Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административно-правовое регулирование внешней торговли, социально–культурных связей




Внешняя торговля является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран. Под торговлей, согласно законодательству РФ и международного торгового права понимается торговля товарами (любое движимое имущество, включая все виды энергии, работы и услуг) предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц.

Внешняя торговля делится на экспортную (вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе) и импортную (ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе).

Проникновение товаров на рынки других стран возможно как с территории своей страны, так и путем организации производства товаров за рубежом с использованием различных форм международной кооперации, а также посредством создания за рубежом собственных предприятий.

Экспортно-импортные операции обычно осуществляются в комплексе мероприятий, обеспечивающих транспортировку, хранение, переработку товаров, их страхование, платежи и др. При движении, товары могут менять владельца, пока не дойдут до конечного потребителя, что способствовало выделить эти функции в самостоятельные виды предпринимательской деятельности, которыми занимаются специализированные категории посреднических организаций (различные внешнеэкономические ассоциации, торговые дома, торгово-промышленные палаты и др.) Например, Международный торговый дом «Зеленоград»(продажа мебели).

Специфика внешнеторговой структуры нашей страны продолжает быть, с одной стороны, традиционно топливно-сырьевой российского экспорта, военно-техническое сотрудничество и, с другой, насыщенный техникой и потребительскими товарами импорт.

Совершенствование структуры экспорта затрудняется, прежде всего, спадом производства, не конкурентно способностью большинства обрабатывающих отраслей, потерей ряда традиционных рынков сбыта техники. Со стороны западных стран сохраняется ряд дискриминационных барьеров в отношении отдельных российских товаров, работ и услуг. Ограничивается доступ России к западным передовым технологиям. В нашей стране еще достаточно не заработали механизмы защиты внутреннего российского рынка и от недобросовестной зарубежной конкуренции, хотя законодательная база для этого имеется.

По закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ может вводить количественное ограничение экспорта и импорта в целях обеспечения национальной безопасности страны; выполнение международных обязательств или защиты внутреннего рынка, заявляя об этом за три месяца до их установления (ст.34 Закона). В апреле 1998 года был принят Закон РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ, при осуществлении внешней торговли товарами1» Постановление Правительства РФ от 12.07.96г. №799 «О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения не качественных импортных товаров».




Торговые отношения (торговля товарами, работами, услугами) сегодня занимает центральное место в системе внешнеэкономической деятельности России с иностранными государствами.

Торговые отношения пронизывают и другие виды политических, экономических, социально-культурных, научно-технических отношений и связей, военно-техническое сотрудничество и др.

Международные торговые отношения требуют законодательного регулирования и оперативного управления. В основе торговых отношений с иностранными государствами лежат базовые законы и торговые договоры РФ. Так к числу базовых (основополагающих) законов можно отнести Закон РФ «О международных договорах РФ» (1995г.). Закон устанавливает, что международные договора России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются, в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Торговые договоры (торговля товарами, работа, услуги) устанавливают общий правовой режим торговли. Именуются они по-разному: договор о дружбе, торговле и мореплавании; о торговле и навигации и др. Такие договоры имеют и политический аспект «о дружбе». Торговые договоры (коммерческого и политического характера) заключаются от имени глав государств и подлежат ратификации (см.раздел 4). На их основе заключаются более конкретные межправительственные соглашения, в том числе межведомственного характера.



В развитие торговых договоров, а иногда и вместо них заключаются межправительственные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. Например, Соглашение между правительствами РФ и Египта о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве (1992г.).

Соглашения могут устанавливать контингенты товаров, которые составляют товарооборот (соглашение о товарообороте). Порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешней торговле, без перевода иностранной валюты, принято считать «Клиринговые соглашения». Помимо перечисленных, практике государств известны многочисленные виды иных соглашений, имеющих отношение к торговле, например, о взаимных поставках товаров; об экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

Вопросами, связанными с международной торговлей, занимаются многие экономические организации (Например, страны ОПЕК 12 стран, экспортеров нефти).

Международные торговые связи регулируются, прежде всего, национальным правом России.

Растущая потребность в совершенствовании правового регулирования международной торговли побудила ООН учредить в рамках Организации специальный орган, занимающийся правом международной торговли – Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАМ). На основе ее проектов была принята Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров в 1980 (вступила в силу в 1988г.)1

Таким образом, осуществляя внешнеторговую и иную внешнеэкономическую деятельность, РФ применяет правила международного договора, которые в последующем детализируются различными Соглашениями.

Центральным законом в сфере внешнеэкономической деятельности РФ является Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»2. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В законе дается понятие внешнеторговой деятельности, как предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Даются так же понятия товара, услуги, экспорта, импорта, российских и иностранных участников ВЭД, системы экспортного контроля, экономической безопасности. Глава II Закона закрепляет компетенцию РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности: ст.12-21 закона определяют основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; отводится место нормам, касающимся защите экономических интересов РФ и субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц, ответственности за нарушения законодательства РФ о внешнеторговой деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ является федеральным органом исполнительной власти, регулирующим внешнеэкономическую деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти РФ и государственными органами субъектов РФ (ЦБ РФ, Минфин, ФТС (ГТК), Минпромэнергетики, Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии и др.). Определены экономические методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности – тарифный и нетарифный, а также административное регулирование, включающие лицензии, квоты, госмонополию на экспорт (импорт) отдельных товаров.

Учитывая, что закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в развитие его положений приняты соответствующие законы и подзаконные акты. Таможенно-тарифному регулированию, как при экспорте, так и импорте товаров, работ и услуг прямо посвящен Закон РФ «О таможенном тарифе» Закон РФ «Об акцизах", Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» как и Таможенный кодекс РФ регламентирует деятельность Государственного таможенного комитета РФ (ФТС). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» регулирует проведении операций с валютой.

В практике осуществления внешнеэкономической деятельности необходимо руководствоваться и другими отраслями права. Так, в Гражданском кодексе РФ изложены организационно-правовые формы российских лиц (участников ВЭД), которые могут быть созданы, и функционировать на территории РФ: - хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества на вере); - производственные и потребительские кооперативы; - государственные и муниципальные унитарные предприятия; - общественные и религиозные организации; - благотворительные и иные фонды; - объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Например, Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы»; Ассоциация «Росохотрыболовство»; Государственная транспортная компания «Россия»; Государственная коммерческая транспортная компания «Аэрофлот» ; Государственные коммерческие компании ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Банк внешней торговли» (Внешторгбанк), ЗАО «Современный рыбный флот», ЗАО «Инфа-отель»(Гостиница «Савой»; ОАО «Черкизовский молочный завод»; ОАО «Бытовых услуг ЗАРЯ» и.т.д. АООТ «Карандашная фабрика им. ЛБ Красина». Кроме того часть из них объединяются, например РАО «ЕЭС» и «Газпром» и наоборот государственные предприятия становятся различными организационно-правовыми формами собственности. Для примера (по г. Москве) из 1300 ГУПов (балансовая стоимость 507мрд.руб) будет сокращено до 809 (многие стали рантье, боятся приватизироваться). Часть из них (18- в 2005г) продаются : -Комбинат гардеробного обслуживания(156тыс.руб.), Предприятие Издательско- полиграфический комплекс «Московская правда»(166365руб), Зеленоградская аварийная служба (549тыс.руб.); Телевидение ЮЗАО(9843,8) и др. Однако жизненно важные объекты останутся в государственной монополии «Мосводоканал»; Метро, предприятия пассажирского транспорта, ДЕЗы и др.

В торгах могут участвовать и иностранные лица.

Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает открытие на территории РФ филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Филиалы регистрируются Минфином РФ, и выдается свидетельство о регистрации, филиал приобретает право юридического лица. Они обязаны зарегистрироваться в налоговом органе независимо от того, подлежит ли их деятельность налогообложению или нет.

Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст.17) четко определил государственную монополию на экспорт (импорт) отдельных видов товаров. Так, в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в РФ действует система экспортного контроля. (Ст.16 Федерального закона РФ «Об экспортном контроле»). Номенклатура, подпадающая под экспортный контроль, определяется списками и перечнем, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Указы вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их опубликования.

Россия, согласно Федеральному закону РФ от 14.04.1998 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (ст.18) может вводить защитные меры в отношении импорта товара (товаров) в случае угрозы нанесения существенного ущерба, в соответствии с общепризнанными международными нормами, до такой степени и на такой срок, которые необходимы для устранения серьезного ущерба.

Кроме ограничений, применения защитных мер, Россия может вводить запреты и ограничения экспорта или импорта, исходя из национальных интересов (ст.19 Закона). Этими интересами являются: соблюдение общественного порядка и морали; охрана жизни и здоровья людей; охрана животного и растительного мира, окружающей среды; сохранение культурного наследия и культурных ценностей (согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»); обеспечение национальной безопасности. Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта или импорта вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.

В ходе внешнеторговой деятельности российские лица или от их имени могут заключать двухсторонние договора (в письменной форме) на совершение бартерных сделок. Порядок осуществления бартерных сделок определяется Указом Президента РФ от 18 августа 1996 года «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»1 и Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 №1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»2. Письмо Банка России от 6.06.1997 №466 «О порядке выдачи разрешения на проведение отдельных бартерных сделок». Бартерные сделки – это сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности (кроме денежных или платежных средств).

При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ и услуг может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Паспорт бартерной сделки – документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами, в том числе смешанные договоры, содержащие элементы различных договоров. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории РФ по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки), является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст.98 Таможенного кодекса РФ.

Государственный таможенный комитет РФ издал приказ от 11.11.1996 №680 «Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговых бартерных сделок3, а так же Минэкономразвития и торговли с Минфином РФ утвердил Порядок оформления и учета паспортовбартерных сделок4.

Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, санитарным, фармакологическим, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ (ст.20 Закона). Здесь порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю. Запрещается ввоз на территорию товаров опасных для потребления; не соответствующих стандартам и требованиям; не имеющих сертификата, маркировки или знака; имеющих дефекты. Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определенном таможенным кодексом РФ и Законом РФ от 7 июля 1993г. (с изменениями от 19 мая 1995г.) «О торгово-промышленных палатах в РФ». Данный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания ТПП (торгово-промышленных домов) в РФ, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы и взаимоотношения с государством. Торгово-промышленная палата является негосударственной и некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Она обладает статусом внешнеэкономический организации и может заниматься предпринимательской деятельностью лишь, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Внутриорганизационным актом ТПП является Устав, который не должен противоречить законодательству РФ. Государственная регистрация ТПП осуществляется Минюстом РФ и ее учреждениями на местах (например, Тюменская торгово-промышленная палата). С момента регистрации ТПП приобретает права юридического лица.

Целями учреждения ТПП являются: - оказывать помощь российским предприятиям и предпринимателям содействуют развитию экспорта товаров и услуг. ТПП выдает разрешение на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, ассоциаций и союзов предпринимателей, а так же иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП.

Участвует в подготовке нормативных актов (проект закона, постановления Правительства, решений министерств и ведомств), затрагивающих интересы предпринимателей. При ТПП действует Международный коммерческий арбитражный суд (Закон РФ от 7 июля 1993г. №5338-1); Морская арбитражная комиссия (Закон РФ от 7 июля 1993 №5338-1); Третейский Суд для разрешения экономических споров (Регламент утв. Постановлением Президиума ТПП РФ от 23.10.92г. №80-9).

ТПП в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения; представляет интересы своих членов в международной торговой палате, международной ассоциации по охране промышленной собственности, международном бюро выставок, Международной организации труда, а так же других международных организациях, связанных с предпринимательской деятельностью.

Социально-культурные связи.Россия создает культурные центры и иные организации и поощряет их деятельность. На территории РФ могут создаваться филиалы и другие структуры культурных международных фондов и организаций. Управление культурой РФ осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ1 . В его составе имеется: Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное архивное агентство.

В своей деятельности Министерство культуры РФ руководствуется Положением «О Министерстве культуры РФ»2.

Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим политику в области: культуры, охраны и использования историко-культурного наследия, кинематографии (далее именуется как сфера культуры). Данный орган осуществляет государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ. К числу, которых относятся «Основы законодательства РФ о культуре» СЗ РФ 1999 №26); Закон РФ(с изм. и доп.) «О СМИ»3.

В соответствии с законодательством, Минкультуры РФ так же является специально уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры; наделен контрольными функциями за соблюдением порядка вывоза из РФ и ввоза на ее территорию культурных ценностей, предметов антиквариата, а так же правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей (Приказ Минкультуры РФ от 12.10.98 №503, утвердил Инструкцию о порядке контроля за вывозом и временным вывозом культурных ценностей).

Минкультуры РФ и его территориальные органы тесно взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти (МИД РФ, ФТС РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.), органами исполнительной власти субъектов РФ, творческими союзами, общественными объединениями ,культурными центрами за рубежом.

Положение наделяет Минкультуры такой компетенцией, как: -разработка и реализация международных обязательств РФ, системы мер по предупреждению незаконного ввоза, вывоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности; - осуществление государственного контроля за вывозом из РФ культурных ценностей, соблюдение правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Функции Министерства культуры РФ: -координация деятельности федеральных органов, органов субъектов РФ; - реализация межгосударственных программ; - подготавливает с участим федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ Государственный список памятников истории и культуры, а так же Список всемирного наследия ЮНЕСКО; - заключает, в соответствии с законодательством РФ международные договоры межведомственного характера в сфере культуры; - участвует в подготовке международных договоров РФ, способствует выполнению международных обязательств.

Положение «О министерстве культуры» предоставляет право (ст.30,31): -осуществлять культурное международное сотрудничество, иметь представительства в международных организациях; - командировать коллективы, отдельных исполнителей и специалистов за границу; - участвовать в пределах компетенции в решении проблем соотечественников за границей1; - выдачу юридическим и физическим лицам свидетельства на право вывоза и временного ввоза культурных ценностей (взимает за это сборы) и проведения экспертизы (искусствоведческой, исторической и культурной) (ст.33,34)2; - составление Перечня культурных ценностей, подпадающих под действие закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (утв. Приказом Минкультуры РФ от 21.07.99 №528); - контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении культурных ценностей, формирование банка данных хозяйствующих субъектов, осуществление внешнеэкономических операций; - анализ состояния рынка услуг.

Министерство культуры РФ имеет права в сфере культуры в отношениях с зарубежными странами: -пользоваться сведениями Национального центрального бюро Интерпола в РФ; - заключать договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими о временном вывозе; - возбуждать ходатайства о вывозе и ввозе семейных реликвий выезжающими гражданами за пределы РФ на постоянное место жительства. Организовывать в РФ и за рубежом конкурсы, фестивали, выставки-продажи, аукционы, симпозиумы, конференции, семинары, музейные и библиотечные обмены, кинофестивали и другие мероприятия; - учреждать газеты, журналы и другие средства массовой информации.

В составе центрального аппарата Минкультуры РФ образован отраслевой блок ( по культуре и кинематографии) и отраслевой блок (по печати и массовым коммуникациям) из подразделений Министерства и его территориальных органов.

Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества РФ.

Социально-культурные связи РФ с иностранными государствамиохватывают: образование, туризм, культуру, меры поддержки соотечественников за рубежом и др. связи.

Основополагающим законом, регулирующим культурную деятельность РФ, является Закон РФ от 9.10.92 «Основы законодательства РФ о культуре 1», который определяет (ст.3) культурную деятельность - как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освобождению культурных ценностей (идеалы, нормы, обычаи поведения ,кухня, языки, диалекты и говоры, фольклор, художественные промыслы и ремесла, историко-культурные здания и объекты); культурные блага (условия и услуги) и др. понятия. Закон регулирует деятельность в различных областях, одной из которых являются культурные международные обмены. Статья 18 Закона закрепляет право граждан РФ осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если это не противоречит законодательству этих государств. В то же время, статья 19 предоставляет равные права иностранным гражданам и лицам без гражданства с гражданами РФ в сфере культурной деятельности.

Российская Федерация поощряет и создает, культурные национальные центры, национальные общества и землячества, ассоциации, учебные учреждения принимают меры по учреждению Межгосударственных соглашений в этой области (ст.23). Россия гарантирует на основании международных соглашений правовую защиту иностранных и культурных образований.

Закон об основах (ст.51) предоставляет право организациям осуществлять внешнеэкономическую деятельность: - торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделия народных промыслов, изобразительной продукции, предметами антиквариата, установленными законодательством РФ.

Закон называет субъекты международных и культурных обменов, (связей), способствует расширению круга субъектов (частных лиц, организаций, учреждений, предприятий культуры). Культурные связи (обмены) РФ определяются федеральными Государственными программами и Соглашениями РФ с другими государствами.

Российская Федерация содействует сотрудничеству с соотечественниками за рубежом, их потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с землячествами, проводя культурные совместные мероприятия, сохранения захоронений. Все незаконно вывезенные культурные ценности (признанные достоянием народа) подлежат возвращению, независимо от их местонахождения, сроков и обстоятельств вывоза (ст.59 Закона). Субъекты РФ имеют полное право создавать за рубежом свои культурные центры и организации культуры.

Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры, в порядке, определенном их Уставами. Создаются филиалы и другие, международные и культурные фонды, музеи (например музей Лейб-гвардии казачьего полка в Париже). Областью применения Закон РФ от 7 июля 1993г «Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах 1» называет: решение вопросов о вывозе документов архивного фонда РФ за пределы РФ. Здесь необходимо пояснить, что под архивным фондом РФ понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь народов, имеющих историческое, научное, социально-экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного фонда наследия народов РФ. Закон (ст.23-25) регулирует вывоз архивных документов, архивного фонда, вывоз и ввоз копий архивных документов и международных документов.

Федеральный закон РФ от 29.12.94 «О библиотечном деле» регулирует взаимоотношения между государствами, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области (сфере) библиотечного дела в соответствии с принципами международного права.

Закон (ст.1) определяет библиотеку как информационное, культурное, образовательное учреждение, а библиотечное дело – как отрасль информационной культурно-просветительной и образовательной деятельности.

Библиотеки могут быть: государственные (федеральные и субъектов РФ), муниципальные; РАН и других академий, предприятий и учреждений. Библиотеки могут быть учреждены иностранными лицами, а так же международными организациями, в соответствии с международными договорами РФ. Исходя из прав библиотек (ст.13) они могут в установленном порядке сотрудничать с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ.

Федеральный закон РФ от 26.05.96 «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»2 определяет (ст.3) понятие: музей, хранение, публикация, музейный фонд, музейная коллекция, музейный предмет для истории и культуры.

Музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойство музейного предмета (видовое родство, характер происхождения).

Музейный предмет – культурная ценность, качество, либо особые признаки, которые делают необходимыми для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Данное понятие, выделенное автором, обращает внимание на то, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного Фонда РФ, вывозу из РФ при осуществлении международных связей не подлежат, и они составляют государственную частьМузейного Фонда РФ. Временный вывоз данных предметов регулируется законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»1 от 15.04.93. Данный закон имеет целью сохранение культурного наследия народов РФ, защиту от незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей, способствует развитию культурного международного сотрудничества. Закон определяет понятие «ввоз» (временный) и «вывоз» (временный), то есть с обязательством обратного вывоза и ввоза.

В соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ, культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению. По данному вопросу взаимодействуют между собой: Министерство культуры РФ, Федеральная архивная служба РФ, ФТС РФ в качестве коллегиального органа образуется Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза). При ввозе и вывозе культурных ценностей проводится государственная экспертиза и выдается свидетельство. Порядок вывоза и ввоза распространяется на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетом.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, относящаяся к культурным ценностям, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статья 54 (международное сотрудничество) Закона РФ «О средствах массовой информации»2 предоставляет право гражданам РФ (гарантируется) на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ. Ограничения допускаются в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами. С разрешения МИД РФ могут открываться представительства зарубежных СМИ в РФ, так и СМИ РФ в зарубежных странах (с разрешения МИДа иностранных государств).

Среди подзаконных актов, регламентирующие вопросы культуры можно выделить Положение «О Государственном Академическом Малом театре России»3. Положение «О Государственном Академическом Большом театре России»4. Положение «О всероссийском музейном объединении Государственная Третьяковская галерея»[7]. Положение «О государственном историческом музее»[8].

Кинематография РФ является неотъемлемой частью культуры и искусства. Данную сферу государственной деятельности регулирует Федеральный закон от 22.08.96 «О государственной поддержке кинематографии РФ»1. Для целей настоящего закона используется понятие: кинематография – область культуры и искусства, включающая профессиональную, творческую, производственную, научную, техническую, образовательную деятельность, направленную на создание и процветание кинематографии. Дается понятие - национальный фильм (ст.4 Закона). Он определяется тем, что продюсер, автор фильма - граждане РФ; в состав съемочной группы входит не более 30 процентов лиц, не имеющих гражданства РФ; снимается на русском языке (или других народов России); пятьдесят процентов общего объема работ зарегистрированы на территории РФ. Иностранные инвестиции не превышают 30 процентной сметы.

В качестве национального фильма может рассматриваться производство совместного с иностранными организациями, при соблюдении условий, определенных Международными договорами и соглашениями РФ. Одним из основных направлений (ст.5 Закона) деятельности Министерства культуры РФ является развитие международных связей в области кинематографии, учреждения представительств в международных организациях кинематографии, участий в совещаниях, конференциях и др.

Международное сотрудничество в области образованиярегулируется Законом РФ от 10.07.92 (с изменениями на 16.11.97) «Об образовании»2 и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Органами управления образованием является Министерство образования и науки РФ и ее территориальные органы (Положение о Минобразовании, утв. ПП РФ 24.3 2000г). Образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан РФ в иностранных государствах, так и иностранных граждан на территории РФ осуществляется по прямым договорам с образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, а так же физическими лицами на основе международных договоров РФ. Они так же имеют право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, и иметь валютные счета в банках и других кредитных организациях.

Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность определяется Федеральным законом РФ от 22.08.96 (СЗ РФ 1996 №35 ст.4135) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как участие в программах (двусторонних, многосторонних) обмена студентами, аспирантами, докторами, педагогическими и научными работниками, проведение совместных симпозиумов, конференций, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации в пределах квот, установленных Правительством РФ осуществляется по международным договорам. Учебные заведения (ст.33.3 Закона) в целях участия в международной деятельности имеют право вступать в неправительственные международные организации, создавать совместные лаборатории, центры, технические парки и др. В соответствии с Положением «О Министерстве образования и науки РФ», оно взаимодействует с другими федеральными органами, РАН, Российской Академией Образования, другими отраслевыми академиями наук и научными организациями; организует и развивает международное сотрудничество. Например, Постановление Правительства РФ от 12.10.2000 №779 «Об утверждении Положения «Об учете и использовании средств, получаемых ВС РФ от оказания услуг на договорной основе, за подготовку военных кадров в интересах иностранных государств, от военно-технического сотрудничества», Постановление Правительства РФ от 8.04.2000 №308 «Об оказании МО РФ иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала.

Высшие учебные заведения, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обладают автономностью, самостоятельностью в принятии решений согласно Устава и поэтому вправе обратиться в любые органы и организации РФ и международные организации в целях их аккредитации (с целью повышения квалификации, подготовки специалистов, научных работ, передовых методик и т.п.). Они осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ и международными договорами и соглашениями.

Высшие учебные заведения обладают статусом научного учреждения.

Научное международное сотрудничество. Федеральный закон РФ от 23.08.96 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1 регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции, работ, услуг. Закон определяет (ст.2) общие понятия: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования); научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социально-культурных, гуманитарных и иных проблем и обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Субъектами научной и научно-технической деятельности являются: научный работник (гражданин РФ), специалист научной организации; научно-исследовательские учреждения, научные организации вузов, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и др. Порядок аттестации научных работников (присуждение учёных степеней кандидата и доктора наук и присвоение учёных званий доцента, профессора, научного сотрудника возложено на Высшею аттестационную комиссию Министерства образования РФ.

Правительство РФ аккредитует (организует) научные организации и выдает свидетельства.

Научная деятельность так же основывается на принципе государственного регулирования. Статья 13 Закона определяет порядок формирования государственной научно-технической политики на срочные и долгосрочные периоды. Они определяются Президентом РФ по докладу Правительства РФ. Правительство РФ вправе: устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научно-технических результатов (лицензировать отдельные виды научно-технической деятельности, вводить ограничение с учетом безопасности РФ, здоровью граждан, окружающей среде, режима секретности и др.); вводить сертификационные и метрологические ограничения. Среди других актов регулирующих науку и научно-техническую деятельность, необходимо упомянуть Указ Президента РФ от 15.04.96 №558 «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе Российской Академии наук».1

Отраслевыми науками являются Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия образования, Российская академия художеств – имеют статус государственных некоммерческих учреждений и наделены правом управления деятельностью (представляют Президенту и Правительству результаты и предложения о приоритетных направлениях). В системе РАН РФ созданы крупные научные объединения – отделения; Сибирское, Дальневосточное, Уральское, научные центры, наукограды, НИИ, лаборатории, опытные станции, производственная наука и.т.д. Конституция РФ закрепила свободу научного творчества, ввела понятие интеллектуальной собственности и охрана её законом (ст.44).

Федеральным органом исполнительной власти РФ в проведении государственной политики и управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, координирующим деятельность других федеральных органов в этой сфере, является Министерство образования и науки РФ3. В которое входят Федеральное агентство по науке, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Министерство является государственным заказчиком (создает научные и координационные советы, научно-технические комиссии, экспертные и рабочие группы и др.). Оно проводит в пределах своей компетенции переговоры с представителями зарубежных государств, иностранных и международных организаций, подписывает международные договоры межведомственного характера; оказывает содействие иностранным специалистам в оформление виз и других документов.

Все вышеназванные субъекты научной и научно-технической деятельности (научный работник, организации, федеральные органы исполнительной власти, государственные органы субъектов РФ) в соответствии с Законом о науке и научно-технической политике (ст.16), осуществляют международное научное, и научно-техническое сотрудничество наделены соответствующей компетенцией. Так, например, научный работник имеет право на подачу заявок в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (публикации, стажировки, командировки, дискуссии, конференции, симпозиумы, доступ к информации, если она не содержит государственную, служебную и коммерческую тайну и др.). Субъекты научно-технической (научной) деятельности вправе вступать в международные организации и научные объединения; участвовать в международных научных программах, проектах, заключать договора (контракты) и соглашения, как в РФ, так и за ее пределами в соответствии с законодательством РФ.

На территории РФ в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Федеральные органы власти и управления должны создавать необходимые условия для международного и научно-технического сотрудничества.

Международный туризм.К законодательству, регулирующему социально-культурную деятельность Российской Федерации, можно отнести: Федеральный закон РФ от 24.11.96 №123-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»,1 Договор «Об оказании международных туристических услуг».2

Международный туризм сегодня представляет динамическую сферу внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого бизнеса. Достаточно сказать, что туризм сегодня занимает третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и экспорта автомобилей (доля туризма - 7 процентов мирового экспорта). Чем объясняется такое положение? Наименьшими стартовыми инвестициями, быстрыми сроками окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности затрат.

Туризм (фр. – прогулка, поездка), прежде всего удовлетворение любознательности. И он реализуется в форме услуг, требующих соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристской деятельностью, хозяйствующими субъектами. Все это обусловливает обособление туризма в самостоятельную отрасль. Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Закон РФ закрепил следующее определение туризма: «туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельность в стране (месте) временного пребывания».

Факторы, вызывающие потребность в туризме, могут быть разные, познавательные (интерес к историческим, культурным, хозяйственным, природно-климатическим достопримечательностям, музеи, археологические объекты, театры, леса, море, озера, пещеры, географические пейзажи, климатические условия, кинофестивали, олимпиады, игры доброй воли, ярмарки, карнавалы), в том числе обычаи, кухня народов.

Термин «турист» в разных странах трактовался по-разному, и до сих пор на международном уровне нет четкого понятия. Закон РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» дает следующее понятие: «Турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществление одной ночевки». Как было сказано выше, туризм проявляется в качестве услуг, их две. Первая - связана с материальным производством, а вторая – с обслуживанием самого туриста (реализация путевок, обслуживание в гостиницах, питание, концертные выступления и др.).

Туризм как товар можно экспортировать и импортировать. В основе этого лежат не только ввозимые и вывозимые впечатления, но и деньги.

Отличие туристического экспорта от экспорта товаров заключается в том, что денежный поток от экспорта товаров движется в противоположном направлении, а при туристическом экспорте он всегда совпадает с направлением потока туристов.

Туристические ресурсы РФ представляют собой исторические, социально-культурные объекты. Классификация и оценка туристических ресурсов РФ, их охрана, меры восстановления и др. определяются законодательными актами РФ. Например, Положение «О порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха».1 (Постановление Правительства РФ от 3.08.96 №926); Положение «О порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков».2 (Постановление Правительства РФ от 3.08.96 №916).

По форме туризм можно различать как внутренний, так и международный, а по числу участников может быть групповой (организованный) или одиночный(самодеятельный, неорганизованный; постоянный или временный, сезонный, валютный и безвалютный обмен туристическими группами).

Перспективы развития туризма в РФ определены Федеральной целевой программой "Развитие туризма в РФ».1 Деятельность туристических фирм регулируется Законом РФ «Об основах туристической деятельности в РФ»2 и другими актами. Например, Положение «О лицензировании международной туристической деятельности» (утв. Правительством РФ 12.12.95), «Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ 3» (утв. Правительством РФ 25.04.97), «Правилами бытового обслуживания населения в РФ» (утв. Правительством РФ 15.08.97), ГОСТ 28681-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» (основные положения), ГОСТ Р. 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание», «Классификация гостиниц».

Закон РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» четко определил роль федеральных органов в развитии туризма и организации туристической деятельности. Туристическая деятельность представляет собой тур операторскую, тур агентскую и иную деятельность по организации путешествий, и получение прибыли.

Тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов – переводчиков и др. услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Тур оператор и тур агент являются хозяйствующими субъектами. Если первый приобретает туристические продукты (места в гостиницах, самолетах), занимается разработкой туристических маршрутов, то второй приобретает туры по туристическим маршрутам, разработанным тур оператором, выпускает путевки и реализует их.

Таким образом, тур операторская и тур агентская деятельность заключается в формировании и продвижении туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Реализация туристического продукта осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме тур оператором с лицом, представляющим отдельные услуги или с тур оператором, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Каждая из сторон вправе расторгнуть договор и требовать изменений в связи с существенным изменением обстоятельств (ухудшение условий путешествия, изменение сроков, изменение сроков валют и др.).

Документом, подтверждающим факт передачи туристического продукта, является туристическая путевка. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающий факт их оказания, представляет собой туристический ваучер (анг. – расписка). Ваучер следует за туристом (туристической группой) на всей территории. Услуги, которые не указаны в ваучере, приобретаются за наличный расчет. На основании ваучера иностранной фирме выставляется счет на оплату.

Для поездки во многие страны требуется иметь визу. Виза – это официальная отметка, сделанная в паспорте (штамп учреждения или консульства), дающая владельцу заграничного паспорта право въезда в данное государство и выезда из него. Виза может быть однократной и многократной. По видам назначения визы бывают служебные (деловая, частная), гостевые, с правом работы, иммиграционные, туристские. Туристская виза– это разрешение посетить страну с туристскими целями в определенный срок – срок путешествия или тура. Турист с данной визой не имеет права заниматься оплачиваемой работой и должен покинуть страну в указанный срок.

Выдачей виз занимаются консульские отделы посольств или генеральные консульства по регионам. За выдачу визы взимается сбор.

С целью защиты права и интересов туристов, производится лицензирование и стандартизация тур операторской и тур агентской деятельности и объектов туристской индустрии, а так же сертификация туристского продукта.

Правительство РФ Постановлением от 12.12.95 №1222, утвердило Положение «О лицензировании международной туристической деятельности». Лицензирование, как сертификация туристического бизнеса, стало монополией государственных органов, как и многих других видов деятельности РФ. Решение о выдаче лицензии на осуществление международной туристической деятельности сроком на три года (может быть и меньший срок) принимает Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму и осуществляет оперативное управление туризмом. Компетенция и полномочия Агентства изложены в Положении об этом органе организационно входящий в Министерство Здравоохранения и социального развития РФ.

Агентство может передать полномочия по лицензированию туристической деятельности соответствующим органом исполнительной власти субъектов РФ.

Решение о сертификации товаров, услуг, контроль за проведением сертификации в РФ осуществляет система органов Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии.(стандартизации, метрология, качество)(ранее Госкомстандарт РФ) в оценке услуг, предлагаемых тур фирмами. Здесь система государственных стандартов построена на языке международных стандартов. То есть на каждую из услуг, представляемых туристу, разработаны соответствующие ГОСТы, и обязанность фирмы – отчетливо отразить их в контракте (договоре), заключаемом с туристом. Например, в контракте должно быть дано описание номера в гостинице с перечнем удобств.

Таким образом, туризм в РФ и международный туризм представляют собой динамичную сферу социально-культурных связей (наряду с другими видами) внешнеэкономической деятельности в РФ, осуществляемую федеральными органами власти и управления, а так же органами власти и управления субъектов РФ.

В основе туристической деятельности лежат туристические услуги, т.е. комплекс мер по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а так же гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Данное положение регулируется Федеральным законом от 24.11.96 «Об основах туристической деятельности в РФ» (ст.1) и другими подзаконными актами. Например: - Положение «О порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков» (утв. Постановлением Правительства РФ от 3.08.96 №916). Оно устанавливает правила въезда в РФ и выезда из РФ и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; выделение ассигнований на федеральные целевые программы развития туризма; благоприятные инвестиции, налоговое и таможенное регулирование; представляет льготные кредиты, налоговые и таможенные льготы тур операторам и тур агентам на территории РФ. Приказ Федерального агентства «О сертификации туристических услуг и услуг гостиниц (Пр. Госстандарта РФ от 28.07.00 №53). - Закон РФ «Об основах туристической деятельности» (ст.6-8) предоставляет права, обязанности и определенные социальные гарантии туристу.

К числу подзаконных актов, регулирующих туристическую деятельность, следует отнести: «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов по организации занимающихся туристской деятельностью» (приказ Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 4.12.98 №402 –ранее туризм входил в компетенцию этого органа ,сейчас это Федеральное агентство). Закон дает определение туристического продукта как права на тур (тур – комплекс туристических услуг). Туристический продукт формируется, исходя из конъюнктуры туристского рынка или конкретному заказу туриста.

Тур оператор приобретает право на услуги, входящие в тур на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с тур оператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видом услуг, входящих в тур.

Турист вправе требовать от тур оператора или тур агента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон при изменении условий вправе расторгнуть договор.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется с фактическими затратами сторон. При этом сумма в качестве возмещения убытков не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии туриста к тур оператору или тур агенту в письменной форме предъявляются в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензий. В данном случае необходимо руководствоваться главой 39, статьей 779 Гражданского кодекса РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей».

В сфере международного сотрудничества правовую основу туризма составляют не только внутреннее право РФ, регулирующее туристическую деятельность, но и международное право, основу которого составляют международные договоры, заключаемые в соответствии с федеральным законом «О международных договорах РФ». В целях продвижения туристического продукта на мировом рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает свое представительство за пределами РФ. Порядок создания, деятельности и ликвидации представительств определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.

Немаловажное значение в туристской деятельности является обеспечение безопасности и в частности личной безопасности туристов, сохранность их имущества.

Безопасность туриста можно обеспечить разными способами, среди которых имеет значение страхование 1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует тур операторов, тур агентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. В том числе через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях с туристами, а также о не возвратившихся из путешествия туристов.

Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну, где они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 961; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9258 - | 7276 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.249.234 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.019 сек.