В конце XX в. впервые в истории человечества основным предметом труда в промышленно развитых странах становится информация. Возникли тенденции неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу. По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения информации.
Информация становится одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как материальные, природные, трудовые, денежные и др. Появилась новая экономическая категория – национальные информационные ресурсы.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах). Информационные ресурсы — это, знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на машинном носителе.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
|
|
Одним из важнейших информационных ресурсов является экономическая информация.
В результате применения ИТ к «сырью» (информации) - информационными ресурсами создаются информационные продукты. Под информационным продуктом следует понимать новую информацию или информацию в новой форме, являющуюся продуктом ИС и ИТ и предоставляемую потребителю.
Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга — результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
|
|
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами — предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
Таким образом, и информационным продуктом, и информационной услугой является информация, либо предоставление средств для получения информации (например, предоставление в аренду компьютеров, информационных сетей). Информационный продукт или информационная услуга - специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная производителем для распространения в вещественно или невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю. Информационный продукт соответствует представлению производителя (информационная модель) конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт зафиксирован на материальном носителе.
К информационным продуктам относятся:
- связь.
- информация — вид информационного продукта, включающий данные, знания, а также программные средства их обработки для познавательных целей.
К информационным услугам относят:
1. Услуги образования - электронные учебники и методические материалы, игры и тренинги, тесты и т.п.
2. Обеспечивающие информационные системы и средства — программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение информационных систем и технологий; научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации в виде баз данных.
3. Развлекательные информационные услуги — вид информационного продукта, представляющий результат творческой деятельности людей, который предназначен для обеспечения досуга и получения удовольствия.
4. Электронная коммерция – продажа товаров и реклама услуг с помощью глобальных сетей - относительно новый вид деятельности который в России возник всего несколько лет назад
Информационные продукты и услуги производятся с целью продажи потенциальным потребителям. Следовательно, можно говорить о рынке информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами, номенклатура продуктов и услуг, условия и механизмы их предоставления, цены.
Предмет продажи и обмена: информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг.
Потребители: юридические и физические лица.
Инфраструктура информационного рынка: совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Информационный бизнес — производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг.
Функции информационного бизнеса: управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.
|
|
Тенденции развития рынка информационных услуг: изменения в составе покупателей и продавцов, расширение и интеллектуализация продуктов и услуг.