Проблемы и перспективы развития российского РЦБ на современном этапе

Как отмечают многие специалисты на сегодняшний день российский финансовый рынок, в том числе и фондовый, не выполняют возложенных на них функций. Фондовый рынок России существует как бы отдельно от реальной экономики. Пять последних лет курс акций предприятий рос или падал чаще всего без всякой "оглядки" на изменения финансово-экономической ситуации. Но нельзя построить фондовый рынок на неработающих активах. На рынке корпоративных ценных бумаг произошло четкое разделение, с одной стороны, в течение ряда лет остается стабильным список из нескольких десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью и являются предметом активных фондовых операций, с другой стороны, акции большинства предприятий активно не обращаются. Поэтому в целом следует сделать вывод, что российский рынок ценных бумаг на сегодняшний день не выполняет своей главной задачи — перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства и привлечение инвестиций для развития предприятий.

Одной из основных проблем формирования и эффективного функционирования отечественного рынка ценных бумаг является решение ряда важнейших макроэкономических задач.

Динамика производства и ВВП, уровень загрузки производственных мощностей, инвестиционные планы крупнейших предприятий свидетельствуют, что российская экономика находится в так называемой «точке бифуркации» т.е. в состоянии, характер выхода из которого определит траекторию долгосрочного развития различных секторов экономики. Выбор направления дальнейшего развития экономики будет определяться действием или бездействием следующих факторов: государства, бизнес-сообщества, потребителей и внешней среды.

В условиях нарастающей глобальной нестабильности государству необходимо обеспечить долгосрочную макроэкономическую политику, направленную на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.

В большинстве отраслей отечественной экономики резервы роста за счет загрузки свободных мощностей исчерпаны и жестко ограничены отсутствием спроса. Предприятиям необходимы крупные инвестиции для продолжения роста и перехода на новый качественный уровень производства. А проблему инвестиций необходимо решать с помощью создания стимулов для долгосрочного инвестирования в развитие производства. Прямые инвестиции предшествуют выходу предприятий на фондовый рынок, который впоследствии будет обеспечивать аккумулирование и эффективное перераспределение капиталов.

Решение макроэкономических проблем обусловливают как устойчивость роста российского фондового рынка, так и сроки его перестройки от «колониальной» модели к «инвестиционной», т.е. от обслуживания процессов скупки производственной базы и вывоза капиталов к обслуживанию процессов перераспределения капиталов между секторами экономики.

Таким образом, основными направлениями развития российского фондового рынка является решение следующих проблем.

Повышение эффективности системы государственного регулирования российского фондового рынка. До недавнего времени существовала сложная структура органов государственного регулирования фондового рынка, что приводило к пересечению функций различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за РЦБ. Помимо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), контролирующие функции выполняли Банк России, Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ, Министерство по антимонопольной политике (МАП) и др. Дублирование функций порождало конфликт интересов различных ведомств, что негативно отражалось на эффективности регулирования фондового рынка. Как показывает мировой опыт, одним из основных направлений реформирования системы государственного регулирования РЦБ является создание мегарегулятора финансового рынка, концентрирующего все функции по регулированию рынка.

В результате реформирования системы органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время формируется новый государственный орган - мегарегулятор финансового рынка. В соответствии с Указом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции перешли к новому государственному органу – Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новому органу также были переданы некоторые функции других министерств, так от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, от МАП – контроль за биржами и срочным рыком, от Минтруда – надзор за негосударственными пенсионными фондами. Однако получив достаточно полномочий по регулированию значительной части финансового рынка, вне влияния ФСФР остались страховые компании и банки. Поэтому в целях создания эффективного мегарегулятора финансового рынка необходимо решить вопрос о передаче всех функций по регулированию этих сегментов финансового рынка в ведение ФСФР.

Повышение роли саморегулируемых организаций РЦБ. Помимо государственного регулирования РЦБ важную роль в управлении рынком играют механизмы его саморегулирования. Саморегулирование предполагает объединение профессиональных участников фондового рынка в саморегулируемые организации (СРО) с целью использования методов общественного регулирования РЦБ.

СРО призваны сделать российский фондовый рынок более цивилизованным, укрепить доверие к нему российских и иностранных инвесторов. Там, где контроль над рынком ценных бумаг сосредоточен только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений. СРО свои предписания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной основе. Санкции их более строгие и действенные, чем санкции государства. Поэтому СРО должны занять важное место в системе обеспечения экономической безопасности отечественного РЦБ.

Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования российского РЦБ. Развитие рынка ценных бумаг в России сдерживается прежде всего неразвитостью законодательной базы, недостаточно четко сформулированными правилами его функционирования. Действующие в настоящее время подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка. За время существования ФКЦБ было принято около 200 постановлений, регламентирующих отношения на фондовом рынке, а также более 200 распоряжений и методических рекомендаций. Это привело к тому, что в отношении одного и того же круга вопросов действуют несколько принятых в разное время нормативных актов, например, лицензионные требования к профессиональным участникам РЦБ предъявляются выборочно из последовательно принятых нормативных актов ФКЦБ. Громоздкость и противоречивость нормативных правовых актов ФКЦБ приводит к нарушению интересов всех участников фондового рынка. Таким образом, в целях совершенствования нормативно-правовой базы функционирования отечественного РЦБ необходимо ФСФР кардинально пересмотреть действующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность фондового рынка, сократить дублирующие подзаконные акты, а также конкретизировать требования к деятельности участников РЦБ, более четко определить их права, обязанности и санкции за нарушение установленных правил.

Создание рациональной структуры фондового рынка. Количество участников и уровень развития инфраструктуры первичного РЦБ отстают от показателей вторичного рынка. Круг эмитентов ценных бумаг достаточно ограничен. Основное финансирование развития предприятий осуществляется за счет собственных средств или займов. За первое полугодие 2003 г. предприятиями за счет эмиссии акций инвестировано средств на 1,1 млрд.руб. или 0,2 % от совокупного объема инвестиций. Это во многом объясняется как непрозрачностью и закрытостью деятельности самих предприятий, так и несовершенством законодательства в области эмиссии и обращения ценных бумаг, что не стимулирует предприятия привлекать инвестиции путем выпуска ценных бумаг. Первичный РЦБ не работает как механизм привлечения инвестиций в экономику. Поэтому развитие первичного рынка должно сыграть решающую роль в переориентации фондового рынка на обслуживание «инвестиционного цикла». Это предполагает создание заинтересованности эмитентов по расширению выпусков корпоративных ценных бумаг с целью привлечения реальных инвестиций в экономику и создание правовых механизмов защиты прав инвесторов.

Необходимым условием активизации первичного рынка является расширение операций на вторичном рынке ценных бумаг. На вторичном биржевом рынке обращается небольшая часть акций отдельных предприятий, так называемых «голубых фишек», входящих в разряд наиболее инвестиционно привлекательных, типа акций РАО «Газпром».

На долю 5 крупнейших компаний приходится 64,5 % рыночной капитализации, а доля крупнейших 10 компаний составляет – 82 %. Остальная часть акций не участвует в вышеназванных активных рыночных операциях, частично задействована в операциях на вторичном рынке ценных бумаг отдельных регионов. Эта часть весьма значительна по удельному весу и может составлять более 95% акций, обращающихся на вторичном рынке России. Проблема вовлечения данной части акций в активные фондовые операции связана с недостаточной заинтересованностью их владельцев, их слабой информированностью, а иногда и отсутствием необходимых знаний по конкретным вопросам развития рынка ценных бумаг.

Создание эффективной инфраструктуры РЦБ. Эффективно работающий рынок ценных бумаг предполагает возможность для каждого инвестора проводить куплю-продажу акций любого эмитента, независимо от его местонахождения через развитую инфраструктуру РЦБ. Большинство участников российского вторичного рынка ценных бумаг стали владельцами акций в результате чековой приватизации. При желании продать акции они вынуждены самостоятельно (и не всегда успешно) искать покупателей и, как правило, не в состоянии реально определить цену акций. Из-за неразвитости инфраструктуры рынка практически отсутствует возможность продажи акций мелкими инвесторами. В настоящее время вторичный рынок обслуживает в основном интересы крупных инвесторов, стремящихся к перераспределению собственности.

Инфраструктура фондового рынка является связующим звеном между инвестором и эмитентом. В зависимости от того, на сколько добросовестно и качественно будут исполнять свои функции профессиональные участники РЦБ по проведению различных финансовых операций с ценными бумагами, настолько будет возрастать к ним доверие со стороны инвесторов, а, следовательно, российский рынок ценных бумаг постепенно будет расширяться, набирать обороты по осуществлению сделок с ценными бумагами, тем самым привлекая инвестиции в реальный сектор экономики и выполняя свойственные ему функции.

Таким образом, комплексное решение перечисленных проблем должно способствовать созданию эффективного механизма функционирования фондового рынка РЦБ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.I и II. - СПб.: Дело, 1995-1996.

2. Закон РФ от 26.12.95г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

3. Закон РФ от 22.04. 96г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

4. Закон РФ от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

5. Закон РФ от 11.03.97г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»

6. Закон РФ от 16.07.98г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

7. Закон РФ от 05.03.99 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг»

8. Закон РФ от 29.11.01г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

9. Закон РФ от 23.06.99г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

10. Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного кредитования в Российской Федерации»

11. Постановление Правительства РФ от 21.03.96 г. №316 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов»

12. Постановление ФКЦБ РФ от 09 января 1997 г. № 1 «Об опционом свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии»

13. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 апреля 2003 г. N 03-22/пс "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг"

14. Положение о простом и переводном векселе, утвержденное ЦИК и СНК РСФРС № 104/1341 от 7 августа 1937 г.

15. Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 декабря 1991 г.

16. Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 октября 1997 г. N 37

17. Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.

18. Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 1997 г. N 36

19. Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 августа 2002 г. N 32/пс (с изменениями от 26 декабря 2003 г., 15 декабря 2004 г.)

20. Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н (с изменениями от 22 июня 2005 г.

21. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317

22. Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-3/пз-н

23. Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок), утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 13 августа 2003 г. N 03-37/пс

24. Письмо ЦБР от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями)

25. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.12. 00г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»

26. Распоряжение правительства от 12.12.98 г. №1787-р «О новации по государственным ценным бумагам»

27. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н

28. Указ президента РФ от 04.11.94 г. «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в России»

29. Указ Президента РФ от 09.08.95 г. № 836 «О государственном сберегательном зай­ме Российской Федерации».

30. Условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 27.02.02г. № 13н.

31. Анна Эрлих. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие. –М.: Фирма «Финансист», 2000.

32. Банки и банковские операции, под ред. Е.Ф. Жукова, - М.: изд. Объединение «ЮНИТИ», 1997

33. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

34. Буклемишев О.В. Рынок еврооблигаций. – М.: изд-во «ДЕЛО», 1999.

35. Волков А.В., Жалинский Б.А. и др. Вексель и вексельное обращение. Доронин И.Г. Мировой финансовый рынок – на пороге XXI века // ж. Деньги и кредит № 5, 2000,

36. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. - М.: Юнити, 1995.

37. Каменева Н.Г. Организация биржевой торговли. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

38. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело- М.: ЮРИСТЪ, 2001.

39. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М., Перспектива, 1994.

40. Руднева Е.В. Эмиссия корпоративных ценных бумаг, теория и практика. – М., ЭКЗАМЕН, 2001

41. Рынок ценных бумаг. Под редакцией Галанова В.А., Басова А.И. - М., Финансы и статистика, 2001

42. Рынок ценных бумаг и его финансовые инструменты. Под редакцией Торкановского В.С. - СПБ: Комплект. 1997.

43. Ценные бумаги. Под редакцией Колесникова В.И., Торкановского В.С. - М., Финансы и статистика, 1999.

44. Фельдман А.А. Вексельное обращение: российская и международная практика. - М: Инфра-М, 1995.

45. Фондовый рынок. Под редакцией Берзона Н.Н. - М.: Изд-во ВИТА, 1999.

46. Фондовые рынки США: основные понятия, механизм, терминология. Пер. С англ. - М.: Церих-ПЭЛ, 1992.

47. Фондовый рынок //г. Экономика и жизнь № 3, 2004г.

48. Франк Бергер, Роберт Беер Без страха перед «черной пятницей», что делать при понижении биржевых курсов. – М.: Интерэксперт – Финстатинформ, 1998

49. Ценные бумаги: как добиться высоких доходов. Приложение к учебнику «Основы финансирования». Дэвид Дж. МакЛафлин. - М: Дело, 1999.

50. Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: ЭКЗАМЕН, 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

ТЕМА 1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………….

1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка……………………………………………………………………

2. Цели, задачи и функции рынка ценных бумаг……………………….

3. Структура рынка ценных бумаг………………………………………

4. Тенденции развития современного мирового рынка ценных бумаг..

5. Практические задания………………………………………………….

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ЦЕННОЙ БУМАГИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОЙ БУМАГИ

1. Понятие ценной бумаги и ее экономическая сущность……………..

2. Классификация ценных бумаг………………………………………..

3. Основные виды ценных бумаг………………………………………..

Акция…………………………………………………………………..

Облигация……………………………………………………………..

Вексель………………………………………………………………...

Чек ……………………………………………………………………

Депозитный и сберегательный сертификат…………………………

Закладная……………………………………………………………….

Коносамент…………………………………………………………….

Складские свидетельства……………………………………………...

Варранты на ценные бумаги…………………………………………

Депозитарные расписки………………………………………

Фьючерсные контракты………………………………………

Опционные контракты………………………………………..

Опционные свидетельства……………………………………

Государственные ценные бумаги…………………………….

Международные ценные бумаги………………………………

4. Практические задания………………………………………………….

ТЕМА 3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО СТРУКТУРА…………

1. Характеристика первичного рынка ценных бумаг…………………………………………………………………

2. Особенности функционирования вторичного рынка ценных бумаг…………………………………………………………………

3. Участники рынка ценных бумаг……………………………………

3.1 Эмитенты………………………………………………………………….

3.2 Инвесторы…………………………………………………………………

3.3 Профессиональные участники рынка ценных бумаг……………………………………………………………………….

4. Практические задания…………………………………………………….

ТЕМА 4. ВТОРИЧНЫЙ БИРЖЕВОЙ РЫНОК – ФОНДОВАЯ БИРЖА………………………………………………………………………..

1. Понятие фондовой биржи, ее основные цели и задачи…………………………………………………………………

2. Правила допуска ценных бумаг к обращению на фондовой бирже..

3. Органы управления фондовой биржей……………………………….

4. Участники биржевой торговли………………………………………..

5. Практические задания………………………………………………….

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………………………………..

1. Механизм ведения биржевых торгов…………………………………

2. Основные виды биржевых сделок…………………………………….

3. Клиринг и расчеты по сделкам с ценными бумагами……………….

4. Ценообразование на фондовой бирже……………………………….

5. Биржевые крахи и потрясения……………………………………….

6. Практические задания…………………………………………………

ТЕМА 6. БИРЖЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: БИРЖЕВЫЕ ИНДЕКСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………...

1. Общее понятие об индексах на рынке ценных бумаг……………….

2. Принципы и методы расчета фондовых индексов…………………..

3. Основные зарубежные фондовые индексы………………………….

4. Российские фондовые индексы……………………………………….

5. Практические задания…………………………………………………

ТЕМА 7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ…

1. Понятие фундаментального анализа на рынке ценных бумаг……..

2. Основные приемы и методы технического анализа на рынке ценных бумаг…………………………………………………………..

3. Практические задания………………………………………………..

ТЕМА 8. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………….

1. Понятие и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг……………………………………………………………………

2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ………………………………………………………………………

3. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг в РФ

4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг: основные задачи и функции………………………………………………………

5. Практические задания…………………………………………………

ТЕМА 9. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ….

1. Основные виды операций с ценными бумагами коммерческих банков…………………………………………………………………

2. Основные функции и операции инвестиционных банков на рынке ценных бумаг…………………………………………………………

3. Инвестиционные фонды на рынке ценных бумаг…………………

4. Практические задания………………………………………………..

ТЕМА 10. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..

1. Этапы становления и развития российского РЦБ…………………..

2. Проблемы и перспективы развития российского РЦБ на современном этапе…………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….


[1] Доронин И.Г. Мировой финансовый рынок – на пороге XXI века / ж. Деньги и кредит № 5, 2000, с.52

[2] Постановление ФКЦБ от 9 января 1997 г. № 1 «Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии»

[3] Буклемишев О.В. Рынок еврооблигаций. – М.: издательство «ДЕЛО», 1999

[4] Анна Эрлих Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие. –М Фирма «Финансист», 2000, с. 13

[5] REPO, RP – repurchase agreement – соглашение о продаже ценных бумаг с совершением через некоторое время обратной сделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: