Творчество – сердцевина интеллекта

Некая почтенная дама обратилась с каверзным вопросом к поль­скому писателю и блистательному афористу Станиславу Ежи Лецу: — «Это очень трудно — выдумывать все из головы?» — «Что вы! Из ноги было бы гораздо труднее». «Есть вещи настолько серьезные, что о них можно говорить лишь шутя» Нильс Бор

Психологи считают: творческие способности озна­чают создание чего-то нового скорее для самого человека, чем для его окружения. Действительно, новые элементы вносятся в окру­жающий мир не только тогда, когда мы это делаем целенаправ­ленно, но даже тогда, когда мы делаем открытия, казалось бы, лишь для себя. На самом деле меняется мировая информацион­ная среда и в мир постепенно встраивается новая информация.

Креативность, ко­ротко говоря, — это способ­ность к творчеству. А процесс, в котором эта способность нахо­дит свое выражение, будем называть креативным (творческим, эффективным, продуктивным) мышлением.

Можно сказать и по-другому: креативное мышление — про­цесс, который мы используем для того, чтобы прийти к новой идее. Или — процесс рождения но­вого знания, ранее не существовавших идей.

Считается, что творческие личности отличаются следующим:

• способностью обнаруживать множество удивительных свойств у различных предметов, постоянно задавать вопросы обо всем, они имеют широкую область интересов в разных облас­тях, часто собирают коллекции необычных вещей;

• они легко генерируют большое число идей, вариантов реше­ния задач, находят для решения необычные, нестандарт­ные, зачастую даже уникальные приемы и методы;

• склонны к рискованным действиям, даже приключени­ям, любят получать новые неожиданные и ранее не из­вестные впечатления;

• могут быть несдержанны в выражении своего мнения, ра­дикальны и упрямы, чрезвычайно упорны, особенно при отстаивании своего мнения;

• демонстрируют живой, острый юмор, видят смешное в тех предметах и ситуациях, которые другим не кажутся смешными: их юмор может даже показаться слишком эксцентричным или не соответствующим ситуации;

• интересуются различными интеллектуальными играми, легко погружаются в фантазии, мечты, размышления, уходят в свое воображение; говорят: «Интересно, что было бы, если...», или «Что, если мы изменим...»; манипу­лируют идеями, без труда их видоизменяя, адаптируя к другим условиям, модифицируя свои оригинальные или чужие мысли;

• склонны к нестандартному поведению, более готовы к ир­рациональным поступкам; бывает, что они обладают чер­тами, не свойственными своему полу, — например, повы­шенное чувство независимости у девочек, какие-то девичьи интересы у мальчиков; они не стесняются пока­зать все противоречия своей натуры;

• чрезвычайно эмоциональны и чувствительны, склонны к проведению самостоятельных эстетических опытов (в жи­вописи, литературе, музыке);


• допускают беспорядок, хаос в своем окружении или си­туациях, не интересуются деталями, которые считают не­важными; проявляют себя как нонконформисты, счита­ются эгоистами, индивидуалистами; их невозможно отнести к «серой массе», большинству, они не задумыва­ясь при необходимости противопоставляют себя боль­шинству;

• ничьи категорические утверждения не признают без соб­ственной проверки, подвергают все общепризнанное критическому пересмотру, но, как правило, конструк­тивно; смелость ума позволяет им следовать своей ин­туиции.

Приведем еще одну интересную классификацию творческих типов личности (определите, к какому типу творцов вы могли бы отнести себя?):

«пионер» — мощный творческий ум, создатель новых школ и направлений, успевает сделать практическивсеглавное, щедро даря последователям множество неразра­ботанных идей, неоконченных экспериментов и плодо­творных мыслей;

«фанатик» — увлечен до одержимости одной идеей или целым направлением; часто это вредит творчеству, так как отсутствует «перекрестное опыление» с другими об­ластями знания;

«эрудит» — образован и начитан, но стимултворческогопоиска у него ослаблен или вообще отсутствует, довольст­вуется тем, что знает и так «все обо всем»;

«диагност» — критичен, обладает зорким умом, легко на­ходит малые и большие недостатки, уязвимые места тео­рий, скорее разрушитель, чем созидатель;

«техник» — успешно решает поставленные задачи, дово­дит «голые» идеи до завершения, результата;

«эстет» — любит утонченные интеллектуальные пробле­мы, ценит красоту и изящество в их решении, не станет начинать никакую, пусть и многообещающую, деятель­ность, если не чувствует к ней духовного влечения;

«методолог» — придает важность не самой проблеме, а ме­тодикам ее решения, находит в этом полноту и закончен­ность, любит обсуждать проблемы с коллегами;

«независимый» — одиночка, не любит работать в коллек­тиве, предпочитает самостоятельно выбирать тему твор­ческого поиска, никому не подчиняется и ни с кем не со­гласовывает свои решения, опирается только на свои силы, совершенно уверен в себе.

Кстати, в творчестве должно найтись место и для людей с бы­стрым мышлением, и для «тугодумов». Креативное мышление нельзя включить или выключить – требуется время, чтобы ус­петь подумать и пофантазировать, чтобы поймать и предста­вить всем свою идею. Попробуйте!

Задание 24:

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Эта связь должна выглядеть достаточно реальной.

Например, что общего между глазом и водопроводным краном?

· Оба слова - из четырех букв, и в обоих случаях буква "А" - третья по счету.

· При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз вымыть.

· И то и другое может блестеть, из них иногда льется вода.

· Ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

· У водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­_____________

Задание 25:

Возьмите любое существительное и напишите 10 прилагательных, которые к нему подходят. Затем 10 прилагательных, которые не подходят. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если написали "желтый", то с цветовой гаммой покончено).

Например, смех может быть: веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный, нервный, ледяной, напрасный, дурацкий, звонкий. Смех не может быть: раскрошенный, оранжевый, пластмассовый, кредитоспособный, гормональный, рыбий, истонченный, раненый, газообразный, неопознанный.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 26:

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных каналов восприятия информации, т.е. представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Кстати, по мнению психологов, это умели делать все гении.

· Чем пахнут слова: «любовь», «боль», «скованность»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Каковы на ощупь слова: «семь», «усталость», «гимн России»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Какой вкус у «голубого цвета», «солнечного света», «бодрости»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

· Как выглядят «свобода», «страх», «трели соловья»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Как звучат «облака», «корысть», «запах розы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 27:

В таблице 2 приведены 10 зага­док и 10 отгадок, ваша задача: за 2 мин. найти отгадки для всех или для большинства загадок.

Таблица 2

Загадки: 1 - атмосферный окурок; 2 - ваза с видом изо рта, 3 - ежик под наркозом, 4 - мост через ночь, 5 - шарикоподшипник с кубическими шариками, 6 - горстка вечных конфет, 7 - таблетки от безденежья, 8 - интеллектуальное ведро, 9 - яма вверх дном, 10 - туземцы уверяют, что на черный день красного вина не напасешься Отгадки: а - пессимизм, б - зубы, в - кровать, г - коллектив из несовмес-тимых людей, д - монеты, е - кактус, ж - метеорит, з - труба (в оркестре), и - парашют, к - каска

3 правильных ответа - невысокий уровень абстрактного мыш­ления.

От 4 до 6 правильных ответа - средний уровень.

Более 7 правильных ответов - высокий уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: