Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами

Помимо самого распространенного и древнего вида внешнеэкономических связей, торговля товарами, все большее распространение получает производственное сотрудничество. Большое место в сфере внешнеэкономических связей приобретает военно-техническое сотрудничество в торговле продукцией военного назначения. Под продукцией военного назначения понимается - вооружение, военная техника, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области. Экспорт продукции, работ, услуг военного назначения и товаров двойного назначения регулируется Законом РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»; Федеральным законом от 10.02.99 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»2.

Номенклатура, подпадающая под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяют или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения ракетных средств, его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется Списками и Перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по предоставлению Правительства РФ. Указы президента РФ в этом случае вступает в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования (ст. 16 закона). Из нормы закона (ст. 16) видно, что РФ, Федеральные органы исполнительной власти ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности проводят единую политику экспортного контроля, определяемуюисключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Процедура экспорта продукции, работ и услуг военного назначения изложена в «Положении о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995г. №879). Экспорт продукции, работ и услуг осуществляется по лицензиям, выдаваемым Федеральным органом в соответствии с решением Правительства РФ. Лицензии выдаются только юридическим лицам РФ, получившим право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Заявление на получение лицензии согласовывается с Министерством Обороны РФ. Для исполнения обязательств по контракту с иностранным заказчиком, экспортер имеет право заключать договоры на изготовление и поставку продукции только российскими разработчиками или производителями военной техники, зарегистрированными в Реестре по оборонным отраслям промышленности.

В производстве продукции на экспорт и его экспорте участвуют: предприятия, КБ, НИИ военно-промышленного комплекса (ВПК): - банки, участвующие в осуществлении экспортных проектов или акционированных оборонных предприятий; - Федеральные ведомства, курирующие производственную деятельность предприятий ВПК; - Государственная компания «Рос вооружение» – продавец российского оружия;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Министерства обороны РФ. Комитет по военно-технической политике- определяет стратегию продажи оружия и занимается лицензированием; - Федеральная таможенная служба- осуществляет контроль за вывозом продукции через таможенную границу и др. Управлениев сфере военно-технического сотрудничества осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Конституция РФ, Федеральные законы наделяют Президента РФ такими полномочиями, как руководство государственной внешнеторговой политикой РФ и регулирование сотрудничества в военно-технической области (ст.12 Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»)1.

Центральным законом, регулирующим военно-техническое сотрудничество, является Федеральный Закон от 19 июля 1998г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»2. Закон определяет основные понятия (ст. 1): военно-техническое сотрудничество, под которым понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой и закупкой продукции военного назначения, а так же разработкой и производством продукции военного назначения. Так же закон определяет понятия: продукция военного назначения (вооружение, военная техника, работы, услуги, интеллектуальная собственность, информация), а так же вооружение и военная техника (различные системы, комплексы, сооружения, техническая документация, ремонт, модернизация, информация и т.д.). Например, подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств. Военно-техническое сотрудничество по подготовке и обучению кадров осуществляется на базе военно-учебных заведений МО РФ. Данное сотрудничество регулируется международными договорами и соглашениями РФ. К профильным законам можно отнести: Федеральный закон «О международных договорах РФ», Постановление Правительства РФ «О межправительственных соглашениях, о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров и об организации связей взаимодействия в интересах управления вооруженными силами государств участников СНГ»; ФЗ «Об экспортном контроле». К ведомственному акту можно отнести: Инструкцию «Об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях ВС РФ 1». «Инструкцию о порядке ведения реестра, оформления и выдачи свидетельств о праве осуществления деятельности в отношении продукции военного назначения». Непрофильные законы: Федеральный закон от 31 мая 1966г. №61-ФЗ «Об обороне» (ст.4-6); ФЗ «О безопасности»; ФЗ от 25 сентября 1998г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст.17). Указы Президента РФ (Указ от 6 сентября 1999г. №1164 «О мерах по повышению эффективности ВТС РФ с иностранными государствами»; от 7.12.98г. №1488 «Вопросы ВТС РФ с иностранными государствами; от 21.11.94г.; Указ от 21.11.94 №2094 «Об установлении РФ мораториев на экспорт противопехотных мин»; от 14 мая 1998г. №556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских технологий и работ военного, специального и двойного назначения» и др.

Постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы военно-технического сотрудничества, к которым можно отнести: - Положение «О порядке контроля за вывозом из РФ товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется»; - Вопросы федеральных государственных унитарных предприятий; Государственные кампании «Рос вооружение» и «Промэкспорт» от 31.12.97г. №1658.Положение «О Рособоронэкспорте».

Решение о проведении переговоров о заключении международных договоров РФ в области ВТС принимаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ (ст.14 Закона о ВТС). По результатам переговоров и определенных мероприятий, Правительство РФ принимает решение о подписании международного договора в области ВТС. Такие международные договора подлежат ратификации (см. ФЗ «О международных договорах РФ»). Данный закон (или договор) предусматривает возможность заключения межведомственных (международных) Соглашений. К примеру, в 1997. Было заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о ВТС (Москва, 1997., вступило в силу 18.04.97г.). В этом соглашении предусматривается, что двустороннее сотрудничество развивается путем: - взаимных поставок военной продукции; - предоставлением услуг военного назначения.

Соглашение предусматривает направления такого сотрудничества (ст.1): - поставка вооружения, военной техники и другого специального имущества; - оказание услуг, обеспечение эксплуатации, ремонт вооружения и техники; - подготовка кадров с учетом потребности и возможности договаривающихся сторон (ст.6).

Закон о ВТС предусматривает приоритетность РФ при осуществлении ВТС, потому что оно напрямую связано с интересами национальной безопасности, сохранением независимости и территориальной целостности государства. А отсюда столь пристальный и постоянный интерес его со стороны государства, тем более что определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и др., является конституционным принципом (п. «м». ст.71 Конституции РФ).

Закон о ВТС наделяет Президента РФ и Правительство РФ соответствующими полномочиями, чем и определяется приоритетность РФ. Так, Президент РФ определяет в послании Федеральному Собранию основные направления деятельности в области ВТС, принимает решение о ВТС, прекращении и возобновлении этого сотрудничества (ст.10 ФЗ о ВТС). В соответствии с законом (ч. 2ст.2) все вопросы, связанные с ВТС РФ с иностранными государствами, находятся в ведении органов государственной власти РФ, т.е. установлена государственная монополия на деятельность в области ВТС.

Она обеспечивается: - разрешительным порядком экспорта и импорта продукции военного назначения; -исключительными полномочиями органов государственной власти РФ в области ВТС; - государственной политикой в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения.

В международном договоре (соглашении) определяется объем и направление сотрудничества, которые зависят от многих факторов политического, исторического, географического, экономического и др. характера. Так ст.1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о ВТС определяет такие направления, как: предоставление услуг военного назначения; взаимные поставки продукции. В соглашениях оговаривается (устанавливается) основы правового режима, например, закреплены обязательства сторон не продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, информацию и др. без письменного согласия одной из сторон. Может так же закрепляться принцип координации и взаимодействия. Закон РФ «О ВТС» предусматривает ответственность лиц, нарушивших законодательство о ВТС (ст.15), они несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (контрабанда, нарушение таможенных правил и др.).

К законодательству, осуществляющему государственное регулирование и реализацию государственной монополии, относится Федеральный закон от 18 июля 1999г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле». Он определяет порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. В развитие данной нормы закона, Указом Президента РФ от 6 сентября 1999г. №1164, утверждено Положение «О порядке предоставления организациям РФ права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения». В положении определяется: лицензионный ввоз и вывоз продукции; недопущение в РФ монополии одного субъекта ВТС; недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких субъектов ВТС; таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции, в т.ч. экспортно-импортных операций; координационная деятельность и осуществление контроля.

Государственный контроль за ВТС осуществляют органы и должностные лица руководства страны, а так же органы государственной власти и управления в пределах полномочий, предусмотренные Конституцией РФ, законами и подзаконными актами. Он может быть как предварительный, при оформлении документов; так и последующий, уже за движением продукции и целью его использования.

Президент РФ, по представлению Правительства РФ, утверждает Список предприятий (компаний, корпораций) и Список продукции военного назначения и Список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения. Естественно, что решением Президента РФ этот список может иметь ограничения в целях выполнения международных обязательств (Решение Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности); национальных интересов РФ (ст.6,7 Закона «О ВТС»). Для контроля, за соблюдением международных обязательств, по Договору о нераспространении ядерного оружия, запрещению и уничтожению химического и биологического оружия, при Президенте РФ был создан Комитет по конвенциональным проблемам химического и биологического оружия (Химбиоком).

В целях предотвращения ущерба обороноспособности РФ, федеральные органы исполнительной власти (Российское авиационно-космическое агентство; Российское агентство по боеприпасам; Российское агентство обычным вооружениям и др.) осуществляют военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения для передачи иностранным заказчикам (ст.8 Закона). Данная функция регулируется Положением «Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения. Федеральные органы исполнительной власти, координирующие и контролирующие ВТС, создают консультативные органы по вопросам ВТС (Указ Президента РФ от 1.12.2000г. №1953 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами») и определяет порядок ВТС РФ с иностранными государствами. Принимает решение о создании унитарных предприятий (государственных); Указ Президента РФ от 4.11.2000г. №1834 «О создании Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт». Рособоронэкспорт устанавливает порядок предоставления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Полномочия Правительства РФ в области ВТС (ст.10 Закона): - реализация государственной политики и создание нормативных правовых актов; помимо международных договоров, создание двусторонних и многосторонних международных комиссий обладает правом законодательной инициативы (налоги, таможенное регулирование, регулирование ценообразования); определяет государственного заказчика.

Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17.12.97г. №1300) провозгласила курс на всемирную поддержку юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения по направлениям: - реструктуризация оборонно-промышленного потенциала (ФЗ РФ от 13.4.98г. №60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в РФ»); - укрупнение компаний, являющихся разработчиками и производителями вооружений и создание на их основе корпораций и фирм мирового уровня и др.

В целях экономического стимулирования, защиты деятельности, поддержания необходимого уровня обороноспособности РФ был принят Федеральный закон от 13.12.94г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ссылка на ст.1 и 2 Закона).

При осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения созданы Федеральные государственные посредники (унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения). Они являются юридическим лицом (имеют баланс, имущественные и неимущественные права; выступают истцом и ответчиком в суде).

Указом Президента РФ от августа 1997г. №907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере ВТС РФ с иностранными государствами»; №908 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Промэкспорт»; №910 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственная компания Рос вооружение» были образованы три государственных посредника «Государственная компания «Рос вооружение, «Промэкспорт» и «Российские технологии». Указом Президента от 4.11.2000г. №1834 создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт».

Их полномочия: - проведение экспортно-импортных операций; -экспорт (импорт) техники и технологий двойного назначения; - реализация (участие) иностранных оборонных и военно-технических проектов; -реклама, маркетинг, проведение выставок (показов); - консалтинговые, юридические, информационные, агентские и иные услуги.

Например, в развитии норм закона о ВТС, упорядочения использовании космических систем и комплексов военного назначения для оказания услуг в сфере космической деятельности, Правительство РФ приняло Постановление от 8.04.99г. №394 «Об использовании космических систем и комплексов военного назначения для оказания услуг в сфере космической деятельности». Договоры на оказание платных услуг заключаются на основании решений Правительства РФ (ст.1) и Распоряжение 1. При этом оказание услуг в интересах иностранных заказчиков осуществляется в соответствии с законами о государственном регулировании военно-торговой деятельности, либо о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

Организации-посредники, в иностранных государствах, в которые разрешена передача продукции военного назначения, осуществляют: поиск заказчиков и заключают с ними контракты; ведут переговоры, участвуют в торгах; совершают в РФ и за рубежом все виды коммерческих сделок в т.ч. бартерные, кредитные, страховые и др. Они свободны в выборе предмета, содержания и формы договора и обязательств в рамках законодательства РФ и Устава организации.

ГК «Рос вооружение» и «Промэкспорт» кроме того, создают за рубежом ремонтные базы; центры подготовки и переподготовки специалистов; командируют специалистов и приобретают лицензии за рубежом для производства продукции военного назначения. Возглавляет организацию - посредника. Генеральный директор, назначается и освобождается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Контроль, за деятельностью организации, ее финансового состояния возлагается на Наблюдательную комиссию, образуемую Правительством РФ из представителей Федеральных органов исполнительной власти.

Разработчиками продукции военного назначения считаются российские юридические лица, получившие лицензии на осуществление данной деятельности.

Согласно ст.17 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат: системы вооружения, военной техники, специальных средств самообороны, боеприпасы, их распространение, ремонт и утилизация. При этом такое право они получают при условии, если 51% акций будет находиться в федеральной собственности, а остальные среди российских физических и юридических лиц (ст. 12 ФЗ «О ВТС»).

Вопросами подготовки предложений для принятия решения, определения государственной политики в области ВТС занимается Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.98г. №327 (с изменениями) содержится перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении права осуществления внешнеторговой деятельности для включения в Единый государственный реестр, предприятий и организаций всех форм собственности. Заявление направляется в Министерство экономического развития и торговли РФ. Ряд документов согласовываются с МО РФ, Государственной технической комиссии при Президенте РФ (защита сведений составляющих гостайну), с Российским агентством по патентам и товарным знакам (защита изобретений и патентов). Каждой организации, включенной в реестр, выдается свидетельство, с гербовой печатью Минэкономразвития и торговли РФ, (более подробно, в Постановлении Правительства РФ от 21.02.98г. №244 «Об утверждении Положения о реестре организаций РФ, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения).

Организация, получившая такое право, имеет возможность проводить поиск заказчиков, вступать совместно с военным атташе при Посольстве РФ за рубежом в переговоры с иностранными заказчиками и др. Организация имеет обязательства соблюдать российское законодательство, проводить расчеты, таможенные платежи, продажу иностранной валюты только через банковские счета, представить отчеты.

Процедура выдачи в РФ лицензий на ввоз и вывоз продукции установлена Указом Президента РФ от 6 сентября 1999г. №1164. По общему правилу, согласно указу, проводиться в соответствии с решением Президента РФ и (или) Правительства РФ по лицензиям, выдаваемым Минэкономразвития и торговли РФ.

Развитие научно-технического прогресса в ВПК привело к тому, что серьезную конкуренцию традиционной торговле оружием стала составлять торговля услугами, военными технологиями и ноу-хау.

Наиболее перспективными становятся: - технология для производства, ремонта, модернизации, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники; - техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная); -результаты научно-исследовательских и отчетно-конструкторских работ, интеллектуальной деятельности; - стандарты безопасности человека и объектов окружающей среды и др.

Разработка и координация единой военно-технической политики при выполнении государственного оборонного заказа возложено на Министерство обороны РФ 1 (п. 7.17 Положения). Очевидно, что МО РФ выполняет эту функцию в координации с другими федеральными органами исполнительной власти; Российским авиакосмическим агентством; Росагентством по боеприпасам; Росагентством по общим вооружениям; Минюстом РФ; МИДом РФ; ФТС (ГТК РФ); ФСТР И М (Госкомстандартом)и др. Так, Указом Президента РФ, от 14 мая 1998г. №556, на Минюст РФ, возлагалась правовая защита интересов государства в ходе ВТС; принято Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998г. №1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота, результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального, и двойного назначения». Минюст РФ наделен полномочиями по распоряжению от имени РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности. Примерные государственные контракты (договоры) утверждаются Минюстом РФ (селекционное достижение, свидетельство на полезную модель, право на использование программ ЭВМ, топология интегральных микросхем и д.р., охраняемое Гражданским кодексом РФ, ст.139).

Таким образом, принятый в 1998г. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» вывел на качественно новый уровень нормативно-правовую базу государственной политики в области военно-технического сотрудничества.

Делая общий вывод по содержанию внешнеэкономических отношений, которые охватывают обширный круг внешнеэкономических связей с иностранными государствами, Российская Федерация сохраняет контрольно-надзорные полномочия (ст. 71 Конституции РФ п. "л") к другим участникам внешнеэкономической деятельности; государственную монополию на отдельные виды товаров, продукции, работ, услуг (продукции военного назначения, услуги в области космоса и др.).

В тоже время, законодательство отошло от принципа государственной монополии на все виды внешнеэкономических отношений и поэтому развивается на определенных началах – конкуренции, государственной целесообразности, предпринимательстве, контроле, надзоре, государственном принуждении за нарушение законодательства и т.п.

Нормы российского законодательства по регулированию внешнеэкономических связей содержатся:

а) в Конституции РФ, закрепляющие полномочия государства (ст.71), аналогично наделены субъекты РФ (ст.72). Все текущее законодательство должно развиваться в соответствии с конституционными положениями 2;

б) в законодательстве о предпринимательской деятельности (о валютном и экспортном контроле и регулировании, об иностранных инвестициях, о внешней торговле, о туристической деятельности и др.), разрешающим предприятиям (юридическим лицам) участвовать во ВЭД;

в) в положениях об отраслевых органах исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и оперативное управление в области внешнеэкономических отношений.

Законодательство РФ, регулирующее ВЭД, должно отвечать, в первую очередь интересам государства (национальной безопасности, безопасности личности, экономическим, политическим интересом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: