double arrow

Заключение. Все виды транспорта общего пользования в совокупности составляют единую транспортную систему

Все виды транспорта общего пользования в совокупности составляют единую транспортную систему. В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской транспорт и нетрадиционные виды транспорта. Единая транспортная система России отличается весьма сложной структурой. Экономическая основа этой системы - производственно-экономические связи. Ее материальная основа - сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок.

Сеть путей сообщения образуют: межрайонные магистрали, поддерживающие межрайонное разделение труда и цементирующие все районы страны в единый хозяйственный организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрасла. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

В настоящее время требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходимо более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс России формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех стран СНГ. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен еще и тем, что из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При разгосударствлении отдельных частей транспортного комплекса возникла главная проблема - проблема законодательного регулирования транспортировки грузов.

Многообразие форм собственности в условиях рыночных отношений привело к существенному изменению в смешанных и комбинированных перевозках. С одной стороны, различные транспортные организации (морские и речные судоходные компании, порты, автотранспортные акционерные общества и пр.) получили экономическую самостоятельность в осуществлении этих перевозок и активно в них участвуют, с другой - действия железнодорожного транспорта жестко регламентированы государством.

Новые формы владения транспортными средствами в условиях рынка вступили в противоречие с действовавшими в области смешанных и комбинированных перевозок законодательными актами, которые уже не могут регулировать взаимоотношения сторон различных форм собственности, поэтому для решения этой проблемы нужны определенные действия со стороны законодательных органов власти. Так же возникли некоторые проблемы при разработке нового механизма управления предприятиями транспортного комплекса. В рыночных отношениях он должен основываться на следующих положениях:

- транспорт занимает центральное место в народном хозяйстве РФ, обеспечивая решения различным общегосударственным задачам экономического, социального и политического характера, включая экономическую безопасность и целостность государства, укрепляя его обороноспособность. В силу этого транспорт не может рассматриваться как чисто коммерческая структура и находится в поле действия одних лишь рыночных регуляторов;

- переход на новую модель управления, какую бы организационно-экономическую форму она не получила, должна учитывать специфические особенности ЕТС. Речь идет о технологическом единстве и целостности сети;

- реорганизация производственных и организационно-управленческих структур транспорта при переходе на новую модель управления ни в коей мере не должна приобретать разрушительного характера. Ее следует рассматривать как процесс естественного развития экономических реформ с учетом практического опыта и наработок последних лет;

- новая модель управления не должна входить в противоречие с принципиальными положениями Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.

Статистические данные, приведенные в работе ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система РФ охвачена кризисом. Перед ней стоит ряд проблем, выход из которых зависит как от самого комплекса так и государственной политики по отношению к каждому виду транспорта и транспортной системе в целом.

Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, то есть рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций.

Должна быть разработана государственная программа возрождения транспортной системы и всей ее инфраструктуры: машиностроения, ремонтной базы, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, высших и средних специальных учебных заведений, складских помещений и т.д., а развитие и совершенствование единой транспортной системы страны должно осуществляться на новой нормативно-правовой основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов И.Я. Единая транспортная система / И.Я. Аксенов. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Вельможин А.В. Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов / Гудков В.А,, Миротин Л.Б. и др.. - М.: Издательство «Горячая линия -Телеком», 2006.

3. Галабурда В.Г. Транспортный маркетинг: учебник / В.Г. Галабурда. - М.: Маршрут, 2006. - 456 с.

4. Губенко В.К. Общий курс промышленного транспорта / В.К. Губенко, В.Э. Парунакян. - М.: Транспорт, 1994.

5. Единая транспортная система: учебник / Под ред. В.Г. Галабурды. - М.: Транспорт, 2003. - 303 с.

6. Левиков Г.А. Смешанные перевозки. Состояние, проблемы, тенденции: учеб. Пособие / Г.А. Левиков, В.В. Тарабанько. - М.: Транслит, 2008. - 320 с.

7. Милославская С.В. Мультимодальные и интермодальные перевозки / С.В. Милославская, К.И. Плужников. - М.: РосКонсульт, 2001. – 368 с.

8. Правдин Н.В. Взаимодействие различных видов транспорта / Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, В.А. Подкопаев. - М.: Транспорт, 1989.

9. Резьго Г.Я. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 128 с.

10. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: учебник / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.

11. Шишкина Л.Н. Транспортная система России / Л.Н. Шишкина. -М.: Желдориздат, 2001.

Фасхиев Хакимзян Амирович

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: