Наличие интеллекта само по себе не превращается в творческие свершения. Чтобы добиться конкретных результатов, необходим "двигатель" или "приводной ремень", который запускал бы в движение механизмы мышления. Таким "двигателем" служит мотивационная основа.
Можно было бы предположить, что чем сильнее желание, значимее мотивы, тем лучше и результаты. Однако это справедливо лишь до некоторого предела (точка А максимумана рисунке 5).
Если сила мотивации переходит через этот "пик", то результаты ухудшаются. Суть его достаточно проста. Дело в том, что мотивация относится к эмоциональной сфере человека, в то время как достижение результата — к сферам разума. Мотивации в форме легкого эмоционального настроя стимулируют мыслительную деятельность головного мозга и тем самым способствуют достижению хороших результатов.
Рис. 5
Чрезмерная же мотивация равнозначна перехлестывающему через край эмоциональному возбуждению. При этом в кровь человека выбрасывается излишек гормонов стресса — адреналина, что приводит к фактической блокаде мышления. Таким образом, сильные эмоции оказывают верх над мышлением и препятствуют его работе. Нередко спортсмены мирового уровня показывают на очень ответственных соревнованиях результаты ниже среднего уровня. Причина та же – излишнее волнение.
Оптимальный уровень мотивации не постоянен, а возрастает с повышением сложности решаемых проблем. Большие свершения требуют от человека больших чувств.
3.5 Умение делать выбор
Мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. В простейшем случае это ситуация, которая требует сделать выбор из двух или более возможностей. Если одно из возможных решенийимеет явные преимущества и легко предпочитается всем остальным, то такая проблема—из разряда простых. Она гораздо сложнее, если решения имеют равные или почти равные субъективные вероятности. Выход из создавшейся неопределенности реализуется в форме принятия решения.
Итак, там, где нет выбора, там нет и мышления и принятия решений. Между прочим, латинское слово «intellego» означает "выбираю между".