Некая почтенная дама обратилась с каверзным вопросом к польскому писателю и блистательному афористу Станиславу Ежи Лецу: — «Это очень трудно — выдумывать все из головы?» — «Что вы! Из ноги было бы гораздо труднее». «Есть вещи настолько серьезные, что о них можно говорить лишь шутя» Нильс Бор |
Психологи считают: творческие способности означают создание чего-то нового скорее для самого человека, чем для его окружения. Действительно, новые элементы вносятся в окружающий мир не только тогда, когда мы это делаем целенаправленно, но даже тогда, когда мы делаем открытия, казалось бы, лишь для себя. На самом деле меняется мировая информационная среда и в мир постепенно встраивается новая информация.
Креативность, коротко говоря, — это способность к творчеству. А процесс, в котором эта способность находит свое выражение, будем называть креативным (творческим, эффективным, продуктивным) мышлением.
Можно сказать и по-другому: креативное мышление — процесс, который мы используем для того, чтобы прийти к новой идее. Или — процесс рождения нового знания, ранее не существовавших идей.
|
|
Считается, что творческие личности отличаются следующим:
• способностью обнаруживать множество удивительных свойств у различных предметов, постоянно задавать вопросы обо всем, они имеют широкую область интересов в разных областях, часто собирают коллекции необычных вещей;
• они легко генерируют большое число идей, вариантов решения задач, находят для решения необычные, нестандартные, зачастую даже уникальные приемы и методы;
• склонны к рискованным действиям, даже приключениям, любят получать новые неожиданные и ранее не известные впечатления;
• могут быть несдержанны в выражении своего мнения, радикальны и упрямы, чрезвычайно упорны, особенно при отстаивании своего мнения;
• демонстрируют живой, острый юмор, видят смешное в тех предметах и ситуациях, которые другим не кажутся смешными: их юмор может даже показаться слишком эксцентричным или не соответствующим ситуации;
• интересуются различными интеллектуальными играми, легко погружаются в фантазии, мечты, размышления, уходят в свое воображение; говорят: «Интересно, что было бы, если...», или «Что, если мы изменим...»; манипулируют идеями, без труда их видоизменяя, адаптируя к другим условиям, модифицируя свои оригинальные или чужие мысли;
• склонны к нестандартному поведению, более готовы к иррациональным поступкам; бывает, что они обладают чертами, не свойственными своему полу, — например, повышенное чувство независимости у девочек, какие-то девичьи интересы у мальчиков; они не стесняются показать все противоречия своей натуры;
|
|
• чрезвычайно эмоциональны и чувствительны, склонны к проведению самостоятельных эстетических опытов (в живописи, литературе, музыке);
• допускают беспорядок, хаос в своем окружении или ситуациях, не интересуются деталями, которые считают неважными; проявляют себя как нонконформисты, считаются эгоистами, индивидуалистами; их невозможно отнести к «серой массе», большинству, они не задумываясь при необходимости противопоставляют себя большинству;
• ничьи категорические утверждения не признают без собственной проверки, подвергают все общепризнанное критическому пересмотру, но, как правило, конструктивно; смелость ума позволяет им следовать своей интуиции.
Приведем еще одну интересную классификацию творческих типов личности (определите, к какому типу творцов вы могли бы отнести себя?):
• «пионер» — мощный творческий ум, создатель новых школ и направлений, успевает сделать практическивсеглавное, щедро даря последователям множество неразработанных идей, неоконченных экспериментов и плодотворных мыслей;
• «фанатик» — увлечен до одержимости одной идеей или целым направлением; часто это вредит творчеству, так как отсутствует «перекрестное опыление» с другими областями знания;
• «эрудит» — образован и начитан, но стимултворческогопоиска у него ослаблен или вообще отсутствует, довольствуется тем, что знает и так «все обо всем»;
• «диагност» — критичен, обладает зорким умом, легко находит малые и большие недостатки, уязвимые места теорий, скорее разрушитель, чем созидатель;
• «техник» — успешно решает поставленные задачи, доводит «голые» идеи до завершения, результата;
• «эстет» — любит утонченные интеллектуальные проблемы, ценит красоту и изящество в их решении, не станет начинать никакую, пусть и многообещающую, деятельность, если не чувствует к ней духовного влечения;
• «методолог» — придает важность не самой проблеме, а методикам ее решения, находит в этом полноту и законченность, любит обсуждать проблемы с коллегами;
• «независимый» — одиночка, не любит работать в коллективе, предпочитает самостоятельно выбирать тему творческого поиска, никому не подчиняется и ни с кем не согласовывает свои решения, опирается только на свои силы, совершенно уверен в себе.
Кстати, в творчестве должно найтись место и для людей с быстрым мышлением, и для «тугодумов». Креативное мышление нельзя включить или выключить – требуется время, чтобы успеть подумать и пофантазировать, чтобы поймать и представить всем свою идею. Попробуйте!
Задание 24:
Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Эта связь должна выглядеть достаточно реальной.
Например, что общего между глазом и водопроводным краном?
· Оба слова - из четырех букв, и в обоих случаях буква "А" - третья по счету.
· При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз вымыть.
· И то и другое может блестеть, из них иногда льется вода.
· Ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
· У водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 25:
Возьмите любое существительное и напишите 10 прилагательных, которые к нему подходят. Затем 10 прилагательных, которые не подходят. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если написали "желтый", то с цветовой гаммой покончено).
|
|
Например, смех может быть: веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный, нервный, ледяной, напрасный, дурацкий, звонкий. Смех не может быть: раскрошенный, оранжевый, пластмассовый, кредитоспособный, гормональный, рыбий, истонченный, раненый, газообразный, неопознанный.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 26:
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных каналов восприятия информации, т.е. представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Кстати, по мнению психологов, это умели делать все гении.
· Чем пахнут слова: «любовь», «боль», «скованность»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Каковы на ощупь слова: «семь», «усталость», «гимн России»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Какой вкус у «голубого цвета», «солнечного света», «бодрости»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
· Как выглядят «свобода», «страх», «трели соловья»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Как звучат «облака», «корысть», «запах розы»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 27:
В таблице 2 приведены 10 загадок и 10 отгадок, ваша задача: за 2 мин. найти отгадки для всех или для большинства загадок.
Таблица 2
Загадки: 1 - атмосферный окурок; 2 - ваза с видом изо рта, 3 - ежик под наркозом, 4 - мост через ночь, 5 - шарикоподшипник с кубическими шариками, 6 - горстка вечных конфет, 7 - таблетки от безденежья, 8 - интеллектуальное ведро, 9 - яма вверх дном, 10 - туземцы уверяют, что на черный день красного вина не напасешься | Отгадки: а - пессимизм, б - зубы, в - кровать, г - коллектив из несовмес-тимых людей, д - монеты, е - кактус, ж - метеорит, з - труба (в оркестре), и - парашют, к - каска |
3 правильных ответа - невысокий уровень абстрактного мышления.
|
|
От 4 до 6 правильных ответа - средний уровень.
Более 7 правильных ответов - высокий уровень.