Внутренние морские воды

Внутренние морские воды являются частью территории государства, и на них распространяется суверенитет государства. Исходная линия водного пространства (ВМВ) начинается от исходной линии территориального моря. Ширина территориального моря разная: в большинстве стран принята 12 мильная норма (Россия, Польша, Франция, Индия и др.); Греция – 6; Норвегия – 4; 3 -США, ФРГ и др.).

Государства сами устанавливают границы своих внутренних вод с числом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм. В РФ они определены ст. 1 ФЗ от 31.07.98 г. “О внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ”. К ним относятся (ВМВ):

· воды портов до линии в сторону моря постоянные портовые сооружения (кроме прибрежных установок и искусственных островов);

· воды заливов, лиманов, бухт, берега которых принадлежат государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морские мили. Если превышает 24 морские мили, то проводиться прямые исходные линии внутри залива;

· воды заливов, лиманов, бухт, берега морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии входа (например, проливы Карские ворота и Гудзонов; заливы Гудзонов в Канаде; моря – Белое, Лаптевых в РФ) можно признать историческую (общую) норму, признанную всеми государствами. Если подобные воды находятся на территории двух государств, то должно существовать соглашение.

· воды, расположенные в сторону берега от прямых линий отсчета ширины территориального моря, когда глубоко изрезано или когда расположена цепь островов:

Правовой режим ВМВ включает:

· правила захода во внутренние воды и порты;

· пребывания в них и выхода из них (устанавливается внутренним и международным правом);

· создание, пользование и использование искусственных островов, сооружений, установок во внутренних и территориальных водах.

В РФ правовой режим устанавливается Водным Кодексом РФ; Кодексом торгового мореплавания от 30.04.99 г. (изм. 28.02.01); ФЗ “О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ”.
Правила, которые устанавливает государство, обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочни ках, в том числе, открытые порты.

Иностранные суда заходят во ВМВ и порты государства по разрешению и информируют о времени своего прибытия.

Открытие порты России (свободный заход): С.-Петербург, Мурманск, Архангельск, Игарка, Туапсе, Новороссийск, Находка, Корсаков и др. (см. Извещение мореплавателя).

Военные корабли во ВМВ и порты заходят по приглашению или разрешению. Без разрешения могут зайти военные суда только при чрезвычайных ситуациях (авария, бедствие, стихия, медицинская помощь доставила спасённых людей и др.). Ограничения (особый порядок) или запрещение возможно для судов с ядерным оружием, ядерными установками, в целях безопасности окружающей среды. Военные кораблиосвобождаются от таможенного досмотра и пошлин. В случае выгрузки или перегрузки грузов работы осуществляется под таможенным контролем, и облагаются пошлинами.

Все остальные суда (гражданские), прибывающие в порт подлежат пограничному, таможенному, санитарному досмотру (контроль может быть и по другим видам).

В связи с Конвенцией по обеспечению международного морского судоходства 1965г. упрощены процедуры оформления документов в портах. Прибрежным государствам запрещено взимать плату за заход и пребывание в порту судов. Плата взимается только за оказание услуги (лоцманская проводка, ремонтные работы, пользование причалами, маяками, буксировка, транспорт, краны, ледовая проводка).

Исследовательская работа иностранных судов разрешена только на основе Соглашения.

На иностранные не военные суда, находящихся во ВМВ и портах распространятся юрисдикция прибрежного государства (например, расследовать уголовные дела за преступления на судне, а так же посягающие на общественный порядок и безопасность прибрежного государства; преступления, распространяющиеся на территории; по просьбе капитана судна, консула, под флагом которого плавает судно; незаконный оборот наркотиков).

Действия властей: вести расследование, обыск, арест, изъятие, рассмотрение дела в суде. Извещается консул стороны флага судна. Гражданская юрисдикция = имущественные иски, загрязнение внутренних вод, выносить решение. На судно может быть наложен арест, а капитан и экипаж может быть привлечён к ответственности. Военные и коммерческие суда пользуются иммунитетом.

Военные корабли пользуются неприкосновенностью (нельзя применять принудительные меры; однако обязанность на корабле, соблюдать законы и правила). В случае нарушения правил кораблю могут предложить покинуть внутренние воды.

В целях обеспечения безопасности мореплавания судно, покидающее порт подлежит освидетельствованию со стороны должностных лиц.

В РФ судно из морского порта отплывает только с разрешения капитана морского порта по согласованию уполномоченными лицами пограничной службы и таможенными органами.

Прилежащая зона ─ морское пространство, прилежащее к территориальному морю.

Правовой режим определяется наряду с нормами международного права (ст. 33 Конвенции ООН) и нормами внутригосударственного права (в РФ ФЗ “О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне ”).

Исходя из Конвенции (ст. 33) прилежащая зона служит для осуществления контроля, который бывает четырех видов: таможенный, фискальный, санитарный и иммиграционный в пределах ее территории или территориального моря. Зона может простираться за пределами 24 морских миль от линии (исходных линий) территориального моря.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне.

Территориальное море (ТМ) – морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (или острова) и внутренним водам государства и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Конвенция ООН 1982г. (гл. 2) по морскому праву закрепляет право государств устанавливать (определять) правовой режим своего территориального моря, потому что оно входит в состав государственной территории, а его внешняя границаявляется государственной границей.В этом специфика территориального моря. Так ст.71 Конституции РФ 1993г. относит исключительно к ведению РФ “определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ”. А правовое положение (регламентация) использование данной части пространства России определяет Федеральный закон РФ от 31.07.98г. “О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ".

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль (=24 км) (международная норма).

В большинстве стран установлена ширина ТМ 12 морских миль (Россия, Индия, Польша, Япония и др.). В других государствах: Греция – 6; Норвегия – 4; США, ФРГ – 3 и т.д.

Отсчёт ширины моря производится:

1. от линии наибольшего отлива (там, где есть прилив - отлив)

2. от условной линии внутренних вод, т.е. внешняя граница должна совпадать с линией отсчёта ТМ.

3. от прямых исходных (базисных) линий, соединяющие береговые выступы в море (применяется там, где берег имеет острова и изрезанную береговую линию).

Географические координаты точек утверждается Правительством РФ и объявляются в Извещениях мореплавателям (ст. 4 ч. 2 вышеназванного закона).

Если есть сопредельное государство, то разграничительная линия ТМ проходит по средней линии, в равностоящих точках, от которых измеряется ширина территориального моря. В этом случае принимаются специальные соглашения. (Например, соглашение СССР с Турцией о разрешении морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Чёрном море (1973г.); СССР и Польша в Гданьском заливе Балтийского моря 1958г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: