Транснациональная организованная преступность

Конвенция ООН «против транснациональной организованной преступности». Открыта для подписания с декабря 2000г. Конвенция называет такие деяния как:

- участие в организованной преступной группе (ст.5);

- отмывания доходов от преступлений (ст.6);

- коррупция (ст.8)

- воспрепятствование правосудию (ст.23)

Характеристика криминализуемых деяний дополняется мерами о сотрудничестве правоохранительных органов (вопросы юрисдикции, совместные расследования, передача дел уголовного производства, передача осужденных и др. Например, установление внутреннего режима регулирования, надзора).

Нормы Конвенции ООН увязаны с такими документами СЕ, как Конвенция «об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990г. и Уголовно-правовая конвенция «о коррупции» 1999г. совместима с Гражданско-правовой конвенцией «о коррупции» 1999г.

Интересным представляется норма конвенции (как и других актов) об обязательстве сторон не рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.

В главе о национальных мерах важное место занимает юридические оценки форм подкупа должностных лиц иностранных государств и международных организаций, судей и служащих международных судов, взяточничестве в частном секторе.

Конвенция о борьбе с международными преступлениями получила распространение во внутригосударственном законодательстве, т.е. выполнении международных обязательств.

Это: положение об угоне воздушного судна; о захвате заложников; незаконном приобретении, хранении, использовании, передачи или разрушении радиоактивных материалов; о применении биологического оружия и др.

В уголовном кодексе РФ (УК РФ) предусмотрена гл. 34 о преступлениях против мира и безопасности человечества: планирования, подготовка, развязывания и ведения агрессивной войны (ст.353); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны(ст.354); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт ОМП (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356 ч.2); геноцид (ст.357); террористический акт (ст.205); захват заложника(206); пиратство (ст.227); нарушения законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне (ст.253); экоцид(ст.358); наёмничество (ст.359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360); контрабанда (ст.188).

Конвенции ориентированы на обеспечение неотвратимости преследования и наказании виновных лиц.

Конвенции предусматривают процедуру юрисдикции: либо государство выдает предполагаемого преступника, либо само преследует по собственному законодательству.

Вопросы борьбы с преступностью занимают особое место в деятельности ООН (этому посвящены ряд конвенций, резолюций. Например, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 19.12.88г.

В рамках Экономического и Социального Совета ООН учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью, в составе представителей 27 стран. Одна из функций – проведение 1раз/5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

С 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

С 1923 г. действует Международная комиссия уголовной полиции, а в настоящее время Международная организация уголовной полиции. Однако новый облик этой организации и ее новое наименование сложилось после 1956 г. с принятием Устава организации – Интерпол.

В основе, сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соответствующих стран.

Статья 3 Устава запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового характера.

Статья 4 Устава Интерпола определяет обязанность делегировать «в качестве члена организации» любой официальный политический орган, функции которого соответствуют характеру деятельности организации.

Россия с сентября 1990г (в качестве правопреемства) является членом Международной организации уголовной полиции. В центральном аппарате МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ) – для сотрудничества правоохранительных и иных органов РФ с членами Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Положение о НЦБ РФ Интерпола утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.96 г. Функции: направляет Генеральному Секретарю и НЦБ других государств запросы, поручения, сообщения о розыске, аресте и выдачи лиц, совершивших преступления. Выполняет поручения НЦБ других государств штаб-квартира Интерпола в Лионе (Франция); работает группа штатных сотрудников; ведется картотека, фотографии и дактилоскопия на многих международных преступников и наиболее опасных преступлений.

В рамках СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ. Подотчетен совещанию Министров внутренних дел СНГ штаб-квартира Россия. Задачи аналогичны задачам национальным бюро Интерпола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: