Континентальный шельф

Морское дно имеет подводную окраину материка и ложе океана (рельеф). В свою очередь подводная часть материка имеет материковую отмель – шельф; материковый склон и материковое подножие. Поэтому шельфом следует считать окаймляющую материк отмель до склона, т.е. резного изменения рельефа. Глубина внешней границы шельфа может быть 100 – 200 м и до 1200 – 1500 м.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982г. (гл.4) содержится правовое определение континентального шельфа (КШ) с учётом конфигурации морского дна и предела подводной окраины материка (внешняя граница).

Такой же принцип заложен и в Федеральном законе РФ от 30.11.95г. “О континентальном шельфе РФ”. И закон РФ и ст.76 Конвенции определяла континентальный шельф прибрежного государства, “ включает морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всём протяжении его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка”.

И здесь зависит, на сколько удалена подводная материковая часть:

1) Она может быть на длину внешней границы подводной части материка.

2) Государство вправе установить континентальный шельф в 200 морских миль от линии начала территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

3) Если подводная часть материка простирается более 200 миль, тогда у государства есть выбор установить либо не далее 350 миль (от линии начала территориального моря), либо не далее 100 миль от 2500 метровой зоны.

Если КШ примыкает к территориям двух и более государств, вопрос решается соглашением. Например, Югославия и Италия в Адриатическом море в 1968г.; ФРГ, Дания, Нидерланды в Северном море; СССР и Финляндия в Финском заливе и северо-восточной части Балтийского моря 1965 и 67 гг.; СССР и Польша в Гданьском заливе в 1969г.

Данные о границах в соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву направляются в созданную Комиссию по границам континентального шельфа.

В РФ Постановлением Правительства “О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа РФ (16.06.97).” Утверждённые правительством перечни координат публикуются в Извещениях мореплавателю. На их основе издаются карты с указанием внешних границ континентального шельфа РФ. Копии карт и перечни координат направляются в ГС ООН на хранение в соответствие с Конвенцией.

При возникновении споров ведутся переговоры в т.ч. с обращением в Международный СУД ОНН.

Статья 77 Конвенции: ”прибрежное государство имеет суверенное право на континентальном шельфе в целях разведки и разработки природных ресурсов; и с этой точки зрения возводить сооружения и установки с радиусом безопасности 500 м.

Разведка и разработка континентального шельфа не должна создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, исследований, охраны живых ресурсов, воздушным сообщениям.

Государство не вправе отказать в просьбе квалифицированному учреждению заниматься научным исследованием континентального шельфа, провести трубопровод, подводных кабелей и т.д.

За разработку неживых ресурсов (нефть) континентального шельфа за 200 мильной зоной государства производится отчисления 1 % стоимости объёма продукции в год. Первые пять лет не берутся, а затем 1% за шестой год до двенадцатого года, а затем по 7% в год.

Отчисления идут в Международный орган по морскому дну и распределяются по справедливости между участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982г. (ст.82).

Конституция РФ (ст. 67 ч.2) закрепляет суверенное право России на континентальном шельфе как и исключительной экономической зоне.

Закон о континентальном шельфе предусматривает:

- суверенное право в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и его иных ресурсов;

- исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

- исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для новых целей;

- юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

Федеральные органы РФ выдают разрешение на использование ресурса континентального шельфа физическим и юридическим лицам. За нарушения Российского законодательства наступает юридическая ответственность: например(ст.253 УК РФ за нарушения на континентальном шельфе и исключительной экономической зоны)

Исключительная экономическая зона – представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны (ИЭЗ) определяется той же Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. и конкретизирован в РФ Федеральным законом от 17.12.98г. “Об исключительной экономической зоне”.

Прибрежное государство наделяется суверенными правами целевого назначения, а не полным суверенитетом над этой территорией.

Это видно из юрисдикции и обязанностей прибрежного государства, которое осуществляет:

- суверенное право в целях разведения, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управление этими природными ресурсами, а так же в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны;

- юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранение морской среды.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности (вокруг, но не более 500 метров) не должны создавать помехи международному судоходству.

Прибрежное государство принимает меры к допустимому улову живых ресурсов в своей зоне.

Статья 62 конвенции закрепила ”если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путём соглашений и др. договорённостей предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова”.

Государство, для сохранения экономических запасов особенно ценных пород рыб (далеко миграционных, миграционных из морей в реки, мигрирующих из рек в море – речной угорь), путём заключения соглашений регулируя промысел этих и других видов промыслов. Характерными здесь являются Конвенции (РФ, США, Канада и Японией) “О сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана” от 11.02.92г.

Применением Конвенции являются северные воды Тихого океана за пределами экономических зон этих государств (Конвенционный район). При том, промысел (согласно ст. 66 Конвенции ООН по Морскому праву 1982г.) ведётся в пределах 200 миль. Специализированный промысел, т.е. выборочный по конкретному виду или запас рыб, запрещенных в Конвенционном районе. При случайном изъятии они должны быть выпущены.

Прибрежные государства имеют право регулировать, разрешать и проводить научные исследования. Иностранные государства такую деятельность ведут с согласия прибрежного государства.

Деятельность и ее регулирование в экономической зоне РФ осуществляет Правительство (ст. 5 п. 4 ФЗ). Субъекты РФ (прибрежные) вылавливают живые ресурсы на основе правил и допустимых уловов (квот, лицензий), утвержденных Правительством РФ.

Открытое море.

Не имеет определения в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., однако ст. 86 Конвенции по открытому морю определяет как части моря, которые не входят ни в экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства- архипелага.

Учитывая, что дно морей и океанов имеет особый правовой статус, открытое море ─ это не просто часть моря, а его водная часть (поверхность), находящаяся за пределами национальной юрисдикции и открытая для использования всеми государствами на основе норм права.

Правовой режим открытого моря должен соответствовать Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.:

· Свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных);

· Внутриконтинентальные государства должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают Соглашения (о выходе к морю, транзите, доступе к портам и их использование и т.д.)

· Ни одно государство не вправе подчинить своему суверенитету хотя бы часть открытого моря.

Режим свободы открытого моря включает:

Свободу судоходства ─ это означает, что каждое государство (как имеющее выход, так и не имеющее) имеет право на то, чтобы суда под его флагами плавали в открытом море.

Суда имеют национальность (принадлежность) того государства, под флагом которого они плавают. Это право государства и определяется внутригосударственным законодательством и оформляется документами (регистрация судна, судовой журнал, список экипажа, судовые документы и т.д.) Устанавливается реальная связь между судном и государством – флага.

Существует так называемый упрощенный (льготный) режим регистрации судна, предоставление флага эксплуатации судна (Мальта, Либерия, Панама и т.д.) т.е., судно или флаг принадлежит разным государствам или компаниям.

Судно подчиняется юрисдикции государства- флага. Оно осуществляет: регистрацию судов; обеспечивает безопасность; ведет расследование каждой аварии (инцидента в открытом море); осуществляет социальную, техническую и административную юрисдикции. Уголовное и дисциплинарное преследование капитана и экипажа может быть возбуждено только перед судами государства- флага.

Конвенция предусматривает исключение:

Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если оно разумно подозревается в том, что

· занимается работорговлей;

· занимается пиратством;

· занимается несанкционированным теле- и радиовещанием;

· не имеет национальности (флага);

· имеет национальность, что и военный корабль;

· отказывается поднять флаг.

Так же вмешательство возможно, если оно основано на договоре (например, связанных с преследованием судна военным кораблем (останавливать), если оно подозревается в нарушении подводной связи, кабелей, трубопроводов, браконьерстве и др. (До сих пор действует Конвенция 1884 г. по охране подводных телеграфных кабелей.)

Преследование возможно и по «горячим следам», если есть основание, что оно нарушило законы и правила вод прибрежного государства, до тех пор, пока судно не войдет в территориальное море своего или другого государства.

Акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов (состоящих на некоммерческой службе) недопустимы. В целях безопасности судоходства (защите интересов государств международными договорами предусматривается ряд мер предотвращения и пресечения противоправных действий).

Обязанность государства- флага (всех) предотвращать перевозки рабов на судах (Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву). В Конвенции предусмотрены конкретные меры в отношении такого преступления как пиратство (т.е. неправомерный акт насилия, задержания или грабежа судов (частных или других) или летательных аппаратов в открытом море, против лиц или имущества, находящихся на борту).

Первой королевой флибустьеров считается готская принцесса, жившая в Швеции –Альвида. Не желая выходить за муж за датского принца Альфа она с 30 подругами разбойничали в Северном море и побережья Дании. Для их уничтожения привлекался весь флот Дании: Энни Бони- ирландка по происхождению отличалась изощренной жестокостью,на шлюпке «Дракон» курсировала между Багамскими и Антильскими островами; не менее кровавой оказалась англичанка Мэри Рид (скрывала пол) – «кровавая мэри». Обе были пойманы губернатором Ямайки но были беременны и казни не подлежали; Мэри умерла от лихорадки,а Энн скончалась в тюрьме.

В Атлантическом океане пиратствовала англичанка Мэри Линдсей, из демонстративных измен мужа приняла яд и бросилась со скалы в море вблизи своего поместья.

Третьим основным районом пиратства является Юго - Восточная Азия. Здесь королем считался китаец Чэн и его флот насчитывал почти 300 больших и малых джонок разделенных на 6 эскадр, его помощницей была жена Сяо Чэн. После гибели мужа довела состав до 800 судов, эта армада имела 70 тыс. солдат и матросов из абордажных отрядов, флагманская джонка Сяо имела 38 пушек. Три раза императорский китайский флот не смог разбить Сяо и только путем обещаний и подкупа пиратский флот уходил от Сяо. Оставшийся флот (200 преданных соратников) ушел в лабиринты Малаккского архипелага где и погибла предводительница при очередном абордаже.

Через 200 лет на смену Сэо пришла не менее достойная дива, бывшая танцовщица кантонского ночного клуба по имени Шан. Она обольстила не менее известного пиратского атамана Юго-Восточной Азии Вонг Кунгким (начал грабить суда еще в 1940г) Его промысел шел успешно несмотря на войну,по данным сингапурских спецслужб он имел 10 млн. фунтов стерлингов. Его жена мадам Вонг слыла умной помощницей; после убийства мужа,чтобы утвердится убила двух соратников мужа предложивших откупную. Первой операцией был голландский пароход «Ван Хойц», добыча составила 400 тыс. фунтов стерлингов. Полиция Гонконга, Сингапура, Тайваня, Таиланда, и Филиппин назначила за поимку, убийство или сфотографироваться сумму в 10 тыс. В начале 50г ее флот имел 9 японских торпедных катеров от которых не могло уйти не одно судно. Применялась и такая тактика. Однажды 16 пиратов стали пассажирами сингапурского парохода «Конг Фейг», ночью овладели им перегрузили добычу, которая составила 300 тыс. долл. Среди методов был и открытый шантаж т.е требовала за безопасность определенную сумму (пароходная компания «Куангси» отказалась заплатить за годовую безопасность 150тыс. долл. за что потеряла танкер. В 1962г. среди приглашенных 200 гостей вице-президента Филиппин была мадам Сенкаку представленная как японская банкирша. Все время играла, хладнокровно проигрывала огромные суммы. Вице- президент бросил реплику «так играть могла бы разве что сама Мадам Вонг». А через неделю он получил письмо с благодарностью и подпись «Мадам Вонг». В 60г флибустьеры насчитывали 150 катеров со скорострельными пушками и 8 тыс. пиратов. По непроверенным данным Вонг распустила и продала флот,а сама скрылась. Однако пиратство отнюдь не прекратилось. По данному историческому факту в РФ поставлен фильм «Госпожа Вонг» в исторической роли обаятельная исполнительница актриса Мирошниченко.

В тоже время, ст. 105 Конвенции наоборот предоставляет право любому государству захватить пиратское судно, имущество, людей, летательный аппарат (при том в любом месте моря вне юрисдикции государства). Судебные органы государства, захватившего судно, могут вынести Постановление о наложении наказаний.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море.

Государства сотрудничают так же в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря (означает несанкционированные передачи радио- и телепрограмм с судна или установлении в открытом море для приема населением в нарушении международных правил электросвязи и др.)

Передача сигнала SOS (бедствие) не расценивается как нарушение.

Несанкционированное вещание подлежит ответственности в суде: государства- флага; государства регистрации установок; государство, гражданином которого является лицо; государства, на территории которого принимаются передачи; государство санкционированного радиовещания.

Правовой режим открытого моря включает также правила, (предусмотренные Соглашением): оказании помощи, о предупреждении столкновений, о предотвращении загрязнений, об охране человеческой жизни и т.д.

Свобода полетов ─ в воздушном пространстве открытого моря все воздушные суда всех стран имеют право осуществлять полеты. Государства обязаны принять все меры к обеспечению безопасности; не создавать помех, в том числе морскому судоходству.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов распространяется Конвенцией ООН 1982 г. по морскому праву для всех государств, в том числе и на дно открытого моря за пределами и в пределах континентального шельфа. При прокладке новых сначала учитываются уже проходящие трубопроводы, кабели.

Свобода возведения искусственных установок и островов как в открытом море, так и на его дне (с научной целью, добыча полезных ископаемых).

Свобода рыболовства (промысел) ─ установлена для всех государств, но с соблюдением интереса прибрежных государств (Конвенция 1982 г., ст. 116). Промысел включает и другие виды добычи живых ресурсов.

Свобода рыболовства включает также и сотрудничество в сохранении живых ресурсов моря:

· Создаются международные организации;

· Принимаются соглашения, договора, конвенции. Например, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г.;

· Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г.;

· Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море 1973 г.;

· Международная Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.;

· Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики 1969г.

Международные организации:

· Международная Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.;

· Комиссия по рыболовству в юго-восточной Атлантике;

· Комиссия по рыболовству в Балтийском море и др.

Свобода научных исследований (ст. 938 Конвенции)_.

Международные проливы ─ это соединяющие части морского пространства и используемые для международного судоходства.

Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву определяет виды проливов и их правовой режим:

1. Проливы для судоходства через части открытого моря и исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства. Здесь применяется правило мирного прохода. (Персидский пролив).

2. Проливы для международного судоходства между частью открытого моря и другой частью открытого моря или экономической зоной (Баб- ель- Мандебский, Гибралтарский проливы). Здесь применяется транзитный проход (быстрый), а для прибрежного государства входа, выхода, возвращение судна и летательные аппараты должны без промедления следовать через пролив (над проливом) с учетом норм, принципов и правил международного права государства, граничащего с проливом, могут устанавливать коридоры, схемы, знаки разделения движения судов.

3. Проливы, в середине которых имеется часть открытого моря или экономической зоны, удобные для свободы судоходства как в открытом море (Корейский, Тайваньский, Мозамбикский проливы и т.д.).

4. Проливы, имеющие специальные международные Соглашения ( Черноморские, Магелланов, Балтийские проливы и др.)

Несколько примеров:

Черноморские проливы (Босфор, Мраморное море, Дарданеллы) соединяют Черное и Средиземное моря.

Конвенция ООН 1936 г. “О режиме проливов” предусматривает свободу прохода торговых судов всех стран в любое время суток и без каких- либо формальностей.

Черноморские государства могут проводить любые корабли по предварительному уведомлению Правительства Турции не менее чем за 8 суток. Черноморские державы через проливы, заблаговременно уведомив турецкие власти, проводят свои подводные лодки (в подводном положении, в другие базы или места базирования на ремонт в одиночку). Через пролив могут проходить военные корабли нечерноморских стран (водоизмещение не более 10 тыс. тонн). Правительство Турции должно быть извещено за 15 суток.

Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. В особый период (военное время) запрещается проход торговым судам стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, а военным кораблям всех воюющих стран.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Договор между Чили (ей принадлежат все берега пролива) и Аргентиной 1941 г. Установлен свободный и беспрепятственный проход всех судов.

Балтийские проливы (Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт) соединяют Балтийское море ─ Белое море ─ Атлантический океан. Так, воды Бельтов ─ территориальные воды Дании, а Зунда ─ территориальные воды Дании и Швеции. Судоходство торговых судов предусмотрено свободное на основе Копенгагенского Трактата 1857 г. и Королевским Постановлением Дании 1976 г.

Военные корабли имеют ограничения, одним из которых является предварительное уведомление о проходе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: