языка из множества перцептивных признаков, присущих тому или иному природному объекту, вычленялись те, которые были значимы для принятия определённого поведенческого решения по отношению к этому объекту и последующего действия с ним. От мотивации основной деятельности с природным объектом зависело - какие именно признаки при этом выделялись и фиксировались в названии его или в устойчивых словосочетаниях о нём.

Такие названия являются социальными психологическими стимулами, оказывающими своё влияние на развитие субъективного отношения к Природе в рамках когнитивного канала. Их «ядро» - заключено в словах значения. Значение их вырабатывается социумом, кристаллизуя в себе опыт того или иного общества с Природой: «у каждой нации своё собственное понятие природы» (В.Гумбольдт).

Воздействие вербальных социально-социологических стимулов опосредствуются внутренним миром личности, различными социальными факторами. Этнические традиции, культурные установки, особенности самого языка данного народа проявляются в эмоциональной оценке, которая носит чётко выраженный эстетический (красавка, мудрый дуб, плакучая ива) и этический (мухомор, чертополох, сорока-воровка) характер.

Эстетические социально-психологические стимулы связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании. Этические - с принципами и нормами морали, принятыми в обществе, часто представленными в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведения природного объекта в которых может совершенно не соответствовать его реальному биологическому поведению.

Большую роль в дальнейшем развитии субъективного отношения к природным объектам играют экологические факты, которые по сути выполняют функции психологических стимулов когнитивного канала.

Возможность информации выступать в качестве стимула, формирующего субъективные отношения к природному объекту, определяется её способностью изменять с истему представлений личности о мире, о себе самом и своих связях с миром.

Экологические сведения могут влиять на развития отношения как непосредственно - через вызываемые ими эмоциональные оценки, так и на основе интеллектуализации эмоций - это механизм, в результате действия которого происходит смена отношений (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин).

Экологические факты изменяют представления личности, если представлены в конструкции «самый...» (в количественном отношении) или «похож на меня», «как я » (в качественном отношении).

Результатом действия описанных механизмов становиться устойчивое положительное отношение – интерес как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание цели деятельности и тем самым способствующая ориентировке ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин).

Интерес к миру Природы ребёнка дошкольника перерастает в склонность к натуралистическим занятиям в школе и вузе. Склонность - это избирательная направленность индивидуума на деятельность, основой которой является глубокая устойчивая потребность заниматься натуралистической деятельностью, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с ней.

Весьма показательно, что, педагоги, говоря о значении растений и животных в жизни человека, отмечают исследователи, и сегодня остаются в плену прагматических установок по отношению к природным объектам: «растения очищают воздух в помещении и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха».

С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин выделяют ряд психологических функций взаимодействия личности с растениями и животными, обусловленных потребностями человека.

Эстетическая функция - возможность любоваться «красотой форм», наслаждаться «приятным запахом», мелодичными звуками, развивается эстетическое чувство, потребность жить по законам красоты.

Познавательная функция - возможность «наблюдать за интересными процессами», узнавать новое. Природа способствует обогащению представлений ребёнка о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, целенаправленной внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность и самостоятельность мышления, познавательный интерес и любознательность.

Функция реализации потребности в компетентности - овладение соответствующими технологиями, удовлетворение от своей компетентности - «ежедневный уход за ними доставляет радость».

Функция реализации этических потребностей - «наша потребность любить и заботиться о ком-то». Ответная реакция животного на ласку ребёнка, воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа выступает как средство трудового воспитания. Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками заботы за растениями в уголке природы и на участке. На основе умственного и физического труда у детей воспитывается личностное качество трудолюбие.

Система многообразных взаимоотношений ребёнка с Природой является основой становления детской картины мира как особой система значений, представлений, отношений и поведения ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: