В науке предложено немало разновидностей моделей и способов их группировки. Приведем наиболее существенные, на наш взгляд, классификации.
По способу реализации:
1) вещественные; 2)знаковые; 3)образные; 4)ситуационные.
По полноте представления объекта:
1) полные; 2)неполные (частичные).
По области знаний:
1)технические;
2) социальные;
3) биологические;
4) психологические и др.
Поскольку образовательный процесс включает в себя процесс воспитания и процесс обучения, то моделирование процесса воспитания и обучения является актуальной задачей дошкольной педагогики.
Среди моделей обучения выделяют:
1.Учебно-игровая модель обучения. Представители: Зайцев Николай Александрович, Короткова Эльмира Павловна, Никитин Борис Павлович, Михайленко и др.
2. Модель развивающего обучения. Представители: Занков Леонид Владимирович, Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич.
3. Знаниево-символическая модель обучения. Представители: Шаталов Виктор Федорович.
4. Календарно-тематическая модель обучения. Представители: Логинова Вера Иосифовна, Козлова Светлана Акимовна и др.
|
|
5. Исследовательская модель обучения. Представители: Венгер Леонид Абрамович, Фабри и др.
Среди моделей воспитания выделяют:
1.Социократические модели воспитания (Шацкий Станислав Теофилович, Макаренко Антон Семенович, современные – Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова).
2. Гуманистические модели воспитания (Ушинский Константин Дмитриевич, Вентцель Константин Николаевич, Сухомлинский Василий Александрович).
3.Личностно-ориентированные культурологические модели воспитания (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.).
4.Трансцендентальные модели воспитания (Зеньковский Василий Васильевич, Рудольф Штайнер и др.).
Профилактика и устранение конфликтных ситуаций в деятельности руководителя ДОУ.
План ответа:
1. Основные признаки конфликта.
2. Разновидности конфликтов.
3. Стадии развития конфликта.
4. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта.
5. Способы разрешения конфликта.
Литература:
1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 19999.
3. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск, 1986.
4. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1998.
5. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998.