Создание музеев в Российской Федерации

Особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации определяет Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»[109].

При определении правового статуса музеев следует учитывать, что существует две их категории: государственные и частные.

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.

Музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (см. ст. 120 Гражданского кодекса РФ). Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ, равно как и права учреждения на закрепленное за ним имущество.

Государственные музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законами субъекта Российской Федерации.

Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.

Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

В настоящее время музеи могут осуществлять только ту деятельность, которая указана в их учредительных документах. Такими документами являются уставы музея.

Реорганизация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Изменение целей деятельности музеев в результате реорганизации не допускается.

Ликвидация музея как юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В настоящее время ликвидация как государственного, так и негосударственного музея осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Соответствующее решение принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: