Особенности и закономерности валютной интеграции

Валютная интеграция представляет собой специфические формы межгосударственного сотрудничества, направленные на стабилизацию и развитие валютного рынка, а также на совершенствование систем трансграничных расчетов в виде неттинговых (многосторонний клиринг) и системы брутто (валовых) без учета в данном случае наличия или отсутствия интеграционной группировки. Основными формами валютной интеграции являются валютные зоны, стабилизация валютных курсов, системы трансграничных расчетов и объединение (консолидация) валютно-финансовых рынков.

Валютные зоны представляют собой наиболее характерную форму валютной интеграции. Под валютной зоной понимается, как правило, любое объединение (группировка) стран, на территории которых находится в обращении единая денежная единица. Простейшие валютные зоны возникли с появлением самого феномена денег. В частности, в VI в. до н. э. города-государства Древней Греции заключали между собой соглашения о разрешении свободного обращения на территории двух и более полисов монет, выпущенных в каждом из них. В середине I в. до н. э. западная часть Римской империи фактически была зоной обращения общей денежной единицы – римского динария. Были также Ганзейский (XIV в.), Латинский и Скандинавский (вторая половина XIX в. – начало XX в.) валютные союзы. В настоящее время существует валютный союз Европейского экономического сообщества. При этом мировая практика выделяет пять основных типов валютных зон:

соглашение между независимыми государствами об использовании их национальных денежных единиц параллельным платежным средством на территории каждого из них. Как отмечалось выше, параллельное обращение имеет длительную историю. В новейшее время можно отметить Латинский монетный союз, в который входило пять европейских государств. Данный союз в 1865 г. инициировала Франция, и в него вошли Бельгия, Италия, Швейцария и Греция. Монеты пяти государств, ориентировавшихся в то время на биметаллизм, имели свободное хождение и принимались к оплате в других государствах, входящих в монетный союз. По приводимым в экономической литературе данным, доля монет стран-участников союза в общей стоимости обращавшихся монет в 1883 г. составляла в Италии – 2,6%, Франции – 46%, Бельгии – 58%, Швейцарии – 88%.

На параллельном обращении национальных валют (в усеченном виде) был основан валютный союз Бельгии и Люксембурга, являвшийся составной частью заключенного ими в 1921 г. экономического союза. При этом люксембургский франк равнялся бельгийскому. Бельгийские банкноты и монеты были законным платежным средством на территории Люксембурга, тогда как люксембургские деньги не имели такой силы в Бельгии (легко обменивались на бельгийские денежные знаки). Валютный союз Бельгии и Люксембурга просуществовал до 1999 г., т. е. до введения обеими сторонами единой европейской валюты (евро). Характерно, что до этого Люксембург не имел своего центрального банк, эмиссию осуществлял Национальный банк Бельгии, а валютный контроль – Бельгийско-Люксембургский валютный институт. Параллельное хождение национальных денежных знаков имеет экономическое значение в условиях существования полноценных (металлических) денег. При переходе к неразменным на золото бумажным деньгам этот инструмент утрачивает свою эффективность и в настоящее время практически не применяется;

− соглашение между независимыми государствами о переходе на более сильную денежную единицу одного из них. Данный инструмент международного валютного сотрудничества применяется довольно редко. Так, в 1837−1838 г.г. в ходе объединения немецких денежных систем сначала государства юга, а потом северные земли перешли, соответственно, на баварский гульден и прусский талер. В 1938 г. была заключена Дрезденская монетная конвенция, которая установила безотзывную фиксацию обменного курса между талером и гульденом. Обе денежные единицы обращались на равных условиях и при одинаково жестких требованиях эмиссии;

− соглашение между государствами о создании наднациональной коллективной денежной единицы при сохранении национальных денег государств-участников. Введение коллективной денежной единицы с сохранением национальных денег используется давно. Так, в 1392 г. города немецкой Гонзы Любек, Гамбург, Росток, Кельн и др. заключили монетный союз и начали чеканить монеты единого образца – экслинги, дрейлинги и др.

В конце XX–го столетия также использовались денежные единицы с сохранением национальных валют. В частности, страны ЕЭС создали в 1973 г. европейскую расчетную единицу (ЕРЕ), которая служила мерой стоимости в Европейском фонде валютного сотрудничества. ЕРЕ представляла собой валютную корзину из национальных валют европейских стран и имела следующий состав (удельный вес): марка ФРГ – 27,3%, французский франк – 19,5%, английский фунт стерлингов – 17,5%, итальянская лира – 14,0%, голландский гульден – 9,0%, бельгийский франк – 7,9%, датская крона – 3,0%, ирландский фунт – 1,5% и люксембургский франк – 0,3%. При создании ЕРЕ ее обменный курс был ориентирован на существовавшее золотое содержание золота, а потом определялся ежедневно на основе биржевых котировок, входивших в валютную корзину денежных единиц в соответствии с их удельными весами. В 1979 г. появилась новая Европейская расчетная единица (ЭКЮ), которая также представляла собой валютную корзин, состав которой пересматривался один раз в несколько лет. ЭКЮ способствовала развитию расчетов между странами ЕЭС, играла важную роль в стабилизации обменных курсов, и на ее базе в дальнейшем возникло евро.

Коллективной денежной единицей являются введенные 1 января 1970 г. Международным валютным фондом (МВФ) специальные права заимствования (СДР). При своем введении СДР были жестко привязаны в доллару США, а с середины 1974 г. стали исчисляться на базе корзины из 16 валют. В 1981 г. валютная корзина была сокращена до пяти валют и в нее стали входить доллар США, марка ФРГ, японская йена, английский фунт стерлингов, французский франк. После создания Европейского валютного союза в валютной корзине СДР в 1999 г. на доллар США приходилось 45%, на евро – 29%, на японскую йену – 15% и на английский фунт стерлингов – 11%;

− соглашение о создании экономического и валютного союза с единой валютой, которая заменяла собой национальные денежные единицы государств-участников. Введение единой валюты представляет собой более высокую степень интеграции, чем создание коллективной (расчетной) денежной единицы. При этом теория и практика подтверждают, что валютный союз невозможен без экономического союза. Это означает, что его участники должны не просто координировать экономическую политику, а иметь общую тактику и стратегию экономических преобразований;

− одностороннее решение независимого государства о замене национальной денежной единицы на валюту другого, экономически более сильного государства. Переход к такому типу валютной зоны позволяет стране достаточно быстро завоевать доверие своего населения к новым деньгам, которые перестают быть национальными. При этом вопросами эмиссии, обменного курса, девальвации, ревальвации и процентных ставок по государственным ценным бумагам занимается центральный банк той страны, валюта которой заменила бывшую национальную денежную единицу. Использование сильной иностранной валюты в качестве своего платежного средства широко используют бывшие колонии, протектораты, небольшие островные и карликовые государства. В данном случае свою потенциально возможную денежно-кредитную независимость они заменяют правом использования иностранной валюты.

Формой валютной интеграции является поддержание стабилизации валютных курсов, необходимость которой возникла после краха Бреттон-Вудской валютной системы. В данном случае переход от фиксированных обменных курсов (один из основных принципов Бреттон-Вудского соглашения) к плавающим и отмены золотого содержания национальных денежных единиц поставил весьма остро вопрос о необходимости оптимального ограничения хаотичности в движении валютных курсов. Это имеет особое значение для тех государств, которые тесно связаны взаимной торговлей и инвестициями. Для решения этой проблемы в пределах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1972 г. была создана так называемая «валютная змея», представляющая фактически собой обычный валютный коридор. Для удержания валютных курсов в установленных пределах используется механизм валютных интервенций, согласно которого при понижении или повышении обменного курса национальной денежной единицы того или иного государства центральный банк должен был соответственно, ее скупать или продавать. В настоящее время такая схема в модифицированном виде применяется по отношению привязки к евро валют тех европейских стран, которые еще не вошли в ЕЭС (датская крона, литовский лит, эстонская крона, латвийский лат, кипрский фунт, мальтийская лира и словенский доллар).

Сотрудничество в целях стабилизации валютных курсов может происходить не только в пределах различных интеграционных группировок, но и в рамках различных межгосударственных соглашений. Так, в 1985 г. страны «Большой пятерки» (США, Англия, Франция, Германия и Япония) заключили соглашение «Плаза» о совместных действиях по снижению завышенного в то время курса доллара. Эти действия завершились подписанием «Большой семеркой» в феврале 1987 г. Луврского соглашения, в соответствии с которым устанавливался узкий (+ 2,5%) и широкий (+ 5%) диапазоны колебаний обменных курсов. При достижении обменным курсом первой границы интервенции были добровольными, а при достижении второй они становились обязательными.

К формам валютной интеграции относятся системы трансграничных расчетов, существующие в двух основных видах: неттинговые (многосторонний клиринг) и системы брутто (валовых) расчетов. Неттинговая система предполагает создание расчетной палаты. Последняя периодически проводит зачеты взаимных требований, выводит кумулятивной сальдо (активное или пассивное) для каждого участника, которые рассчитываются только с расчетной палатой, а не друг с другом. В системе брутто расчеты имеют двусторонний характер. В данном случае платежи между коммерческими банками различных стран осуществляются через банки-участники системы, в роли которых могут выступать как центральные банка, так и крупные коммерческие банки или их объединения. Поскольку системы трансграничных расчетов подвержены рискам, то для снижения операционных рисков в нетто-системах применяют лимиты нетто-кредитов и дебетовые лимиты банков-участников, а в системах брутто – требования о залоговом обеспечении при открытии длинной позиции.

Развитию неттинговых расчетов способствовало создание в 1985 г. крупнейшими коммерческими банками Европы системы многостороннего клиринга (получила название – Европейская ассоциация), которая вначале платежи проводила в ЭКЮ, а ее расчетной палатой был БМР. С 1999 г. платежи были переведены на евро, и расчетной палатой стал Европейский центральный банк (ЕЦБ), а урегулирование дневного сальдо происходит в настоящее время через платежную систему Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). В 2005 г. данная система ежедневно проводила операции на сумму более 170 миллионов евро. При создании европейскими странами Экономического и валютного союза (ЭВС) была разработана Трансевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени (ТАРГЕТ), которая сначала предназначалась для обслуживания операций между ЕЦБ и национальными центральными банками, а затем ее начали использовать также в коммерческих целях.

Четвертая форма валютной интеграции связана с консолидацией (объединением) валютных и финансовых рынков, которые условно подразделяются на три типа или направления. Первое направление связано со снятием валютных ограничений на пути движения национальных капиталов. Данные процессы активно развивались в 80−90-е годы XX-го столетия не только в пределах региональных объединений, но и в общемировом масштабе. Второе направление консолидации валютных и финансовых рынков состоит в устранении валютных ограничений и объединении финансовых услуг. Так, в 1998 г. в Европейском союзе был принят План действий в области финансовых услуг, предусматривающий создание в 2003 г. интегрированного фондового рынка и в 2005 г. единого финансового рынка. Третье направление данной формы валютной интеграции связано с развитием рыночной инфраструктуры, к которой можно отнести согласованный выпуск государственных ценных бумаг, содействие выпуску ценных бумаг в национальных денежных единицах, также мониторинг финансовых рынков, обмен информацией между денежными властями, совместное привлечение иностранных инвестиций, предоставление технической помощи, обучение специалистов и т. д.

При решении вопроса о продвижении к валютной интеграции существовал и существует ряд проблем. В частности, углубленное международное валютное сотрудничество лишь тогда является эффективным, когда участвующие стороны готовы отказать от достижения краткосрочных внутриэкономических связей и перейти к связанной определенными правилами денежной политике сбалансированного государственного бюджета. В этом случае становятся возможными низкие темпы инфляции, высокая занятость и стабильные валютные курсы.

Если сотрудничество позволяет проводить такую политику, оно может внести свой вклад в стабилизацию валютных курсов. До тех пор, пока невозможно осуществить международные соглашения о проведении организованной по определенным правилам денежной политики и добиться сбалансирования бюджетов, нынешняя система гибких курсов ведущих валют мира представляется более предпочтительной, чем любая форма валютно-политического сотрудничества. Гибкие курсы позволяют ослабить давление мировой инфляции, исключают риски прекращения валютной обратимости, делают излишним контроль за движением капиталов и стимулируют тем самым интеграцию международных рынков капитала.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой национальная валютная система и из каких элементов она состоит?

2. Что такое мировая валютная система и какие она включает в себя элементы?

3. Как происходила эволюция мировой валютной системы?

4. На каких принципах базировался золотодевизный стандарт Бреттон-Вудского соглашения?

5. Какие либеральные направления заключались в основной идее Бреттон-Вудского соглашения?

6. Что положено в основу Ямайского соглашения?

7.Какие возможны направления в развитии современной мировой валютной системы?

8. Чем характеризуется валютный союз и как может быть осуществлен переход к нему?

9. Что предполагает механизм валютной интеграции?

10. Как происходило формирование Европейского валютного союза?

11. Как происходит реализация системы «целевых зон»?

12. Что представляют собой основные предпосылки создания Европейского валютного союза?

13. Из каких этапов состоит переход к единой валюте в рамках Европейского валютного союза?

14. Какие основные критерии являлись основными при создании Европейского валютного союза?

 
 

15. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮНОГО КУРСА И МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: