double arrow

Понятие вооруженного конфликта

Современное международное право, несмотря на запрет применения силы и угрозы силой (за исключения самообороны) исходя из реально происходящих конфликтов в том числе вооруженных, учитывает и предусматривает правила войны и защиты мирного (гражданского) населения. Целью правового регулирования является:

-максимально возможная гуманизация применяемых методов и средств, исходя из принципа уважения прав человека и основных свобод; при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой защиты. При этом не только в нормальных жизненных ситуациях, но и в условиях чрезвычайных ситуаций (крупные наводнения в Европе, селевые потоки; например ледник «Колка» в Осетии (погибли люди); крупные землетрясения (в 1968 в Ашхабаде; полностью снесены г.Спитак в Армении, на Сахалине; г. Самара в Иране в 2004г и.т.д.); чрезвычайного положения включая и вооруженные конфликты.

В 20 в. только в Латинской Америке произошло- 600 военных переворотов, в 200 случаях установлены военно - фашистские(диктаторские) режимы, являясь одним из источников военной опасности. Например, Самоса в Никарагуа; Стреснер в Парагвае; Пиночет в Чили; Хунты - в Уругвае и Гватемале и др. Если в 70-х годах вооруженные силы (в ЛА) насчитывали 750 тыс. человек, то уже в 2001г- 1.5млн.

Достаточно напомнить вооружённые конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе (а по сути война) между Северной и Южной Кореей; до сих пор разделённых демаркационной линией. Война во Вьетнаме (США и Вьетнам; -погибло 50тыс. и ранено150тыс. американцев). Война на Бл. и Ср. Востоке –Ирак-Кувейт; Ирак- Иран; США-Ирак. До 20 вооруженных конфликтов остаётся на Африканском континенте. Геополитическое положение России и её национальная безопасность тесно взаимосвязаны и непостоянны. В 1946г в марте в Фултоне устами Черчилля объявляется «холодная война»(год после войны). А через три в 1949г создаётся Северо-Атлантический блок -НАТО (15 государств, сегодня в 2004г- уже 26). 23-24 апреля 1999г в Вашингтоне на встрече глав-государств и правительств НАТО одобрена «Стратегическая концепция НАТО»- цель расширение НАТО на Восток в.т.ч. за счет стран Балтии (входившие в СССР и бывших членов Варшавского Договора). В пункте 41 концепции указано «безопасность государств-членов НАТО неделима: нападение на любого из них является одновременно нападением на всех» Выходит и на США?…Задачи альянса (п.55): проведение воздушных операций; обеспечение господства в воздухе, космосе и на море; создание эффективной ПВО, разведка и ведение РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и др. Как факт: Авиационная группа на Западе составляет-4700 самолетов; 800 боевых вертолетов; самолетов ДРЛО-АВАКС-31 (дальнего радиолокационного обнаружения); 20 АВАКС-НАТО. В Резекне (Латвия) установлена РЛС способная вести наблюдение H-30км. и Д-450км. Близ Реквере в 70км. (Эстония) начала строится РЛС с Д –450км. Война (1999г) на Балканах «решающая сила», (тогда в стычке некогда братски живших народов, обвинили Сербию в взрыве на сараевском рынке) и как выяснилось Международным трибуналом по Югославии, был организован отнюдь не сербами (да и сам трибунал создан Советом Безопасности с сомнительными полномочиями; от возбудить дело или прекратить по своему усмотрению, с неумолимой строгостью к определённой национальности). НВО (независимое военное обозрение №6) сообщала: на территорию Польши, Балтии,Румынии, Венгрии, Болгарию и в Чехию могут быть переброшены 42тыс. американских военнослужащих. Такой шаг явно идёт в разрез тенденции сотрудничества т.е. Основополагающего акта Россия -НАТО 1997г в котором записано «НАТО и Россия не рассматривают друг друга как противники»., «предотвращать какие-либо дестабилизирующие наращивания в различных регионах Европы и в Европе в целом». Представитель Информационного бюро НАТО в Москве на международной конференции (Москва 2003г) выдвинул аргумент «переброску войск надо рассматривать не как мероприятие НАТО, а на основе двухсторонних соглашений с правительствами заинтересованных стран». Признаки передислокации войск говорят о явном не желании США и стран НАТО ратифицировать адаптированный «Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)» увязывая его с выводом российских баз из Приднестровья и Грузии. По-видимому уместно поставить этот вопрос созданному и постоянно работающему Совету Россия- НАТО?. На Восток; (по состоянию на 2004г) -США, ЯПОНИЯ и Ю. Корея –имеют 1695 боевых самолетов; ДРЛОУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) -22; 30тысячный корпус США и 700тысяч армия Ю.Кореи. Крупные армии: в США на 286млн.человек-1.414тыс, или 1 солдат на 202человека. Китай 1мрд.239млн -2.239тыс или 1на 577; в Индии 1мрд.25млн- 1.300тыс или 1 на 788. Самой милитаризованной сегодня считается армия С.Корея (по состоянию на 2003г) 24, 5млн.чел. населения – армия составляет 1.100тыс или 1 на 22 человека, в регулярной армии - 63пехотных, 30 танковых и 16 артиллерийских дивизии,64 отдельные бригады в.т.ч.3 ракетные. На вооружении 54 пусковых установки тактических и оперативно-тактических ракет,3500 танков, 2.500 БТР, 10.000 арт.систем,621 самолёт,10 флотилий,84 подводные лодки, части специального назначения-100тыс(в три раза больше чем у США);2 бригады лётчиков камикадзе. Военнослужащие проходят службу от 5до 10лет. Присутствие американцев в Афганистане, Ираке, в Киргизии (авиационная база «Ганси» в аэропорту «Манас») и других районах мира, наличие огромного сосредоточение войск (наличие ядерного оружия) не способствует оздоровлению обстановки и создаёт определённые очаги напряжённости. (см.примеры в разделе 6). К сожалению не исчезли и по видимому долго ёще не исчезнут вооружённые конфликты. И здесь велика роль международного сообщества в деле укрепления мира и безопасности на основе норм и принципов международного права в.т. числе право на необходимую оборону государства в случае военной опасности.

Соответствующие нормы регулирующие "право вооруженных конфликтов" надо понимать не право развязывания таких конфликтов, а их правовую (юридическую) регламентацию. Поэтому совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующие отношение (поведение) государств и других субъектов международного права в период ведения военных действий - составляют особую отрасль международного права.

Предметом регулирования данной отрасли конечно же является сам международный вооруженный конфликт и в частности:

- отношение государств; определение аспекта конфликта не международного характера; запрещение или ограничение средств ведения войны;

- гуманизация методов и средств с целью защиты гражданского населения.

МП предусматривает:

1- нормы, регулирующие начало и прекращение войны (т.е. временные рамки: начало конфликта, перемирие, решение вопросов мирными средствами, мирный договор, капитуляция.

2- нормы, о территориальных и пространственных ограничениях ведения военных действий (о театре военных действий, нейтралитете, нейтрализации и демиталиризации зон (территорий); об оккупированных территориях.

3- нормы, содержащие и определяющие статус отдельных категорий лиц (гражданского населения и его защита, иностранных граждан, режим раненых и больных, режим военнопленных).

4- нормы, запрещающие или ограничивающие применение отдельных видов оружия.

5- нормы, об ответственности за нарушение правил ведения войны,о наказании военных преступлений и преступлений против мира и человечества. Несмотря на сложность достижения справедливости, деятельность Международных трибуналов (Нюрнбергский, Токийские трибуналы, специальный Трибунал по Руанде, Югославии) при неоднозначном подходе к ним немало способствовало развитию Гуманитарного права и создания Международного уголовного суда.

История войн и вооруженных конфликтов и их тяжелейшие последствия требовали на протяжении ста с лишним лет принятия международно-правовых норм. Началом является Петербургская Декларация 1868 года об употреблении взрывчатых и зажигательных пуль; Гаагская Конвенции 1899 и 1907 года (о законах и обычаях сухопутной и морской войны и др.).

В числе современных источников данной отрасли являются;

- Женевская конвенция 12 августа 1949 года о защите жертв войны (об улучшении участи раненных и больных в армии и на море; об обращении с военнопленными и защите гражданского населения)

- Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14.05.54 года.

- 1 и 2 протоколы (о защите жертв международных вооруженных конфликтов и о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (протокол 2) к Женевским конвенциям от 8.06.77 года.

В качестве самостоятельных актов можно назвать конвенции (договора) образующие право международной безопасности, как средства направленные на предотвращение войны и военных конфликтов:

- конвенция 1972 г. о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении.

- конвенция 1993 г. о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения.

- конвенция 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия и протоколы к ней (о запрещении мин, мин-ловушек, о запрещении или ограничении зажигательного оружия и т.д.)

Соответствующие правила содержат и региональные договора. Например в рамках СНГ "соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 2.09.93 года".

Следует иметь в виду что под военным конфликтом международного характера (участие двух и более государств) или немеждународного характера (конфликт в одном государстве) применяются одни и те же н ормы.

Данные международно-правовые нормы обязательны и для ООН при применении коллективных сил по решению СБ в соответствии с уставом ООН и для региональных конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: