Раздел 10. Деликтные обязательства в международных отношениях

Методические рекомендации по освоению темы

Изучая деликтное право в различных странах, приходится сталкиваться с его различиями, причем не только традиционными различиями общего и континентального права, но и различиями в национальном праве стран континентальной Европы (например, французское и бельгийское деликтное право в значительной мере различается с деликтным правом Германии).

При изучении данной темы студенты должны особе внимание уделить анализу коллизионных привязок, существующих в области деликтных обязательств как на национальном, так и международном уровнях, унифицированных материально-правовых норм. Следует также обратить внимание на различие понятия «место совершение деликта», поскольку это может быть местом причинения вреда, а может быть и местом наступления вредоносных последствий.

Представляется необходимым подробное исследование международных договоров, например, Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. и Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный от загрязнения нефтью 1969 г. Студент должен правильно определять размер ответственности, субъектов, на которых возлагается ответственность и т.п.

План семинарского занятия

1. Понятие и виды деликтов в международном частном праве.

2. Коллизионные вопросы деликтных обязательств.

3. Международные договоры по вопросам деликтных обязательств.

Основные термины

Деликт, правонарушение, генеральный деликт, сингулярный деликт, смешанный деликт, материальный вред, моральный вред, lex loci delicti commissi, принцип «тесной связи», принцип «интереса», теория учета результата.

Контрольные вопросы

1. Что такое деликт в международном частном праве?

2. Как определяется применимое право к деликтным обязательствам?

3. В каком случае применяется коллизионная привязка lex loci delicti commissi?

4. Что представляется собой теория учета результата?

5. В каком случае к деликтным обязательствам будет применен принцип «интереса», а в каком «тесной связи»?

6. Каким образом регулирует деликтные отношения с иностранным элементом ГК РФ?

7. Каким образом может проявляться иностранный элемент в деликтных отношениях?

8. Какие коллизионные нормы о деликтной ответственности закрепляются в двусторонних договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам?

9. Как в законодательстве государств понимается «место совершения деликта?

10. Что в доктрине относят к признакам деликта?

11. Какие виды деликта существуют?

12. Как определяется применимое право в Гаагской конвенции о праве, применимом к автотранспортным происшествиям 1971г.?

13. Какие исключения при определении применимого права установлены в Гаагской конвенции о праве, применимом к автотранспортным происшествиям 1971г.?

14. Как определяется применимое право в Гаагской конвенции о праве, применимом к ответственности изготовителя за продукт 1973 г.?

15. Кто может быть привлечен к ответственности по Гаагской конвенции о праве, применимом к ответственности изготовителя за продукт 1973 г.?

16. На кого возлагается ответственность по Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.?

17. Какой срок исковой давности предусмотрен в Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.?

18. Какова сфера действия Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.?

19. Какие обстоятельства, освобождающие от ответственности предусмотрены в Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.?

20. К каким судам применимы нормы Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.?

21. Закреплены ли ограничения ответственности по Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.?

22. Кто является субъектом ответственности по Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный от загрязнения нефтью 1969 г.?

23. В каких случаях ответственность по Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный от загрязнения нефтью 1969 г. не наступает?

24. Возможно ли ограничение размеров ответственности по Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный от загрязнения нефтью 1969 г.?

25. Какая подсудность устанавливается в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный от загрязнения нефтью 1969 г.

Рекомендованная литература

Международно-правовые акты о трансграничных перевозках

Конвенция об ущербе, причинённом иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. //Ведомости Верховного совета СССР. - 1983. - № 7.

Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от нефтью 1969 г.//Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 45. М.: Междунар. отношения, 1977.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении. 1989 г. // Бюл. междунар. договоров. - 1996. - № 7.

Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом 1990 г. // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: БЕК, 1997.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: БЕК, 1997.

Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: БЕК, 1997.

Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г. // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: БЕК, 1997.

Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: БЕК, 1997.

Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г. // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: БЕК, 1997.

Гаагская конвенция 1973 г. о праве, применимом к ответственности изготовителя за продукт. Hague Conference –Text Convention # 22, www.hcch.net.

Гаагская конвенция 1971г. о праве, применимом к автотранспортным происшествиям. Hague Conference – Text Convention # 19, www.hcch.net.

Договоры о правовой помощи

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Сб. междунар. договоров Российской Федерации по правовой помощи. М.: СПАРК, 1996.

Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г. // Сб. междунар. договоров Российской Федерации по правовой помощи. М.: СПАРК, 1996.

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г. // Сб. междунар. договоров Российской Федерации по правовой помощи. М.: СПАРК, 1996.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г.// Сб. междунар. договоров Российской Федерации по правовой помощи. М.: СПАРК, 1996.

Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г. // Сб. междунар. договоров Российской Федерации по правовой помощи. М.: СПАРК, 1996.

Национальное законодательство иностранных государств

Германское гражданское уложение 1896 г. // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. М.: Изд-во УДН, 1986.

Гражданский кодекс Франции 1804 г. //Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. М.: Изд-во УДН, 1986.

Гражданский кодекс Португалии 1966 г. // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. М.: Изд-во УДН, 1986.

Гражданский кодекс Испании 1889 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Португалии 1966 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Луизианы 1825 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Квебека 1991 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Армении 1998 г.// Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Белоруссии 1998 г.// Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Казахстана 1999 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Киргизии 1998 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс Узбекистана 1996 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: ИНФРА М - НОРМА, 1996.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья //Российская газета. - 2001, 28 ноября.

Гражданский кодекс Республики Казахстан. Общая часть. Особенная часть. Алматы, 2001.

Коллизионное право иностранных государств

Закон о реформе итальянской системы международного частного права 1995 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во / Сост. И научн. Ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Закон о международном частном праве Грузии 1998 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. и научн. ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Закон о международном частном праве Лихтенштейна 1996 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. и научн. ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Закон о международном частном праве Соединенного Королевства 1995 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. и научн. ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Федеральный закон о международном частном праве Австрии 1978 г. // Международное частное право: Иностранное зак-во /Сост. и научн. ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Федеральный закон о международном частном праве Швейцарии 1987 г. // Междунар. частное право: Иностранное зак-во /Сост. и научн. ред. Жильцов А.Н., Муранов А.И. М.: СТАТУТ, 2000.

Специальная литература

Банковский А.В. Деликтные обязательства в международном частном праве Российской Федерации, www.codex.ru, 2001.

Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. Теория и практика. М.: Изд-во МГУ, 1986.

Гражданское и торговое право капиталистических стран. / Под. Ред. Мозаина В.П. и Кулагина М.И. - М.: Высшая школа, 1980.

Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник – 3е изд., перераб. и доп. - М.: Изд- во МГУ, 1993.

Звеков В.П. Обязательства из причинения вреда в международном частном праве (некоторые коллизионные вопросы) // Очерки междунар. частного права. М.: Юрид. лит., 1963.

Кабатова Е.В. Деликты в международном частном праве // Гос-во и право 1992 г. - №2.

Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение./ пер. Юмашева Ю.М. М.: Междунар. отношения, 2001.

Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. / Рук-ль авт. Кол-ва Залесская В.В. – М.: Норма, 2000

Цвайгерт К., Кётц Х Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. II - М.: Междунар. отношения, 1998.

Задания

Задание 1.

Перечислите признаки деликта, выделяемые в доктрине международного частного права. Определите, в каком случае Деликтные отношения подпадают под сферу МЧП.

Задание 2.

Проанализируйте законодательство иностранных государств и приведите примеры правовых систем, которым присущ:

- генеральный деликт;

- сингулярный деликт;

- смешанный деликт.

Задание 3.

Определите отличие в понимании lex loci delicti commissi в странах общей системы права и континентальной системы права.

Задание 4.

Раскройте содержание следующих теорий:

- учета результата;

- наиболее тесной связи;

- интереса.

Задание 5.

Приведите примеры международных договоров содержащих в себе нормы, регулирующие деликтные отношения:

- коллизионные;

- материальные.

Задание 6.

Проведите сравнение Римской конвенции 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года (ранее – 1969 года) по следующим аспектам:

- сфера действия;

- обстоятельства освобождающие от ответственности;

- ограничение ответственности;

- исковая давность;

- субъекты ответственности.

Задание 7.

Гаагская конвенция 1971 года устанавливает общее правило: применимым является право государства, на территории которого имело место автотранспортное происшествие. Назовите случаи, когда применимым будет иное право.

Задачи

Задача 1.

Самолет военно-воздушных сил США, базирующихся в Италии, летел на недозволенной высоте и повредил два троса подъемника на горнолыжном курорте. В результате при падении в пропасть погибли туристы, среди которых были граждане Бельгии, Польши и РФ.

Право какого государство будет применимо? Могут ли родственники погибших предъявить требования о возмещении ущерба?

Задача 2.

В 1993 г. гражданин Франции Е. работал в жилищной строительной организации в совхозе Н. В результате дорожно-транспортного происшествия он получил тяжкие повреждения. Поскольку дорожное происшествие произошло по вине водителя совхоза Н., гражданин Е. предъявил к совхозу иск о возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья.

В иске ему было отказано. В обосновании суд указал, что это заявление не подлежит рассмотрению в суде Российской Федерации, поскольку заявитель является гражданином Франции, с которой у Российской Федерации договора об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам не имеется.

Обосновано ли решение суда? Определите применимое право.

Задача 3.

Находясь в туристической поездке в Финляндии гражданка РФ А. попала в дорожно-транспортное происшествие. За медицинской помощью она сразу не обратилась. По приезду в Санкт-Петербург, гражданка А. почувствовала сильные головные боли, а также боль в коленном суставе. Обратившись к врачу, она выяснила, что эти боли являются последствиями ДТП.

Гражданка А. обратилась в российский суд с иском к гражданину Финляндии о возмещении ей морального и материального вреда. Суд ей отказал в приеме искового заявления.

Правомерен ли отказ суда? Дайте квалифицированный ответ по данному делу.

Задача 4.

Граждане Узбекистана вели строительные работы в Красноярске. В результате неосторожных действий один из узбекских строителей причинил вред другому. Потерпевший, вылечившись, уехал к себе на родину и там обратился в суд с иском к причинителю, который все еще находился в РФ.

Определите применимое право.

Задача 5.

Гражданин Германии В., работал по контракту на одном из российских предприятий в г. Москве. В результате аварии на предприятии гражданину В. был причинен вред здоровью.

Определите применимое право. В суд какого государства может обратиться гражданин В. с требованием о возмещении ему ущерба.

Задача 6.

При совершении аварийной посадки в городе А. РФ самолет компании США, задев пятиэтажный жилой дом, частично разрушил его. Кроме того, пострадало несколько человек. После проведения экспертизы было установлено, что восстановлению жилой дом не подлежит.

Каким образом жильцы дома могут получить возмещение, причиненного им ущерба?

Задача 7.

При аварии танкера Эксон Вальдез, принадлежащий компании РФ «Эксон» в заливе принца Уильяма у берегов Аляски. В море у берега вылилось не менее 37000 тонн нефти из почти 200 000, находившихся на его борту. Нефтью был залит весь залив, она покрыла до тысячи километров его береговой линии. По данным исследований биологов и химиков, через три года после аварии, лишь на участках пляжа, составлявших, в общей сложности, десять километров можно было найти следы нефти, и лишь около 100-500 метров из них – оставались сильно загрязненными. Нефтезагрязнения – как на берегу, так и на дне залива – убывали со скоростью 75% за год (от уровня начала каждого года).

На основании какого нормативного акта следует решать данное дело? На ком лежит ответственность за причиненный ущерб? Каким образом следует исчислять размер ответственности?

Задача 8.

В 1974 г. в результате аварии американского танкера «Трансхерон», имевшего на борту 25 000 т нефти, за первую неделю вытекло 3500 т нефти. Огромное нефтяное пятно площадью в несколько десятков квадратных километров медленно двинулось к побережью южно-индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей.

Определите размер ответственности, субъектов ответственности и порядок возмещения вреда.

Задача 9.

В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании «Галф ойл» (США) из танкера «Афран зодиак» водоизмещением 210 тыс.т вылилось 450 т нефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой и побережье на протяжении 35 км.

Решите данное дело.

Задача 10.

В феврале 1976 г. на танкере «Сан-Петер», совершавшем под либерийским флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс.т нефти на борту, вспыхнул пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия, охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км.

Каким образом возможно возмещение ущерба? На кого будет возложена ответственность?

Задача 11.

В начале 1976 г. у берегов Бретани потерпел крушение супертанкер «Олимпик брейвери» водоизмещением 275 тыс.т - собственность компании, основанной греческим магнатом А. Онассисом. Чудовищное мазутное месиво затопило берега некогда живописного французского о-ва Уэссан. Правительство было вынуждено привлечь военно-морские силы и саперные подразделения для очистки побережья острова, растительности и животному миру которого уже нанесен непоправимый ущерб.

Определите субъекта ответственности, порядок возмещения ущерба.

Задача 12.

В январе 1977 г. танкер «Арго Мерчент» (Великобритания) длиной 182 м сел на мель у берегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн.л нефти вылилось в океан, образовав пятно размером
240х60 км.

Задача 13.

В 1977 г. в результате катастрофы танкера «Айринз Челленджер» (США) 20 млн.л нефти попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожара на борту танкера «Хэвайан патриот» в северной части Тихого океана было разлито 90 тыс. т нефти.

Возможно ли объединение исковых требований о возмещении ущерба? Каким образом и кто будет возмещать ущерб?

Задача 14.

Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров «Этлэнтик эмпресс» (США) и «Иджен Кэптэн» (Великобритания) в Карибском заливе недалеко от Тринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти.

На кого будет возложена ответственность за ущерб от разлива нефтью? В суд какого государства необходимо подать иск?

Задача 15.

В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе
Бад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс.т нефти. Нефтяная пленка покрыла реку на протяжении 7 км. Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей в районе 50 км ниже немецкой столицы.

Каким образом возможно возмещение ущерба?

Задача 16.

В апреле 1989 г. из-за шторма индийский танкер «Канченджунга» налетел на рифы в Красном море в территориальных водах Саудовской Аравии в 5 км от порта Джида. Из пробоин вытекло более 10 тыс.т нефти.

Можно ли расценивать данные обстоятельства как форс-мажорные? Подпадает ли данная ситуация под действие Конвенции 1969 г.?

Задача 17.

В Египте столкнулись туристический автобус, направлявшийся на экскурсию в Каир, и грузовой автомобиль. У грузового автомобиля, летевшего на огромной скорости, лопнула покрышка, в результате чего его выбросило на полосу встречного движения, по которой следовал туристический автобус. Водитель автобуса попытался уйти от лобового столкновения, но не успел из-за высокой скорости движения.

В аварии погибло 12 человек, из них - пять египтян, двое граждан РФ, три гражданина Италии и двое граждан Венгрии.

В суд какого государства необходимо обратиться пострадавшим за возмещением ущерба? Определите применимое право.

Задача 18.

В аэропорту Мадрида около произошла авиакатастрофа. У самолета авиакомпании Италии, по неизвестным пока причинам в момент взлета загорелся левый двигатель, после чего произошел взрыв и пожар. Число погибших в результате авиакатастрофы достигло 153 человека. На борту самолета находились граждане Италии, Франции, США и РФ.

Каким образом родственники погибших могут получить возмещение вреда?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: