Противоречия, связанные с образованием городских округов на территории РК

ФЗ № 131 «О местном самоуправлении в РФ» предполагает создание и одноуровневой модели, в муниципальных образованиях, т.н. городских округах. Как правило, городской округ образуется на территории столичного города. Районы в городском округе управляются на основе административного подчинения. Первоначально в республиканском законе «Об основах территориального управления в Республике Коми» предполагалось создание 9 городских округов. Но после протеста прокуратуры и соответствующего судебного решения остается только 5 городских округов.

С одной стороны, для государственной власти РК наличие подобной нормы в законодательстве дает возможность сохранения хотя бы на части территории уже сложившейся районно-городской модели.

Однако этот путь способен порождать конфликты по поводу модели территориального управления в РК. Дело в том, что муниципальные образования на основе городов имеют свою специфику. Она заключается, в первую очередь в том, что именно в городах существует предпосылка формирования бездотационного бюджета, что способствует формированию самостоятельной не по форме, но фактически, системы местного самоуправления. Более того, современные исследования подтверждают взаимосвязь самостоятельности местных бюджетов от доли городского населения в регионе[41].

Доля городского населения Количество случаев Доля местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета Доля финансовой помощи в доходах местных бюджетов Доля собственных доходов муниципалитетов в доходах консолидированного бюджета
    Среднее значение в % Среднее значение в % Среднее значение в %
До 50%   50,4 69,8 15,0
От 50 до 60%   51,4 49,9 25,0
От 60 до 70%   54,8 41,1 32,1
От 70 до 80%   58,4 37,0 36,9
От 80 до 90%   59,6 40,7 34,9
Свыше 90%   68,7 39,8 41,2

Республика Коми относится к регионам с долей населения от 70 до 80%. При этом, спецификой республики является то, что все городское население практически расположено в 9 городах, которые и предполагалось сделать муниципальными округами.

Однако, если введение одноуровневой системы для сельских районах более желательно и со стороны субъекта и со стороны объекта муниципального управления, то в городских округах. Дело обстоит не всегда так. Спецификой лесопромышленных и сельскохозяйственных поселений является то, что фактическая ликвидация предприятий лесопромышленного комплекса и сельскохозяйственного приводит к тому, что в этих поселениях отсутствует объединение жителей по производственному принципу. В городах, же само существование которых было вызвано развитием добывающей отрасли принцип объединений граждан по месту работы предшествует территориальному принципу объединения граждан. А это означает, что местное самоуправление в этих городах имеет дело с уже структурированным населением по производственному признаку. И поэтому, основным объектом управления, в первую очередь являются предприятия, находящиеся на территории МО. Если же градообразующее предприятие находится в каком либо районе предполагаемого округа, то тогда и администрации поселка и руководству предприятия находящегося на этой территории, выгодна двухуровневая модель муниципального управления, в которой поселение получает возможность самостоятельно распоряжаться бюджетом, а предприятие формировать соответствующую инфраструктуру.

Так, противникам образования городского округа на основе МО г. Сосногорск выступила администрация поселка Нижний Одес, обладающего довольно солидной налогооблагаемой базой, поскольку на территории поселка находятся нефтегазовые предприятия. В перспективе к подобным поселениям можно будет отнести и МО пос. Керки на территории которого ведется строительство глиноземного комбината.

Однако наиболее показателен территориальный конфликт, возникший в связи с принятием ФЗ №131, разгоревшийся между администрацией МО «Эжвинский район» и администрацией МО г. «Сыктывкар».

В системе местного самоуправления г. Сыктывкара «Эжвинский район» является муниципальным образованием, имеющим, представительный орган власти и администрацию МО «Эжвинский район», возглавляющую систему исполнительной власти. Бюджет МО «Эжвинский район» выделен отдельной строкой в консолидированном бюджете в бюджете МО «город Сыктывкар». В целом, можно говорить о том, что в тех пределах, которые были обозначены ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и соответствующим ему законом Республики Коми, город Эжва имел возможность определять себя как относительно самостоятельное муниципальное образование.

Данная схема взаимоотношений предполагала возможность образования внутри одного муниципального образования другого. Надо сказать, что эта норма находила свое применение, когда создание двухуровневой модели местного самоуправления было настоятельной необходимостью. Так, на территории РК это был практически единственный прецедент применения этой нормы, поскольку ни одно из поселений, входивших в состав как МО «г. Сыктывкар», так и в другие МО не обладало самостоятельной производственной и социальной инфраструктурой. Таким образом, можно говорить о том, что хотя предыдущий закон и не предусматривал повсеместного введения двухуровневой системы местного самоуправления, он, вместе с тем и не препятствовал ей тогда, когда в этом была настоятельная необходимость.

Ситуация существенно изменяется тогда, когда принимается ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» в редакции 2003 года, который предусматривая двухуровневую структуру муниципальных образований, вместе с тем не позволяет создания в рамках одного муниципального образования другого. Тем самым перед властями МО «Эжвинский район» встала дилемма: либо раствориться в «МО г. Сыктывкар», получающего статус города районного значения, либо стать полноценным муниципальным образованием, не зависящем от МО «г. Сыктывкар». Администрация г. Эжвы выбирает второй путь.

14 марта 2004 года по инициативе администрации МО «Эжвинский район» проводится референдум по вопросу о создании вместо МО «Эжвинский район», входящего в состав МО «г. Сыктывкар», городского округа. Это предполагает придание МО «Эжвинский район» полной самостоятельности. 4 июня 2004 года Госсовет Республики Коми утверждает решение принятое на референдуме, проведенном в МО «Эжвинский район».

Противником отделения выступает администрация МО «г. Сыктывкар», считающая, что в случае отделения г. Эжвы столичный город понесет значительные потери (по заявлению А. Чуткина, заместителя мэра г. Сыктывкара, по сообщению агенства Комиинформ от 22 января 2004 г). Решение Государственного Совета РК от 4 июня 2004 года было обжаловано администрацией МО «г. Сыктывкар» в Верховном Суде Республики Коми. 11 августа 2004 года Верховный Суд поддержал решение Государственного Совета Республики Коми о придании г. Эжве статуса города районного значения. На этом противостояние двух муниципальных образований не заканчивается, поскольку администрация МО «г. Сыктывкар» обращается с иском в Конституционный Суд Республики Коми, который 17 сентября 2004 года признает решение Государственного Совета РК о придании г. Эжве статуса города районного значения не соответствующим законодательству РФ.

17 ноября 2004 года Верховный Суд Российской Федерации отменяет решение Госсовета РК о выделении г. Эжва в отдельное муниципальное образование. Таким образом, в вопросе о самостоятельности Эжвинского района на сегодняшний день поставлена точка.
V. Функции и полномочия муниципального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: