Право международных договоров

В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, основания и прекращения действия договора.

Эти нормы и принципы в своей совокупности и составляют особую отрасль международного права – право международных договоров, т.е. определяют участие государств в договорном процессе. Договорное право - как отрасль международного права, можно назвать базовой отраслью, ибо путем заключения договоров регулируются (регламентируются) отношения государств в различных сферах сотрудничества (международное сотрудничество и связи; внешнеэкономическая деятельность: торговля товарами, работами и услугами; вопросы мира и безопасности и др.).

Без международного договора невозможно дальнейшее развитие международного права.

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство.

Однако основными (исходными) источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 года. Венская конвенция 1978 года предусматривает правопреемство государств в отношении договоров (вступила в силу 6 ноября 1996г.). Все конвенции действуют в качестве общих норм.

Под международным договором понимается (ст.2 Венской конвенция 1969 и 1986 гг.), регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того содержится ли такое соглашение в одном, двух, или более связанных между собой документах, а так же независимо от конкретного наименования (договор о дружбе, соглашение о военном сотрудничестве, обмен нотами или письмами, пакт, устав, протокол, хартия, конвенция, собственно договор и т.д.). Сама конвенция означает- договор нескольких государств и действует в качестве общих норм.

Договорами в международном праве считаются только соглашения между субъектами международного права, соглашение между государством и транснациональными компаниями.

Договоры классифицируются: по кругу участников и по объему международного договора. По кругу участников могут быть односторонние и многосторонние, как универсальные (общие) так и с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть закрытыми (как правило уставы международных организаций или двусторонние договоры) так и открытым и.

Законодательством РФ предусматриваются межгосударственные (от имени РФ); межправительственные (от имени Правительства) и межведомственные (министерства и ведомства РФ) договора, заключенные в пределах своих полномочий. Все они являются договорами России и создают права и обязанности России в целом.

Форма договора может быть письменной и устной (получившая название «джентельменское соглашение»). Однако договор олицетворяет собой определенную структуру, т.е. имеет форму и реквизиты: название (это может быть соглашение, протокол, конвенция, пакт, хартия, устав, нота, письмо и т.д.); преамбула (в ней формируются цели договора, объект договора); основная часть (условия, предмет договора, права и обязанности Высоких сторон, заключительные положения, подписи сторон).

Сторонами договора являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью: государства, межгосударственные организации, субъекты федераций – (для субъектов РФ принят ФЗ от 04.01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

Договорный процесс - процесс заключения международного договора представляет собой документ, который охватывает стадии заключения договора: от проявления инициативы до вступления его в силу и проходит определенные последовательные действия.

Сложным моментом заключения договора (длительность) определяется степенью участников идти на уступки и компромиссы, что увеличивает сроки заключения договор по времени (длительность).

Стадии заключения договора:

1. Проявление инициативы.

Назначаются представители (или создается рабочая группа) от имени субъекта международного права, которым выдаются специальные документы-полномочия с заданием на совершение каких-либо действий (ведение переговоров, принятие текста, заключение контракта о намерениях или поставках и т.д.). Этими актами (документами) могут быть указ или распоряжение Президента, постановление или распоряжение Правительства.

Аналогичными полномочиями наделяют конституции государств и Венская конвенция о праве международных договоров: глав государств; глав Правительств; министров иностранных дел; глав дипломатических представительств; представителей в международных организациях и конференциях. Следует заметить, что правом подписи договора обладают исключительно только: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр иностранных дел РФ, федеральный министр органа исполнительной власти, остальные ведут переговоры в целях принятия текста (ст. 13,12 ФЗ «О международных договорах РФ, 1995г.).

2. Подготовка текста договора - осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях, выставках, салонах (например, Московский авиакосмический салон-2003г, где были заключены контракты на поставку авиационной техники).

3. Принятие текста договора - является необходимой процедурой. В практике международного права существуют различные формы принятия текстов. Это парафирование (скрепление инициалами уполномоченных лиц, каждой страницы договора в знак согласия с текстом) и подписание или путем голосования на конференциях 2/3 государств присутствующих и участвующих (ст. 9 Венская конвенция 1969г.).

В международных организациях текст договора прилагается к прилагаемой резолюции. В международных организациях или конференциях текст может быть принят путем консенсуса – без голосования, если нет официальных возражений стороны любого участника.

Форма окончательного принятия текста договора – подписание. Оно порождает юридические последствия т.е. дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; обязывает государства не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

4.Аутентичность текста договора (это требование ст.10 Венской конвенции 1969 г.), означает что данный текст является подлинным и достоверным. После того как установлена аутентичность, текст договора не подлежит изменению.

Согласие на обязательность договора выражается: в подписании договора; обмене документами, ратификации (акте официального подтверждения), утверждении, принятии, одобрении, присоединении к договору. Данные способы отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Подписи, наиболее распространенная форма принятия договора (или текста) и одновременно согласие на обязательность договора.

Обмен документами (письма, ноты) означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация –согласие государства на обязательность договора. Ратификация осуществляется высшим органом государственной власти – парламентом, либо Президентом (в РФ это прерогатива Федерального собрания – Совета Федерации) и осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О международных договорах»).

Принятый Советом Федерации федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания. Согласно российскому законодательству обязательной ратификации подлежат: права и свободы человека, о государственной границе, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе т.е. их территориальное разграничение, вопросы обороны, обеспечение мира и безопасности в т.ч. разоружение, мирные договоры о коллективной безопасности, участие России в межгосударственных союзах, международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драг. камней (ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Одновременно с принятием решения о ратификации международных договоров составляется ратификационная грамота. После обмена грамотами они сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий - хранитель подлинного текста договора, т. е. аутентичного текста. Депозитарий – определяется самими участниками договора и ими могут быть: государство, несколько государств, международная организация (например ООН) или главное должностное лицо.

5. Утверждение. Упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Например, постановлением Правительства РФ от 22. 11.97. утверждено «Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ», подписанное 3.11.95 г.

6. Присоединение означает, что если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Присоединение осуществляется как правило путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа (письмо, нота). Оно может быть выражено в форме ратификации или утверждения. Так Ливия в 2003г присоединилась к «Договору об отказе в производстве, хранении и использовании химического и бактериологического оружия».

7. Международное право признаетоговорки субъектов международного права. Под оговоркой понимается (ст.2 Венской конвенции 1969 и 1986 гг.) одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией, т.е. желание выполнить или изменить формулировку.

Оговорка, возражение против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до договаривающихся сторон.

8. Регистрация и опубликование договоров. Устав ООН (ст.102) предусматривает, что члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. Регистрация может быть произведена одной из сторон. Подлежит регистрации только вступивший в силу договор.

Законом о международных договорах РФ, регистрация возлагается на МИД РФ в Секретариате ООН. Регистрацию договоров производят и другие международные организации (ИКАО, МАГАТЭ, МОТ).

Статья 30 закона «о международных договорах РФ» указывает, что международные договоры, принятые в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в сборнике законодательства РФ (Бюллетене международных договоров). Закон так же предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ при МИДе РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: