Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, государственного устройства и специфику политического режима[3].
Элементами формы государства являются:
1. Форма государственного правления, характеризующая порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Формы правления делятся на 2 вида: монархия и республика.
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха, короля, царя, императора, шаха и т. д.).
Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от волеизъявления граждан.
Монархии бывают неограниченными и ограниченными.
В неограниченных (абсолютных) монархиях отсутствует представительные учреждения народа. Единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней).
В ограниченных (относительных, конституционных) монархиях наряду с монархом – носителями суверенитета – выступают другие высшие органы (парламенты), ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия).
Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на следующие категории:
президентские республики (США, Бразилия, Аргентина, Боливия, Сирия и др.). Здесь именно президент является главой государства и правительства, сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Президент избирается, независимо от парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом.
парламентские республики (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.). Здесь правительство формируется законодательным органом (парламентом) и ответственно перед ним (парламентом). Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства, главы правительства, конкретного министра.
смешанные республики (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.). Здесь президент и парламент обладают двойной ответственностью: и перед президентом, и перед парламентом.
2. Государственное устройство – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Различаются следующие формы государственного устройства:
унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болгария, Италия);
федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают, в той или иной мере, государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем, наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством, существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада);
конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей; в рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства (Европейский союз, СНГ).
3. Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима: демократический и антидемократический.
Демократический режим означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована.
Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
провозглашающая и реально обеспечивающая права и свободы человека и гражданина;
решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
предполагается существование правового государства и гражданского общества;
выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
политический плюрализм;
гласность.
К антидемократическим режимам относятся:
тоталитарный. Характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии;
авторитарный. Государственно-политическое устройство общество, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа;
деспотический. Абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве;
тиранический. Основан на единоличном управлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;
военный. Основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.