Гуманизм

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т.д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам".

"Золотое правило" содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

Коренные преобразования правовой сферы в условиях реформирования современного российского общества прежде всего выразились в гуманизации политики, приведении российского законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами.

Уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека, включая ратификацию соответствующих международно-правовых документов, но и наличием эффективного государственного механизма их реализации и защиты.

Сегодня задачи, стоящие перед всеми структурами, обеспечивающими правопорядок, невозможно решить только посредством усиления карательных ограничений. Первостепенное значение приобретает строгое соблюдение прав граждан.

Под гуманизмом (от лат. humanus – человечный) понимается признание человека высшей ценностью. Гуманность означает человечность, уважение к людям, их человеческому достоинству. В этико-психологическом плане одним из проявлений гуманизма является великодушие, добросердечность, снисхождение.

Принцип гуманизма – один из центральных и основополагающих принципов юридической деятельности.

Существует мнение, что гуманизация правосудия часто оборачивается защитой прав не потерпевших, а правонарушителей. На этом основании делаются следующие выводы: милосердие к опасным преступникам есть не что иное, как жестокость к их жертвам. «Гуманизм, проявляемый в борьбе с преступностью, особенно насильственной в отношении личности, уничтожает справедливость, не защищает интересы граждан, потерпевших, их родственников, детей, близких, не является средством ее профилактики»[1].

Гуманизация прежде всего, в строгом следовании законодательным актам. Это отказ от неоправданно грубого обращения, недопустимость причинения ничем не оправданных лишений и страданий, унижения человеческого достоинства, обеспечение охраны законных прав и интересов граждан от любых посягательств.

Гуманизм служит укреплению законности и правопорядка, установлению разумных требований режима в местах лишения свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: