Экономически активное население

Экономика и социология труда особое внимание уделяет той части населения, которая является носителем трудовых отношений в обществе. К ней относятся работающие, а также те, кто хотел бы работать, но по разным обстоятельствам не трудится. Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости.

В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда лица, длительное время не работающие без уважительных причин (кроме инвалидов 1-й и частично 2-й группы), считались ведущими «паразитический образ жизни», преследовались по закону и наказывались лишением свободы, строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) - был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время. Хотя, как об этом будет указано далее, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету ресурсов для труда, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяется системой государственных законодательных актов.

Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

- лица моложе трудоспособного возраста (в данное время от рождения до 15 лет включительно);

- лица в трудоспособном (рабочем) возрасте (в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно);

- лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости (в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет).

В России законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин - с 60 до 65 лет, для женщин - с 55 до 60 лет. Однако тяжелое экономическое положение работающего населения, низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II группы допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

Исходя из изложенного, к трудовым ресурсам относятся:

1) население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов войны и труда I и II группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии на льготных условиях;

2) работающие лица пенсионного возраста;

3) работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также в целях подготовки молодежи к труду прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

С середины 1993 г. в статистике РФ осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и МОТ систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически активное население включает всех мужчин и женщин, которые обеспечивают или имеются в наличии для обеспечения предложения рабочей силы для производства товаров и услуг.

Уровень экономической активности населения рассчитывается следующим образом:

,

где У э.а.н. - уровень экономической активности населения; d э.а.н. - доля в общей численности экономически активного населения; Ч н - общая численность населения.

Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

- временно отсутствовали на работе из-за болезни, ввиду отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

- не имели заработка;

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, в администрации предприятий, помещали объявления в печати или принимали попытки в организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе.

Для отнесения лица к категории «безработный» необходимо одновременное наличие у него вышеперечисленных условий.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Сравнение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» показывает, что они не совпадают.

Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

- учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

- лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсию по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

- лица, получающие пенсии по инвалидности;

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.;

- отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;

- другие лица, не имеющие необходимости и желания работать независимо от источника дохода.

Поворот России от тоталитарного строя и командно-административной экономики к экономике рыночной, свободному труду и запрету труда принудительного, что провозглашено в Конституции Российской Федерации, делает бессмысленным использование понятия «трудовые ресурсы» в том содержании, как об этом было указано ранее. Не могут относиться к трудовым ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей в труде, категории лиц, которых иначе как принудительно к работе не привлечь. Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

Исходную базу для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей категории.

1. Среднегодовая численность трудовых ресурсов (Т) определяется по формуле:

,

где Тн и Тк - численность трудовых ресурсов на начало и на конец года соответственно.

2. Естественный прирост трудовых ресурсов (Те) определяется по формуле:

,

где Рв - численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, а также численность лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет, вовлекаемых для работы в общественном производстве; Рп - численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность в трудоспособном возрасте.

3. Среднегодовая численность населения (Рср) определяется по формуле:

,

где Рн, Рк - численность населения на начало и на конец года соответственно.

4. Общий коэффициент рождаемости (n) за год (в промилле) определяется по формуле:

.

5. Общий коэффициент смертности (m) за год (в промилле) определяется по формуле:

.

6. Естественный прирост (убыль) населения за год (Е) определяется по формуле:

,

где - число новорожденных за год; - число умерших за год.

7. Коэффициент естественного прироста населения (Ке) (в промилле):

.

8. Механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год (С):

,

где - число прибывшего населения за год; - число выбывшего населения за год.

9. Коэффициент механического прироста населения ():

.

10. Прирост населения за год ():

;

.

11. Коэффициент общего прироста населения () (в промилле):

.

Миграционный прирост трудовых ресурсов, а также относительные показатели динамики численности трудовых ресурсов (коэффициенты общего, естественного и механического прироста) определяются аналогично расчету подобных показателей для всего населения.

Основные демографические показатели в РФ за период 1990-2005 гг. представлены в таблице 1. Данные таблицы свидетельствуют, что за период 1990-2005 гг. численность населения РФ сократилась на 4191 тыс. чел. (2,8 %), в том числе за счет сокращения численности городского населения на 4017 тыс. чел. (3,7 %), сельского - на 174 тыс. чел. (0,4 %). В то же время численность населения в трудоспособном возрасте за анализируемый период значительно выросла (+6275 тыс. чел. или 7,5 %) и составила на начало 2005 г. 90218 тыс. чел. Также отмечено увеличение численности населения в возрасте старше трудоспособного (+1540 тыс. чел. или 5,6 %), в то время как население в возрасте младше трудоспособного сократилось на 33,3 % (12006 тыс. чел.).

Таблица 1

Основные демографические показатели в РФ*

                 
Численность населения всего, тыс. чел. в т.ч.:                
городское                
сельское                
Из общей численности населения население в возрасте, тыс. чел.:                
моложе трудо- способного                
трудоспособном                
старше трудоспособного                
На 1000 человек населения:                
родившихся 13,4 9,3 8,7 9,0 9,7 10,2 10,4  
умерших 11,2 15,0 15,3 15,6 16,2 16,4 16,0  
Естественный прирост (убыль) населения 2,2 -5,7 -6,6 -6,6 -6,5 -6,2 -5,6  
Миграционный прирост (убыль) населения 1,9 4,4 2,5 1,9 0,5 0,6 0,7  

___________

* Российский статистический ежегодник, 2005.

Естественный прирост населения на начало 1990 г. составлял 2,2 человека на 1000 человек населения, а к началу 2004 г. была отмечена естественная убыль населения в количестве 5,6 человек на 1000 человек населения. Миграционный прирост на протяжении всего послереформенного периода сохраняет положительное значение, но в последние годы по сравнению с 90-ми годами его уровень значительно снизился.

Население Кемеровской области за период 1990-2005 гг. сократилось на 7,9 %, с 3099 тыс. чел. до 2855 тыс. чел.

Наметившаяся тенденция сокращения численности населения носит угрожающий характер, если не принять решительных мер по исправлению ситуации (повышение рождаемости, регулирование миграционных потоков), то России с каждым годом будет все труднее обеспечивать свою экономическую и политическую безопасность, а также сохранять свою территориальную целостность. Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал. Это понятие экономисты и социологи используют сегодня для характеристики термина «человеческий фактор» в объемном выражении, как в масштабах всего общества, так и в рамках отдельных производственных коллективов. По общему мнению, трудовой потенциал должен представить человеческий фактор в динамике в виде непрерывного, развивающегося, многопланового процесса, характеризующего скрытые возможности. Вот результаты обследования рабочих и служащих французских компаний: 66 % опрошенных указывают на невозможность полностью реализовать свои способности на работе. Оценки американских экспертов следующие: рабочий, не боясь быть уволенным, в среднем использует 20-25 % своих потенциальных возможностей.

Однако, по мнению опрошенных, эта цифра может быть увеличена до 70-80 % при условии стимулирования коммуникаций, расширения возможностей образовательного и профессионального роста, создания предпосылок для большего вовлечения работников в процесс принятия хозяйственных решений.

Термин «потенциал» получил широкое распространение в 2-й половине XX в. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека:

- как специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);

- главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника - носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);

- члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

Рассматривая потенциал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность. Для этого необходимо иметь как характеристики ресурсов всех видов, так и их результирующие (системные) характеристики, знать способ их использования и управления ими. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы. Потребность в резервах - идея не новая. К ней постоянно обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно устанавливаемые обществом пропорции лишь в том случае обеспечивают действительно планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.

Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» — только потенциальное, неиспользованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала. При этом уместно напомнить, что функции резервов шире, чем сглаживание стихийных бедствий или учет изменений международной обстановки. Важнейшей функцией резервов является предотвращение нарушений хода воспроизводства вследствие ускорения научно-технического прогресса, внедрения инноваций. Чтобы добиться полного и рационального использования резервов, каждый коллектив должен хорошо знать свой потенциал, иметь необходимое представление о его уровне.

В каждом определенном периоде на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в виде производственных резервов, которые, в конечном счете, отражают степень использования производственного и трудового потенциала.

«Резерв» - термин французского происхождения, означающий «запас». В словаре русского языка отмечается, что резерв - это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее способность к функционированию и развитию; в этом плане понятие «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс»;

во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей; это позволяет провести различие между реализованными и нереализованными возможностями;

В этой своей функции понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв»; рассматривая структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, не используемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а во втором случае «избыточный» запас сил и способностей работника обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям труда;

в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности.

Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития.

Уровень потенциала, характеризуя состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».

Исходной единицей формирования трудового потенциала является трудовой потенциал отдельного работника (личный трудовой потенциал), образующий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней - организации, всего общества.

Для рассмотрения понятия «трудовой потенциал» работника (личности) обратимся к определению «рабочей силы», данному К. Марксом: «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости». Данное определение относится преимущественно к индивидуальной рабочей силе, поскольку речь идет в нем об «организме и живой личности человека». [4].

Из этого определения следуют два важных вывода. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы - это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне производительности и эффективности труда, достигнутом данным работником.

Таким образом, рабочую силу индивида по своему происхождению (свойство организма и живой социальной личности) и состоянию до использования в труде можно рассматривать как трудовой потенциал (ресурс) личности - источник рабочей силы. Превратиться в рабочую силу, быть использованным как рабочая сила - это назначение, объективная цель «трудового потенциала личности». С теоретической и практической точки зрения важность этого факта заключается в том, чтобы рассматривать рабочую силу не только как нечто заранее данное, но и как постоянный резерв повышения производительности и эффективности труда.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.д. Говоря об управлении персоналом, необходимо помнить, что потенциал характеризуется не степенью подготовленности работника в настоящий момент к занятию той или иной должности, а его возможностями в долгосрочной перспективе - с учетом возраста, образования, практического опыта, деловых качеств, уровня мотивации.

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. сформировано понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), которое учитывает возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. Величина ИРЧП определяется как среднеарифметическое трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования, реального душевого ВВП.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

,

где I - индекс данного вида; - фактическое значение показателя; - значение показателя, принятое как минимальное; - значение показателя, принятое как максимальное.

В 1994 г. ИРЧП России был равен 0,547, что соответствовало 119 месту из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 1997 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте. Наиболее высокие значения ИРЧП в 90-х гг. были у Канады, Японии, США, Нидерландов, Финляндии.

Показатели, характеризующие компоненты трудового потенциала могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: