double arrow

ВЗЫСКАНИЕ НЕДОИМКИ


Если вы не уплатили страховые взносы своевременно, то контролирующие органы вправе:

- начислить пени на неуплаченную сумму страховых взносов (недоимку) в соответствии со ст. 25 Закона N 212-ФЗ;

- оштрафовать вас на основании ст. 47 Закона N 212-ФЗ.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

1. Начислить пени контролирующие органы могут за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за последним днем, установленным для уплаты страховых взносов (ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. День погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней не включается. С этим соглашаются и суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2012 N А19-15092/2011, от 14.03.2012 N А19-15700/2011, от 28.02.2012 N А19-14884/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 04.07.2012 N ВАС-8069/12), ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2011 N А66-9837/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.08.2011 N ВАС-10808/11), ФАС Поволжского округа от 09.08.2011 N А57-12787/2010).

Пени определяются в процентах от суммы, не уплаченной в положенный срок. Процентная ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в этот период (ч. 5, 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).




Примечание

Информацию о размере ставки рефинансирования, которая действовала в соответствующем периоде, вы можете узнать в разделе "Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации" Справочной информации.

Контролирующие органы начисляют пени независимо от привлечения плательщика к ответственности в виде штрафа (ч. 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Размер пеней, начисленных контролирующим органом, указывается в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Такое требование направляется страхователю (ч. 1, 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).

На практике встречаются ситуации, когда в требовании указывается только общая сумма подлежащих уплате пеней без расшифровки, на какую задолженность, за какой период и по каким ставкам они начислены. Или же расшифровка содержит неполную информацию, которая не позволяет оценить правильность и обоснованность начисления пеней. В этих случаях страхователи нередко оспаривают правомерность такого требования в суде (ст. 54 Закона N 212-ФЗ).

Однако судьи далеко не всегда соглашаются признать такое требование неправомерным. Дело в том, что из положений Закона N 212-ФЗ напрямую не следует обязанность контролирующего органа приводить в требовании (или в приложении к нему) подробный расчет суммы пеней (ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).

В результате суд может принять решение как в пользу Фонда (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2011 N Ф03-2755/2011), так и в пользу страхователя (Постановления ФАС Поволжского округа от 30.10.2012 N А72-646/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.12.2012 N ВАС-16612/12), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N А78-8112/2011, ФАС Московского округа от 25.05.2012 N А41-20729/11, ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А44-3385/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.06.2011 N ВАС-7589/11)).



Таким образом, если вы хотите оспорить требование об уплате на том основании, что в нем отсутствует расшифровка суммы начисленных пеней, решение судей предсказать сложно. Однако, если сумма значительна, обжалование целесообразно: возможно, суд примет вашу сторону.

Отметим, что если страхователь не мог уплатить взносы, потому что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на имущество, то пени за этот период не начисляются (ч. 4 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Однако следует подчеркнуть, что в Законе N 212-ФЗ речь идет о решении суда. Если же приостановление операций по счетам в банке или арест имущества были произведены по решению иного органа, например Федерального казначейства, то пени начисляются в общеустановленном порядке. Данный вывод подтвержден Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 19.06.2012 N 7/12.

2. Привлечение к ответственности и взыскание штрафа возможно в случае неуплаты взносов в результате занижения базы для их начисления, неправильного исчисления или иных неправомерных действий (бездействия) плательщика. Размер штрафа равен 20% неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).



Примечание

Решение о привлечении к ответственности может быть вынесено только в отношении самого плательщика взносов - головной организации. Привлечение к ответственности обособленных подразделений страхователя неправомерно (Постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2013 N А12-5134/2012).

А если контролирующие органы докажут, что вы умышленно не уплатили страховые взносы, штраф составит 40% от неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).

Отметим, что страховые взносы вы уплачиваете в виде ежемесячных платежей. Они не являются авансовыми (ч. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Поэтому за их неуплату органы контроля вправе вас оштрафовать. Подчеркнем, что до 2010 г. в отношении ЕСН и пенсионных взносов действовал иной порядок: по итогам каждого месяца плательщики перечисляли авансовые платежи, за неуплату которых оштрафовать было нельзя (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ, п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Добавим, что возникновение недоимки по страховым взносам не во всех случаях влечет начисление штрафа по ст. 47 Закона N 212-ФЗ. При определенных обстоятельствах такой ответственности можно избежать. В частности, если недоимка образовалась в результате выполнения в соответствующем периоде письменных разъяснений Минздравсоцразвития России, органов ПФР или ФСС РФ. В этом случае вы освобождаетесь не только от начисления штрафа, но и пеней (ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ).

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.3.1 "Какие органы вправе давать разъяснения о применении законодательства о страховых взносах, порядке исчисления и уплаты взносов".

Избежать ответственности можно и в том случае, если неуплата (неполная уплата) страховых взносов вызвана их неправильным расчетом. При обнаружении ошибки в отчетности, приводящей к занижению суммы страховых взносов, вы обязаны представить уточненный Расчет (ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ). И если будет соблюдено любое из следующих условий, штраф за неуплату (неполную уплату) страховых взносов применяться не будет:

- если уточненный Расчет подан после уплаты недоимки и пеней и до того, как стало известно об обнаружении ошибки контролирующим органом или о назначении выездной проверки (п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ);

- если вы подали уточненный Расчет после выездной проверки за соответствующий период, при условии, что ошибки и (или) искажения сведений проверяющие не обнаружили (п. 2 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).

На практике встречается следующая ситуация. Страхователь правильно исчислил страховые взносы и отразил их в отчетности. В установленный срок страховые взносы перечислены не были. Однако, до того как контролирующий орган обнаружил недоимку, страхователь полностью ее погасил.

Возникает вопрос: применяется ли в этом случае ответственность, установленная ст. 47 Закона N 212-ФЗ? Ведь ее основанием выступает неуплата (неполная уплата) страховых взносов в результате их неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) страхователя. А в рассматриваемой ситуации страхователь исчислил взносы правильно и уплатил их, хоть и с опозданием.

По мнению Минфина России, при назначении штрафов по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ целесообразно учитывать практику применения ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату налога (Письмо от 26.09.2011 N 03-02-07/1-343). А в ней наблюдается следующая тенденция: привлечение налогоплательщиков к ответственности при несвоевременной уплате налога суды признают неправомерным. По их мнению, в такой ситуации налоговый орган может начислить только пени, но не штраф по ст. 122 НК РФ.

Примечание

Подробнее о подобной практике арбитражных судов вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Если следовать вышеприведенной позиции финансового ведомства, при уплате страховых взносов с нарушением установленного срока штраф по ст. 47 Закона N 212-ФЗ применяться не должен.

Однако следует учитывать, что Минтруд России, Минздрав России, ПФР, ФСС РФ свои разъяснения по данному вопросу пока не давали. Поэтому не исключаем, что контролирующие органы, обнаружив несвоевременную уплату страховых взносов, попытаются начислить не только пени, но и штраф. В таком случае решение в части штрафа целесообразно оспорить в суде. А учитывая практику применения ст. 122 НК РФ, есть вероятность, что суд встанет на вашу сторону.

Взыскивают со страхователей недоимку, пени и штрафы по пенсионным взносам и страховым взносам на ОМС органы Пенсионного фонда РФ. А по взносам по нетрудоспособности и материнству - органы ФСС РФ (ч. 1 ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ). Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 N 120р утверждены Методические рекомендации для территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов. Пункт 2.2 Рекомендаций посвящен ответственности за неуплату либо неполную уплату страховых взносов, которые взыскивает ПФР.

Таким образом, с 1 января 2010 г. налоговые органы не вправе предъявлять вам какие-либо претензии по уплате страховых взносов.

По общему правилу с организаций и предпринимателей недоимка, пени и штрафы по страховым взносам взыскиваются органами ПФР и ФСС РФ в бесспорном порядке, т.е. без обращения в суд (ст. ст. 19, 20 Закона N 212-ФЗ). При этом размер задолженности значения не имеет. Взыскать задолженность в бесспорном порядке контролирующие органы могут в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования об ее уплате. По истечении указанного срока взыскание возможно только в судебном порядке (ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).

Из общего правила есть четыре исключения, когда взыскание происходит только по решению суда. Эти случаи указаны в ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. Например, судебное разбирательство необходимо при переквалификации сделки органами контроля (п. 4 ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, только через суд органы контроля могут взыскать недоимку, пени и штрафы с физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем (ч. 3 ст. 18, ч. 1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ).

Примечание

О полномочиях органов ПФР и ФСС РФ и порядке взыскания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам также вы можете узнать в разд. 1.3 "Органы, которые осуществляют контроль за уплатой страховых взносов, и их полномочия (проведение проверок, взыскание недоимки, пеней и штрафов и др.)".

Задолженность плательщика по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов может быть признана безнадежной, если взыскать ее невозможно в силу причин экономического, социального или юридического характера. В этом случае задолженность может быть списана (ч. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ). Порядок признания безнадежными и списания недоимки по страховым взносам, пени и штрафов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (Письмо Минфина России от 20.05.2010 N 03-02-08/32). Исчерпывающий перечень оснований для такого списания содержится в п. 1 Постановления N 820. Так, задолженность признается безнадежной в случаях:

1) ликвидации организации (ст. 61 ГК РФ);

2) признания индивидуального предпринимателя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности, которая не была погашена за счет его имущества;

3) смерти физического лица или объявления его умершим по решению суда.

В зависимости от вида страхового взноса решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимают разные органы:

- в отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820);

- в отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. п. 2, 3 Распоряжения Правления ПФР от 24.06.2011 N 228р, п. 3 Методических рекомендаций по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 24.06.2011 N 228р; далее - Методические рекомендации ПФР).

Форма Решения о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2010 N 5н. Она является обязательной как для ФСС РФ, так и для отделений ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР (п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820, п. 11 Методических рекомендаций ПФР).

Примечание

Отметим, что на практике чиновники ПФР при оформлении решения о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании могут воспользоваться формой, приведенной в Приложении 2 к Методическим рекомендациям ПФР. Указанный бланк полностью повторяет форму, установленную Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2010 N 5н, за исключением ссылки (в правом верхнем углу) на орган и документ, которыми он утвержден. С формальной точки зрения правильным является использование формы, установленной Минздравсоцразвития России (ч. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820). Поэтому во избежание возможных споров в будущем рекомендуем вам настаивать на том, чтобы решение было выдано именно на том бланке, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2010 N 5н.

В заключение отметим, что недоимка, которая числится за страхователем свыше двух отчетных периодов подряд, может послужить основанием для назначения выездной проверки (Приложение к Письму ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010).

Примечание

Подробнее о том, по каким признакам контролирующие органы отбирают страхователей для проведения выездных проверок, вы можете узнать в разд. 1.3.2 "Критерии отбора страхователей для включения в план проведения совместных выездных проверок органами ПФР и ФСС РФ".







Сейчас читают про: