IV.2 Специфика муниципальных образований и формы самоорганизации населения

В целом можно выделить в качестве специфической черты территориальной организации местного самоуправления то, что муниципальные образования обладают различной природой, связанной с территориальной организацией населения, которая определяется различными экономическими приоритетами, культурно-историческими традициями и пр.

В качестве основной экономической детерминанты выделяется территориально-отраслевое деление республики, связанное с той ролью, которую регион играл во внутрироссийском разделении труда. В этом отношении выделяются три пояса: угольный, нефтегазовый, лесопромышленный. При этом лесопромышленный комплекс, в основном находится на территории, которая традиционно была заселена коренным народом и практически совпадает с сельскохозяйственными районами.

В демографическом аспекте можно говорить о том, что население муниципальных образований нефтегазового и угольного поясов представляет сформировалось в результате миграционных процессов XX в. При этом, города угольного пояса сформировались в результате политики промышленного ГУЛАГа и в конце XX века представляли собой уже города с довольно развитой социальной структурой. Поселения нефтегазового пояса сформировались в 70-80-х годах прошлого века и в этом отношении являются довольно молодыми муниципальными образованиями. При этом необходимо отметить, что к концу XX века в муниципальных образованиях нефтегазового и угольного поясов проживало население, которое представляло собой второе и третье поколение мигрантов из других республик бывшего СССР и других регионов России. При этом можно говорить, что при строительстве новых предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности в 70-х 80-х годах прошлого века имела место внутренняя миграция, т.е. привлечение населения из других районов Коми АССР. Все это приводит к тому, что территория муниципальных образований нефтегазового и угольного комплексов представляет собой мультикультурный регион. Специфика этого региона определяется активной деятельностью корпораций, профессиональных организаций, а также этнокультурных объединений, формирующих свою особую субкультуру в этих муниципальных образованиях.

Период 1990-х годов характеризовался в России подъемом национального самосознания. Титульные этносы, проживающие на определенных территориях осуществляли попытки формирования национально-государственных образований, что привело к появлению ассиметричной конституционно-договорной федерации на территории РФ. В этот же период отмечается миграция населения из Северных регионов. Этот процесс можно было связать как со спадом производства, так и со стремлением вернуться на те земли, на которых исторически проживает соответствующий этнос. Эти процессы инициируют этническую самоидентификацию на территории регионов Европейского Севера. Именно в этот период начинается формирование этнических общественных организаций на территории Русского Севера. Так, например, на территории Республики Коми создаются национально-культурные автономии немцев, украинцев, белорусов, татар и пр.

Начало 2000-х годов характеризуется постепенным спадом национальных движений на территории РФ. Вместе с тем, наметившийся подъем производства, особенно в добывающей отрасли снижает миграционные процессы. В этих условиях национально-культурные автономии начинают играть роль центров этнической культуры, которые формируют определенные типы сообществ на территории регионов. Дальнейшее же развитие этих регионов непосредственно связано в экономическом плане с формированием социально-экономической инфраструктуры, отвечающей долговременным интересам населения, в социокультурном плане речь идет о необходимости формирования территориального сообщества, которое идентифицировало бы себя как население определенного региона в первую очередь, определяя этническую самоидентификацию как второстепенный фактор.

В свою очередь, в ряде национально-культурных автономий ставится задача не подготовки этноса к миграции, но наоборот, создания условий для полноценного проживания этноса на местах его нынешнего проживания. Это наиболее наглядно проявляется в деятельности немецкой национально-культурной автономии.

Таким образом, объективно задачи связанные с формирование территориального сообщества отчасти совпадают с задачами национально-культурных автономий. Вместе с тем, можно говорить о том, что успех формирование полноценного самоуправления на местах в этих регионах зависит от формирования территориального сообщества. Однако зависимость добывающей отрасли от международной экономической конъюнктуры не позволяет однозначно заявить о том, что деятельность предприятий добывающей промышленности совпадает с долговременными интересами граждан, проживающих на территории этих муниципальных образований. Высокая стоимость жизни, затраты на жилищно-коммунальное хозяйство могут окупаться до поры. Это способствует тому, что жители северных городов РК смотрят на место своего проживания как на временное. В связи с этим существуют объективные причины, затрудняющие формирование территориального сообщества, объединенного долговременными интересами. Не исключено, что система городских округов для муниципальных образований данного типа является наиболее адекватной.

Поселения лесопромышленного и сельскохозяйственного поясов представляют собой поселения двух типов: лесопромышленные поселки, являющиеся результатом политики промышленного ГУЛАГа и традиционные поселения коми. Для населения лесопромышленных поселков характерны те же признаки. Что и для населения муниципальных образований угольного и нефтегазового поясов. Однако здесь можно говорить о более неразвитой социальной инфраструктуре (что связано с разбросанностью лесопунктов, отсутствием дорог и пр.). Кроме того, падение лесодобычи и указанные выше проблемы лесопромышленной отрасли приводят с одной стороны к миграции населения из этих поселков, а с другой, к адаптации к традиционным лесным и сельскохозяйственным промыслам.

Что же касается коренного населения, то для него занятость в лесодобывающей отрасли также была источником занятости. Роме того, падение сельскохозяйственного производства приводит к безработице на селе, которая в силу длительного характера формирует экономически неактивное население, как в лесопромышленных, так и в сельскохозяйственных поселениях.

Следует отметить, что в коми деревнях безработица и падение уровня жизни вызывает к жизни традиционные формы объединения населения, которые связаны со сплочение родственных групп на основе внутрисемейного обмена [35]. Именно наличие этой формы может свидетельствовать о возможности формирования местного сообщества в муниципальных образованиях лесопромышленного пояса на уровне поселков. Однако отрицательным моментом является наличие экономически неактивного населения, отсутствие квалифицированной рабочей силы, не позволяющей эффективно осваивать бюджетные средства муниципального образования. Кроме того, в этих поселения, как правило, полностью отсутствует налогооблагаемая база.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: