Государственная регистрация туристского предприятия

Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:

- фирмы – производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

- фирмы – туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

- фирмы – турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

- специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);

- специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

- специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

- предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

- предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

- государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).

В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию – межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.

Государственная регистрация туристских предприятий - юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом.

Государственная регистрация туристских предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в органах Федеральной налоговой службы и носит уведомительный характер, то есть при наличии требуемых документов и правильном их оформлении в регистрации не может быть отказано.

Для государственной регистрации туристского предприятия его учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы:

- заявление на регистрацию по установленной форме, подписанное учредителем (учредителями) туристского предприятия.;

- решение о создании юридического лица в виде протокола договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы (учредительный договор, устав);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

- документ, подтверждающий оплату уставного капитала;

- документ об уплате государственной пошлины;

- документ, свидетельствующий о будущем юридическом адресе туристского предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрационный орган. Моментом государственной регистрации туристского предприятия признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Туристское предприятие не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации получает документ (свидетельство), подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Организационное оформление туристского предприятия.

При состоявшейся государственной регистрации следует процедура организационного оформления туристского предприятия — постановка на учет в налоговых органах, органах статистики, государственных внебюджетных фондах (социального и медицинского страхования, пенсионном).

На заключительном этапе создания туристского предприятия его учредители открывают постоянный расчетный счет в банке для хранения денежных средств и осуществления текущих расчетных операций.

После открытия расчетного счета туристское предприятие получает разрешение органов внутренних дел на изготовление печатей и бланков. Для этого изготавливаются их эскизные образцы и осуществляется заказ в специализированной фирме. С момента получения круглой печати и углового штампа туристское предприятие функционирует как юридическое лицо.

Выше представлены только основные процедуры создания туристского предприятия. Вместе с тем в каждом конкретном случае имеется определенная специфика (например, если выбрана такая организационно-правовая форма, как акционерное общество, то его учредителям предстоит осуществить подписку на акции, провести учредительную конференцию и т. д.). Поэтому создание туристского предприятия требует детального изучения действующего законодательства.

В целях совершенствования государственного регулирования туристской деятельности, обеспечения гарантий защиты прав и законных интересов потребителей, повышения качества туристских услуг впервые сформирован Единый федеральный реестр туроператоров, функции по формированию и ведению которого возложены на Ростуризм.

28 октября 2011 г. вступил в силу Приказ[95] Минспорттуризма России, утвердивший Административный регламент по предоставлению Ростуризмом государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров. Административным регламентом установлен порядок предоставления Ростуризмом данной государственной услуги

Порядок внесения сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров регулируется:

- ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[96] (далее - Закон);

- Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров (утв. Приказом Минспорттуризма России от 26.09.2011 № 1117) (далее - Регламент).

Лица, признаваемые туроператорами, сведения о которых должны быть включены в реестр, и требования к ним.

Туроператоры, имеющие финансовое обеспечение, должны представить в уполномоченный орган заявление для внесения сведений о них в единый федеральный реестр туроператоров (ч. 7 и 11 ст. 4.1 Закона).

Туроператором признается юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность, которая включает в себя (абз. 14 ст. 1 Закона):

- формирование туристского продукта - деятельность по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в данный продукт (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и др.) (абз. 17 ст. 1 Закона);

- продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое) (абз. 18 ст. 1 Закона);

- реализацию туристского продукта - деятельность по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором (абз. 19 ст. 1 Закона).

Реализацию на территории РФ туристского продукта, сформированного иностранным туроператором (иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение (ч. 5 ст. 4.1 Закона). В отношении данных лиц применяются требования Закона к осуществлению туроператорской деятельности (ч. 6 ст. 4.1 Закона). Следовательно, организации, реализующие туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, также должны вносить сведения о себе в реестр.

Законом установлены требования к туроператорам относительно:

- наличия у них финансового обеспечения (ч. 2 ст. 4.1 Закона);

- членства в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (для туроператоров, осуществляющих деятельность в данной сфере) (ч. 3 ст. 4.1 Закона).

Все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, для осуществления туроператорской деятельности в Российской Федерации должны иметь финансовое обеспечение в одном из следующих видов (ч. 1 и 2 ст. 4.1 Закона):

- договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

- банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, созданного и действующего в соответствии с Законом (ч. 3 ст. 4.1, ст. 11 Закона). До внесения сведений о них в реестр члены данного объединения не вправе осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма (ст. 11 Закона).

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма - это некоммерческая организация, которая представляет собой единое общероссийское объединение, основанное на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории РФ туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с Законом (ч. 1 ст. 11.1 Закона). Таким объединением является ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» (распоряжение Правительства РФ от 19.11.2012 № 2130-р[97]).

Обязательным требованием к членству туроператора в объединении является уплата взносов в компенсационный фонд, который формируется объединением для оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами - членами объединения (ч. 4 и 9 ст. 11.1 Закона). Требования к формированию компенсационного фонда установлены в ст. 11.4 Закона.

Ведение единого федерального реестра туроператоров осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 10 ст. 4.1 Закона). Таким органом является Федеральное агентство по туризму - Ростуризм (п. 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901[98]).

Нарушение установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров (в частности, осуществление туроператорской деятельности без внесения сведений о туроператоре в реестр) влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 14.51 КоАП РФ в виде штрафа:

- для должностных лиц - от 3000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

- для юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Порядок внесения сведений о туроператоре в реестр

1. Заполнение формы заявления о внесении сведений о туроператоре в реестр.

2. Подготовка прилагаемых к заявлению документов.

3. Представление документов в Ростуризм.

4. Внесение сведений о туроператоре в реестр.

Заявление составляется по форме, приведенной в приложении № 2

В нем указываются:

- полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами. Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму;

- сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами.

Далее в заявлении указываются следующие сведения:

1. Адрес места нахождения юридического лица.

2. Почтовый адрес юридического лица.

3. Сведения об учредителях.

4. Реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

5. Реквизиты свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

6. ФИО руководителя юридического лица.

7. Размер финансового обеспечения.

8. Вид документа о финансовом обеспечении и его реквизиты.

9. Наименование, адрес места нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

10. Сфера туроператорской деятельности.

11. Адреса мест нахождения и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Подготовка прилагаемых к заявлению документов.

Для подтверждения сведений о размере финансового обеспечения и документах, подтверждающих его наличие, к заявлению прилагаются (ч. 11 ст. 4.1 Закона, п. 2.6 Регламента):

- договор страхования ответственности туроператора

либо

- банковская гарантия.

Представляется либо оригинал, либо нотариально заверенная копия соответствующего документа.

Представление документов в Ростуризм.

Заявление о внесении сведений в реестр и прилагаемые к нему документы представляются туроператором в Ростуризм

на практике они отправляются в Ростуризм по почте

Указанные заявление и документы также могут быть представлены туроператором в форме электронных документов

В течение одного рабочего дня с момента поступления заявление регистрируется.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления туроператора и прилагаемых к нему документов Ростуризм принимает решение

- о внесении сведений о туроператоре в реестр

или

- об отказе во внесении таких сведений.

Туроператор, сведения о котором внесены в единый федеральный реестр туроператоров, вправе получить соответствующее свидетельство.

Внесение изменений в сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр

туроператор обязан в течение 10 дней уведомить об этом Ростуризм в письменной форме

Для этого в Ростуризм представляются следующие документы

1. Заявление о внесении изменений в сведения о туроператоре в реестр по форме, приведенной в приложении № 3

2. Договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия

С 1 января 2007 г. лицензирование турагентской деятельности было прекращено, что в значительной степени упростило создание и осуществление деятельности турагентов.

Турагентом может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Турагент не является субъектом гражданских правоотношений со специальной правоспособностью. Он может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. обладает общей правоспособностью (ст. 23, 49 ГК РФ). Таким образом, обладая общей правоспособностью, турагент вправе осуществлять как турагентскую, так и любую иную деятельность, за исключением запрещенных видов деятельности и тех, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

Услуги турагента в соответствии с государственным стандартом, устанавливающим общие требования к туристским услугам, являются видом туристских услуг[99]. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению услуги турагента отнесены к группе «туристские и экскурсионные услуги»[100]. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, «деятельность туристических агентов (турагентов)» входит в группу «деятельность туристических агентств», куда также входит деятельность туроператоров и других субъектов[101].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: