Информационный контур управления

Любой экономический объект представляет собой сложную, динамичную и управляемую систему. Без управления невозможна целенаправленная деятельность любой группы людей. Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. В основе управления лежит обмен информацией. Поэтому любая система управления содержит информационную систему.

Управление предприятием протекает во времени, поэтому его следует рассматривать как процесс управления.

Процесс управления системой неизбежно связан с получением информации:

· о состоянии системы на каждый контрольный момент времени,

· о достижении (или не достижении) цели управления (применительно к экономическим объектам целью может являться наибольшая прибыль, наименьшая себестоимость, оптимальная занятость работников, достижение необходимой безопасности и т.д. и т.п., или несколько целей сразу),

· об отклике системы на управляющее воздействие.

Таким образом, в системе управления всегда присутствует информационный контур, который включает в себя: объект управления, управляющий и исполнительный органы управления, информацию об управляемом процессе, управляющие воздействия.

Структура производственного процесса определяет, в свою очередь, структуру процесса управления. На каждом предприятии можно выделить несколько направлений деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и т. д.), а в рамках этих направлений — процессы более глубоких уровней, которые также являются объектами управления.

Система управления предприятием — это система управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей.

Система управления представляет собой совокупность объекта управления (ОУ), управляющего органа (УО) и исполнительного органа (ИО). В системе управления выделяются две подсистемы: управляющая подсистема, образованная управляющим и исполнительным органами, и управляемая подсистема, образованная объектом управления.

Структурная схема системы управления приведена на рис.1.

В процессе функционирования этой системы управляющий орган получает осведомительную информацию Iос о текущем состоянии объекта управления и входную информацию Iвх о том, в каком состоянии должен находиться объект управления. Отклонения объекта управления от заданного состояния происходят под воздействием внешних возмущений V. Результатом сравнения информации Iвх и Iос в управляющем органе является возникновение управляющей информации Iу, которая воздействует на исполнительный орган. На основе информации Iу, исполнительный орган вырабатывает управляющее воздействие U, которое ликвидирует отклонение в объекте управления.

Рис. 1. Структурная схема системы управления

Информация Iос – это информация обратной связи. Под обратной связью понимают передачу воздействия с выхода какой-либо системы обратно на её вход. В системах управления обратная связь является информационной, и с её помощью в управляющую подсистему поступает информация о текущем состоянии управляемой подсистемы.

Объектом управления экономического объекта является производственный коллектив, выполняющий определенный комплекс работ, и располагающий для этого материальными, финансовыми и иными видами ресурсов. Управляющий орган экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль их выполнения.

В процессе управления принимаются решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные; соответственно, управленческий аппарат делится на высший (разрабатывает цели управления, внешнюю политику, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения), средний (осуществляет контроль за выполнением тактических планов и слежение за ресурсами), оперативный (реализация планов и составление отчетов, согласование всех элементов производственного процесса).

На каждом уровне выполняются функции управления:

Планирование - это определение поведения управляемого процесса в будущем в детерминированном виде,

Учет - определение фактического состояния управляемого процесса в дискретные моменты времени,

Анализ – это подведение итогов осуществления управляемого процесса за период управления, выявление факторов, повлиявших на степень достижения запланированных результатов,

Регулирование - обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров.

Существует еще одна функция управления — прогнозирование это определение на будущее вероятностных характеристик управляемого процесса. В зависимости от целей исследования функция прогнозирования рассматривается как самостоятельная или объединяется с планированием.

Выполнение функций управления возлагается на исполнительный орган, включающий службы и отделы, выполняющие отдельные функции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел сбыта, снабжения и т.д. Совокупность взаимосвязанных органов, выполняющих частные функции управления, определяет организационную структуру управления.

Т.о. процесс управления заключается в изменении состояния объекта системы, ведущем к достижению поставленной цели. Под целью понимается характеристика системы и её ожидаемое значение, задаваемое субъектом управления. Если управление наилучшим образом соответствует поставленной цели, оно называется оптимальным. Критерием оптимальности управления является некоторая количественно измеряемая величина, отражающая степень достижения цели управления. Математическая запись критерия оптимальности называется целевой функцией. При оптимальном управлении целевая функция достигает экстремума (максимума или минимума в зависимости от критерия оптимальности).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что связано с именем Фредерика Тейлора?

2. Что такое информатизация общества?

3. Понятие информационных ресурсов, продуктов и услуг?

4. Что собой представляет система управления? Понятие информационного контура управления?

5. Какие уровни управления вы знаете?

6. Перечислите основные функции управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: