Характеристика валютной системы и ее элементов

По мере интернационализации хозяйственных связей формируются национальная и мировая валютные системы. Вначале возникла национальная валютная система − форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями мирового права. Национальная валютная система является составной частью национальной денежной системы, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки. Национальная валютная система включает в себя ряд элементов:

− наименование валюты и определение паритета (обычно в валютном металле);

− порядок установления валютного (обменного) курса;

− определение видов международных платежных средств и порядка их использования;

− регламентацию наличных и безналичных международных расчетов;

− статус национальных институтов, которые обслуживают и регулируют международные валютные и кредитные отношения (центральный банк, государственное казначейство, кредитно-финансовые учреждения, биржа, рынок золота, валютный рынок, специальные органы валютного контроля) и др.

Национальная валютная система связана с мировой валютной системой − формой организации международных валютных отношений, сложившейся на основе развития мирового рынка и закрепленной межгосударственными соглашениями. Международная валютная система включает в себя:

− определение основных международных платежных средств;

− режим валютных паритетов и курсов;

− условия конвертируемости валют;

− механизм пополнения каналов международного оборота достаточным количеством пользующихся доверием платежных средств;

− унификацию основных форм международных расчетов;

− статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения (МВФ и др.);

− режим международных валютных рынков и рынков золота и др.

Эволюция валютной системы определяется степенью развития мирового хозяйства и мирохозяйственных связей. В результате промышленной революции на основе расширения международной торговли образовалась мировая валютная система − золотой монометаллизм в форме золотомонетного стандарта. В этот период денежная и валютная системы, как национальная, так и международная, были тождественны с той лишь разницей, что деньги, попадая на мировой рынок, как бы сбрасывали свои национальные мундиры и принимались в платежи по весу. С возникновением государственно-монополистического капитализма классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, стал тормозить регулирование экономики, денежной, кредитной и валютной систем в интересах монополий и государства. Поэтому после первой мировой войны его сменил механизм золотодевизного стандарта, базирующийся на золоте и ведущих валютах капиталистического мира, что было закреплено решениями Генуэзской конференции 1922 г.

Конференция в Генуе попыталась установить некую переходную систему, которая во многом предвосхищала решения, принятые впоследствии в Бреттон-Вудсе (1944 г.). В целях возвращения к нормальному функционированию валютной системы Генуэзская конференция рекомендовала:

− восстановить частичную обратимость национальных валют в золото, но только в виде слитков. Это предлагалось для того, чтобы беречь золото и избежать слишком серьезных дефляционистских последствий. Вследствие этого золото исчезало из внутреннего денежного обращения;

− учитывая факт перераспределения в результате войны запасов благородного металла и чтобы позволить странам, лишившимся своего золота, восстановить их валюту, конференция предложила, чтобы резервные авуары выражались не только в золоте, но и валюте, могущей быть обратимой в золото. Так, состоялось официальное рождение «системы золото-девизного стандарта». Это означало, что, помимо золота, другие национальные валюты могут выполнять функции накопления, а следовательно, международных средств платежа. В это время денежные системы тридцати стран функционировали на базе золото-девизного стандарта.

После второй мировой войны первым серьезным шагом по внедрению государственно-монополистического регулирования валютно-кредитной сферы стало Бреттон-Вудское соглашение (1944 г.). В качестве ключевого элемента послевоенного устройства валютно-кредитной системы Бреттон-Вудское соглашение заложило принципы золото-девизного стандарта. Он базировался:

− на золоте и господстве двух резервных валют − доллара и фунта стерлингов;

− на разменности доллара в золото по официальной цене (35 долларов за тройную унцию до 15 августа 1971 г.);

− на взаимной обратимости валют промышленно развитых капиталистических стран в золото через доллар;

− на фиксированных валютных курсах (узких пределах отклонения курсовых соотношений от паритетов);

− на межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений капитализма с помощью специально утвержденных институтов − международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). В МВФ и в МБРР, фактическая деятельность которых развивалась в несколько ином по сравнению с первоначальными планами направлении, господствующие позиции с самого начала заняли США.

Золото-долларовый стандарт, созданный в Бреттон-Вудсе в действительности функционировал на долларовой основе, поскольку лишь в США предпринимали попытки сохранить непосредственную конвертируемость своей валюты в золото. Другие страны поддерживали паритеты своих валют, искусственно привязывали их к доллару и без всяких вопросов принимали доллары в качестве резервных активов, благодаря их конвертируемости в золото, а также потому, что США допускали свободное размещение иностранных авуаров на нью-йоркском денежном рынке. Тем самым доллар играл уникальную роль в Бреттон-Вудской системе.

В данном случае США была представлена уникальная возможность расплачиваться с зарубежными партнерами не золотом и иностранной валютной, а бумажными деньгами собственного производства. Это было равноценно получению у стран, принимающих доллары в оплату за товары и услуги беспроцентного и, по существу, бессрочного кредита на колоссальные суммы. Путем искусственного завышения курса валют других государств США формировали вывоз капитала, создав благоприятные условия для приобретения американскими монополиями по выгодным ценам предприятий и целых отраслей экономики в других странах, а также для финансирования огромных военных расходов за границей. При этом два условия были необходимы для успешного функционирования Бреттон-Вудской системы:

− сохранение свободы торговли и расчетов требовало, чтобы объем официальных резервов возрастал в приемлемом соотношении к объему международных операций. Это условие частично выполнялось за счет платежного дефицита США, который служил источником долларов для замещения незначительного притока нового монетарного золота и прирост резервов;

− поддержание оптимального соответствия между золотом и долларами − двумя основными резервными активами валютной системы.

Однако усиливающиеся межгосударственные противоречия создавали условия для противоборства в сфере валютных отношений. Поэтому в январе 1976 г. на Ямайской сессии Международного валютного фонда было достигнуто Кингстонское соглашение, котоpoe разрешало центральным банкам проводить операции с золотом на открытом рынке по существующим там ценам, предусматривало продажу и возврат странам-членам части золотых запасов МВФ, официально узаконивало систему плавающих валютных курсов, официально узаконивало отказ от фиксирования каким бы то ни было образом золотого содержания национальных валют.

С 13 мая 1979 г. начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), членами которой стали восемь стран-членов «Общего рынка». Европейская валютная система имела свой собственный механизм согласования валютных курсов, особенности в приспособлении валют друг к другу. Для контроля над валютными курсами в момент старта был объявлен центральный курс соответствующей валюты в ЭКЮ. На его основе строилась паритетная сетка двухсторонних курсов и пределы их отклонения. Например, если в паритетной сетке зафиксировано, что 1 марка ФРГ равна 2,31 французского франка, то верхний и нижний пределы отклонения составляют соответственно 2,25 и 2,36 франка. В уставе ЕВС предусматривается возможность корректировки двухсторонних валютных курсов. Однако для этого требовалось согласие всех участников системы. Изменение центрального курса в ЭКЮ одной валюты ведет к изменению центральных курсов остальных валют. Это объясняется спецификой связи курсов в ЕВС.

По сравнению с международной валютной системой ЕВС обладала еще одним специфическим элементом − «индикатором отклонений» валютного курса. Он должен дать информацию о том, что одна из участвующих в системе валют имеет иное развитие, чем другие валюты, либо потому, что она находится под влиянием факторов, важных для развития валютного курса, либо потому, что она подлежит специальному влиянию. Индикатор составлял 75% от максимально допустимого отклонения дневного курса валюты по отношению к ЭКЮ. Максимально допустимое отклонение рыночного курса валюты равно 2,25%. Допустимое отклонение существенно дифференцируется. Валюта с большим весом в «корзине валют» имеет меньшее отклонение, чем валюта с незначительным весом. Для западногерманской марки, например, порог отклонений составит ± 2,25 ´ 0,75 () = ± 1,13 процентных пункта, а ирландского фунта стерлингов − ± 2,25 ´ 0,75 () = ± 1,67 процентных пункта.

Индикаторы отклонения в ЕВС должны были придавать устойчивость валютным отношениям, они были призваны сократить количество интервенционистских операций, вызывающих неурядицы на валютных рынках и противоречия между отдельными странами. Вторая задача ЕВС состояла в регулировании краткосрочных кредитов. Практика «змеи» показала, что нельзя поддерживать устойчивость валютных курсов без валютных ресурсов.

Неравномерность динамики национальных цен, денежной массы, национальной производительности труда, различный уровень процентных ставок являются, в свою очередь, основой для разнонаправленного изменения валютных курсов, делают тесными фиксированные пределы их отклонений. Неустойчивость валютных курсов в ЕВС вызывали и внешние факторы. Необходимость поддержания двойного курса: фиксированного − по отношению к валютам друг друга и плавающей − к доллару США, создает много трудностей. Это связано с тем, что колебания курсов валют по отношению к доллару были крайне неравномерны.

Характерно, что в настоящее время создавать мировые кредитные деньги не могут даже самые экономически сильные страны вследствие возникающих и часто обостряющихся межгосударственных разногласий. Поэтому американский доллар несмотря на то, что он опирается на мощный экономико-финансовый потенциал США, не может являться абсолютно единственным платежным и резервным средством. Валюты же других стран тем более не могут претендовать на эту роль. Это порождает стремление к образованию валютных систем (валютных союзов) и региональных кредитных денег в противовес американскому доллару. При этом валютные союзы характеризуются наличием общей валюты или твердо фиксированных обменных курсов валют стран−участниц без каких бы то ни было допустимых пределов колебаний между ними, а также безусловным обязательством стран-участниц поддерживать конвертируемость (обратимость) своих валют.

Переход к валютному союзу может быть осуществлен быстро и резко − путем «большого скачка» − и постепенно. Во втором случае предполагается как государственное валютное регулирование, так и использование рыночных сил, например, координация экономической политики и политики регулирования валютного курса, создание параллельной валюты. Оба способа («большой скачок» и постепенный) допускают большой выбор вариантов, но при всех альтернативах достижение поставленных целей должно быть оформлено политическими обязательствами.

Однако по сравнению с «большим скачком» метод постепенного перехода является более предпочтительным, хотя и недостаточно эффективным для преодоления сопротивления тех или иных заинтересованных сил. В данном случае стратегия «большого скачка» и концепция параллельной валюты имеют то преимущество, что благодаря своей динамике и эффекту неожиданности они могут заставить противников валютного союза пойти на уступки, которые на основе добровольности получить бы не удалось. Тем не менее, для решения вопроса о приемлемости того или иного пусти валютной интеграции необходимо учитывать, насколько они позволяют правительствам смягчить или обходить так называемое ограничение суверенитета, дают возможность властям преодолевать сопротивление противодействующих групп в стране и позволяют в обозримой перспективе реализовать цели интеграции.

Для успешного создания единой валютной системы необходима также интенсивная разъяснительная работа, позволяющая убедить противников в том, что отказ от суверенитета является скорее мнимым, чем реальным. Должны быть также проведены меры по широкому экономико-финансовому выравниванию положения в странах-участницах валютного союза. Валютный союз возможен лишь в рамках широкого политического союза, а лучшим путем к валютной интеграции является такой способ действий, при котором на первом месте стоит фиксация валютных курсов. При этом валютная интеграция по существу является оборотной стороной тенденции к валютному полицентризму, основывающейся на действии закона неравномерности экономического и политического развития государств.

Механизм валютной интеграции предполагает установление режима взаимосвязанных, но корректируемых курсов валют стран-участниц, выработку правил проведения валютных интервенций для поддержания валютных курсов стран-участниц, создание региональной валюты, которая в перспективе должна стать международным платежным и резервным средством, создание регионального валютного фонда, объединяющего частично или полностью золото-валютные резервы стран-членов, и осуществляющего эмиссию региональной валюты, а также регулирование валютных отношений.

На создание подобного механизма в принципе была ориентирована Европейская валютная система (ЕВС). Однако валютный союз не может быть создан в отрыве от экономического союза, формирования единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому результатом, итогом процессов валютной интеграции должно стать создание экономического и валютного союза. Развитие процессов валютной унификации является необходимым, но недостаточным условием достижения этого союза. Внутренняя противоречивость ЕВС, задуманной как попытка валютной интеграции и сведенной только к осуществлению валютной унификации, находит проявление в недостаточном уровне координации экономической и валютной политики ее членов.

ЕВС − новейшая попытка стран ЕЭС осуществлять межгосударственное регулирование валютных отношений. Она постепенно приобретает черты региональной валютной системы, представляющей собой форму организации валютных отношений стран ЕЭС, обслуживающую внутрирегиональные хозяйственные связи, один из полюсов полицентрической мировой валютной системы современных промышленных развитых стран. Механизм ЕЭС образовывали три элемента, включающие в себя:

− европейскую валютную единицу (ЭКЮ);

− режим совместного и взаимоувязанного колебания валютных курсов — «суперзмея»;

− Европейский фонд валютного сотрудничества.

Одна из основных задач Европейской валютной системы − поддержание в ее рамках стабильных валютных курсов. В определенной степени эта цель была достигнута − за период функционирования ЕВС колебания курсов входящих в нее валют, были меньше, чем в предшествовавший ему период после развала Бреттон-Вудской системы. Однако достигнутая относительная валютная стабильность обеспечивалась не только координацией экономической политики, как это предполагалось в момент создания ЕВС, сколько:

− крупномасштабными валютными интервенциями;

− повышением процентных ставок;

− частыми пересмотрами валютных курсов.

Центром Европейской валютной системы была европейская валютная единица (ЭКЮ). В будущем она по замыслам создателей ЕВС должна была стать региональными деньгами Сообщества. На первом же этапе ей отводится роль параллельного платежного резервного средства, функционирующего наравне с национальными валютами.

Благодаря ЕВС в Западной Европе возникла зона, характеризующаяся относительно высокой устойчивостью валютных курсов и цен. За время существования ЕВС (с 1979 г.) изменчивость курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу заметно уменьшилась. При этом по вопросу о месте ЕВС в международной валютной системе и взаимоотношениях между обеими системами наиболее распространенным является мнение, согласно которому ЕВС следует придать институционное развитие и поднять ЭКЮ до уровня международного резервного средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: