Рекомендации, повышающие уровень интеллектуальных способностей

· При групповом методе решения проблем исключить критику, дать возможность выска­зывать любую мысль без боязни, что она получит осуждение.

· Использовать прямые аналогии или искать сходные процессы в других областях знаний.

· Использовать приемы отождествления самого себя с каким-либо элементом или процессом проблемной си­туации, например, с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном и т. п.

· Применять фантастические аналогии, при которых проблема может мысленно решаться как в "волшебной сказке", путем игнорирования фундаменталъных законов природы. Например, допустимой выключать земное притяжение, изменять скорости света и т. д.

· Жизненные наблюдения убеждают, что есть существенная корреляция между чувством юмора и творческим потенциалом.

· Практиковать общение с высокоинтеллектуальными людьми не только близких вам профессий, но и весьма далеких. Если обмен мыслями с ними по-настоящему интересен, не тривиален и требует умственного напряжения, то он нередко стимулирует интеллектуальную активность и благодаря аналогиям оказывается полез­ным для решения чисто профессиональных проблем, со­держание которых не имеет прямого касательства к тематике бесед.

· Написание отчетов, статей и книг нередко способству­ет решению сложных проблем, поскольку процесс изложения помогает система­тизации накопленно­го материала и уяс­нению проблемы для самого себя.

· Для интеллектуальной деятельности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры.

· Творческое долголетие сохраняют те люди, кто по разным причинам избежал слишком ранней специализации и в молодо­сти занимался проблемами, относящимися к разным, достаточно далеким областям. Тот же, кто рано погрузился в узкую научную об­ласть, лишил себя источника аналогий. Ограниченное время он способен продержаться на старом запасе, но потом наступает творческое бесплодие.

· Важным стимулом интеллектуального мышления является "рытье в книгах". Речь идет не о плановом чтении, не о систематическом просмотре литерату­ры по специальности, а о привычке перелистывать кни­ги и журналы, которые почему-то привлекли внимание, целиком доверяясь своему "чутью". Если это занятие регулярно, польза от него огромна.

· Важный фактор, стимулирующий мысль, — при­вычная рабочая обстановка и испытанные рабочие ин­струменты: лист ватмана и фломастер для архитек­тора, письменные принадлежности для писателя, иног­да даже особым образом очиненный карандаш, особый сорт бумаги.

· Умение поставить себе правильные вопросы, отве­ты на которые помогут разрешению проблемы. Напри­мер, может ли объект быть больше, меньше, шире; можно ли его сжать, добавить что-либо к нему, от­нять, заменить, переместить, совместить, располо­жить выше или ниже? Вопросы могут быть и другого типа: каким образом это получается; а что, если заб­раться внутрь; для чего это еще годится; из каких ча­стей это состоит и на что похоже; для чего используется; какие проблемы решает и какие проблемы создает; в чем принцип; кому это нужно?

· Если задача не поддается решению, ее надо отложить и заняться чем-то другим. Спустя некоторое время, вернувшись к проблеме, человек нередко сразу же видит ее решение. Полезно возвращаться к труд­ной задаче каждый раз в новых или измененных условиях: на прогулке, в саду, в шумном месте, в полной тишине. Ведь человек не знает заранее, в каких условиях подсознание даст ему правильную подсказку и когда мозг работает наиболее продуктивно.

· Очень важно всегда и везде иметь при себе средство для записи мелькнувшей мысли. Целесообразно фиксировать каждую идею, как только она при­шла в голову. К концу не­дели все подобные записи рекомендуется перено­сить в тетрадь. И когда тетрадь будет заполне­на, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых оказыва­ется поразительным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: