Городской транспорт

На протяжении многих тысячелетий прирост народонаселения не превышал 0,005% в год. За 20 тыс. лет население мира удвоилось, а с появлением земледелия - увеличилось в 100 раз. К началу нашей эры на земле было 300 млн. человек, в 1850 году - 1 млрд.; в 1900 году - 1,5 млрд.; в 1965 году - 3 млрд., в 1973 году - 4 млрд., в 1989 году - 5 млрд., в 2000 году - 6 млрд., в 2010 году – 6,8 млрд. В 2030 году ожидается, что на Земле будут жить около 9 млрд. человек.

XX также считается веком урбанизации, т.е. бурного роста городов. В 1900 году в городах проживало 13,6% населения мира, а сегодня - 55%. В России в городах проживают около 66% населения. За 1000 лет на Руси создано 860 городов. За последние 70 лет число городов достигло 1316. В 1923 году было 2 города с населением больше миллиона. В СССР таких городов было 24. Сейчас в России 13 городов-мегаполисов с численностью более 1 млн. человек.

Особенность современных городов - высокая плотность их жилой застройки, а следовательно, и высокая плотность населения. Современные города различаются между собой по численности населения, занимаемой ими территории, ее конфигурации, возрасту, экономико-географическому положению политическому и культурному значению, специфике трудовой занятости населения.

Вместе с ростом городов рос и развивался городской транспорт. Первая мостовая (деревянная) в России появилась в IX веке в Новгороде. Петр I начал мощение камнем улиц городов. 150 лет назад в Москве главную транспортную работу выполняли 26 тыс. извозчиков. В 1840 г. появились на улицах первые линейки (телеги со скамьями), в них помещалось до 50 человек. В 1870 году была построена первая рельсовая дорога - конка. Первый трамвай появился в Киеве в 1891 году, в Москве - в 1903 году, в Санкт Петербурге - в 1907 году. Метро в Европе появилось в 1863 году в Лондоне с паровой тягой. Первые автобусы появились в Париже и Нью-Йорке в 1890 году. Троллейбусы созданные в США испытывались в 1883 году, но из-за несовершенства конструкции токоприемника они не получили распространения.

Наблюдается тенденция, что темпы роста перевозок значительно превышают темпы роста населения. Город в 2 млн. человек требует в 4 раза больше транспортных средств, чем 10 городов по 200 тыс. человек.

Городские пути сообщения подразделяются на:

- уличные и внеуличные;

- рельсовые и безрельсовые;

- общегосударственного (экспрессы) и районного значения.

Схемы путей сообщения связаны с планом города, его размерами, формой, рельефом, расположением предприятий, мест общего посещения, социально значимых объектов и др.

Исторически сложилась несколько схем планировки городов:

1) радиально-кольцевая (Москва, Париж, Лондон). Это позволяет транзитным автомобилям объезжать город по кольцевым трассам. Кольцевые автомобильные дороги совпадают с административными границами городов;

2) прямоугольная (Набережные Челны);

3) диагонально-прямоугольная (появилась взамен прямоугольной из-за плохого движения транспорта) - пробиваются секущие диагонали к центру;

4) города-линии (вдоль рек - Волгоград, Самара, Уфа и др);

5) смешанная.

В транспортном отношении наиболее удобными являются две схемы: радиально-кольцевая и диагонально-прямоугольная, т.к. они имеют наименьший коэффициент непрямолинейности маршрутов (табл.5), т.е. отношения расстояния между двумя пунктами города к расстоянию по воздушной линии. В среднем прямоугольная система дает коэффициент непрямолинейности 1,27, а радиально-кольцевая -1,1.

Таблица 5

Коэффициенты непрямолинейности

Направление Радиально-кольцевая прямоугольная Диагонально-прямоугольная Город-линия
1. От центра 1,0 1,38 1,06 2,52
2. Периферийное сообщение 1,0 1,24 1,09 2,25

Разветвленность сети характеризуется количеством направлений и взаимосвязи транспортных трасс. На среднюю дальность поездки пассажиров существенное влияние оказывают размеры общей территории города и его планировка. С ростом общей территории города растет средняя дальность поездки пассажира. Именно она является определяющим фактором в выборе пассажиром того или иного вида транспорта. Затраты времени на поездку зависят от ее дальности и скорости сообщения. Нормами предусмотрено, что средние затраты времени на поездку от места проживания до места работы жителя (в один конец) не должно превышать 40 мин (для крупных городов) и 30 мин (для средних и мелких населенных пунктов).

Чем больше город, тем больше и средняя дальность поездки пассажиров, которая может быть рассчитана по формуле

,

где а - поправочный коэффициент, который равен 0,25 для городов с населением до 1 млн. человек, 0,22 - для городов с населением более 1 млн. человек; s - площадь города, км2.

Транспортные условия города считаются хорошими, когда максимальная длительность сообщения города не превышает 0,75 часа при неблагоприятных условиях с учетом времени подхода к остановкам.

Рассмотрим технико-экономические характеристики основных видов городского транспорта. При этом необходимо уделить внимание на следующие показатели, которые наиболее полно характеризуют преимущества и недостатки видов городского транспорта:

- скорость движения;

- провозная способность;

- себестоимость перевозок;

- комфортабельность;

- безопасность транспорта и поездок на нем.

Трамвай (tram – англ. - рельс; way - путь). В России трамвай имеется в 110 городах, на его долю приходится около 10% городских перевозок. Общая длина трамвайных путей составляет 2,7 тыс. км. Трамвайным путям в России предъявляются следующие требования: ширина 1520 мм; рельсы желобчатые массой до 65 кг/м и железнодорожные марки Р43 и Р50; продольный уклон не более 0,06; минимальный радиус кривой не более 20 м. Расстояние между остановками обычно принимается 300-500 м. Трамвайные вагоны приводятся в движение электродвигателями постоянного тока (напряжение 600 В). Максимальная скорость вагона составляет 70 км/час, а эксплуатационная средняя скорость равна 16-20 км/час.

Троллейбус (trolley - ролик). Троллейбусным движением освоена 1/4 городских перевозок. Троллейбус работает на постоянном токе напряжении 600 В. Общая длина троллейбусных линий составляет 4,9 тыс. км. Уклон пути по длине не должна превышать 0,08.

Автобус являетсясамым распространенным видом транспорта. На его долю приходится до 50% городских перевозок.

Метрополитен по надежности и комфорту лучший вид транспорта. Общая протяженность 11 метрополитенов России составляет 420 км в двухпутном исчислении, из них 252 км приходится на Московский метрополитен. В последние годы метро строят крайне недостаточно, т.к. строительство требует крупных капитальных затрат.

Линии метрополитена бывают подземные и наземные. Тоннели под землей строят глубокого (25 м и более) и мелкого (8-12 м) заложения. Продольные уклоны путей метрополитена доходит до 3%, радиусы поворотов должны быть не менее 400 м, ширина колеи 1524 мм.

Скоростной трамвай относится к внеуличному виду транспорта, т.к. пути располагаются на обособленной полосе. В центре города пути могут проходить в тоннеле (в Ижевске, Волгограде, Саратове, Старомосковье). Скорость приблизительно в 2 раза больше обычного трамвая. Скоростной трамвай имеет большую провозную способность, меньший штат и подвижной состав (табл.6).

Таблица 6

Основные характеристики видов городского транспорта

Вид транспорта Скорость, км/ч Провозная способность Несчастные случаи Себестоимость перевозок
Трамвай 16-18   4%  
Скоростной трамвай 25-30   1,15
Автобус 20-25 4,5 15% 1,11
Троллейбус 18-20 10% 1,77
Легковой автотранспорт 25-30   70%  
Метрополитен 35-40 км/ч   0,4% 1,25

Одной из основных проблем городского транспорта низкая экологичность. Для снижения вредных выбросов применяются более совершенные двигатели внутреннего сгорания, в системе выхлопа применяются нейтрализаторы, применяются гибридные или электрические двигатели. На Западе в последние годы часто скоростные трамваи и метрополитены строят на пневмоподвеске. В центральной части города, в людных местах, аэропортах, вокзалах строят движущиеся тротуары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: