Расчета по форме РСВ-2 ПФР

Обратите внимание!

С 1 января 2012 г. Расчет по форме РСВ-2 ПФР представляют только главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Иные самозанятые лица (индивидуальные предприниматели, не являющиеся главами КФХ, адвокаты, нотариусы) начиная с отчетности за 2011 г. делать этого не обязаны (ст. 16 Закона N 212-ФЗ, п. 6 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ, Информация ПФР от 16.12.2011 "О представлении ежегодной отчетности плательщиками страховых взносов за 2011 год").

Ранее обязанность представлять Расчет распространялась на всех самозанятых лиц (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

При этом с 1 января 2012 г. самозанятые лица, кроме глав КФХ, не могут быть оштрафованы за то, что в прошлые годы они не представили или несвоевременно подали Расчет по форме РСВ-2 ПФР. Даже если решение о привлечении к ответственности вынесено ранее указанной даты, но сумма штрафа не была перечислена в бюджет ПФР, после 1 января 2012 г. взыскать ее нельзя. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2012 N 34. Свою позицию судьи обосновали тем, что с 1 января 2012 г. для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц (кроме глав КФХ) отменена обязанность подавать Расчет по форме РСВ-2 ПФР (п. п. 2 - 4 ст. 1 Закона N 379-ФЗ). Следовательно, ответственность за ее неисполнение устранена. Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена, должен применяться новый закон (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ).

Таким образом, с 1 января 2012 г. штраф за несвоевременное представление Расчета по форме РСВ-2 ПФР в 2010 г. или в 2011 г. может быть наложен только на глав КФХ. В отношении иных самозанятых лиц такие действия неправомерны и их можно оспорить в суде.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут создаваться также в качестве юридических лиц (ст. 86.1 ГК РФ). Такие нововведения предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ и вступили в силу с момента опубликования (п. 19 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 302-ФЗ). Текст Закона опубликован 31 декабря 2012 г.

В соответствии с п. 5 ст. 86.1 ГК РФ особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного как юридическое лицо, определяются отдельным законом. В связи с этим для однозначного определения статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица на основании ст. 86.1 ГК РФ, как плательщика страховых взносов следует дождаться издания указанного законодательного акта.

Отметим, что Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 638н утверждена новая форма РСВ-2 ПФР. Согласно п. 2 данного Приказа новую форму следует применять начиная с представления отчетности за 2012 г.

В то же время документ опубликован в "Российской газете" только 15 марта 2013 г. с нарушением установленного порядка (подробнее см. Справочную информацию) и вступил в силу по истечении 10 дней с даты опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). По нашему мнению, до вступления Приказа в силу отчетность следовало представлять по прежней форме РСВ-2 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н.

Ответственность за нарушение срока представления Расчета по форме РСВ-2 ПФР предусмотрена ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

С 2012 г. штраф за несвоевременное представление Расчета составляет 5% суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1000 руб. и не должен превышать 30% от указанной суммы взносов (ст. 46 Закона N 212-ФЗ, п. 15 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ).

При этом напомним, что самозанятые лица перечисляют страховые взносы не позднее 31 декабря года, за который производится уплата, а ежемесячные платежи для таких страхователей не установлены (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Расчет представляется ежегодно с указанием общей суммы взносов, подлежащих уплате за год, без разбивки по месяцам.

В связи с этим возникает вопрос: исходя из какой суммы следует рассчитывать штраф за несвоевременное представление Расчета по форме РСВ-2 ПФР:

- с величины страховых взносов, подлежащих уплате за весь год или

- с суммы взносов, рассчитанной за последние три месяца расчетного периода?

Полагаем, что при расчете штрафа должна учитываться не вся сумма взносов за год, а только часть, приходящаяся на последние три месяца (в общем случае это октябрь - декабрь расчетного периода). Основанием для такого вывода служат положения Закона N 212-ФЗ, согласно которым, в случае если страхователь начал (окончил) осуществление деятельности (частную практику) в течение года, сумма страховых взносов рассчитывается пропорционально периоду деятельности (ч. 1, 3, 4, 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Примечание

Подробно о том, как исчислить величину взносов, вы можете узнать в разд. 8.2 "Определение (расчет) индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами размера страховых взносов в бюджеты ПФР и фондов ОМС".

Следовательно, есть возможность рассчитать сумму взносов, начисленных к уплате за последние три месяца расчетного периода, и на ее основании определить размер штрафа в соответствии со ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

Например, глава КФХ Б.П. Перов является единственным членом хозяйства, зарегистрированного в 2010 г. Расчет по форме РСВ-2 ПФР за 2011 г. он представил 3 апреля 2012 г., хотя должен был сделать это до 1 марта указанного года (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2011 г., составляет 16 159,56 руб. (4330 руб. x (26% + 3,1% + 2%) x 12). Сумма взносов, начисленных к уплате за последние три месяца расчетного периода, равна 4039,89 руб. (16 159,56 руб. / 12 мес. x 3 мес.).

Расчет был подан с опозданием в один полный и один неполный месяц.

Величина санкции, рассчитанная в соответствии со ст. 46 Закона N 212-ФЗ, составляет 403,99 руб. (4039,89 руб. x 5% x 2 мес.). Однако штраф не может быть меньше 1000 руб. Таким образом, страхователь может быть привлечен к ответственности в размере 1000 руб.

В то же время мы не исключаем, что контролирующие органы могут придерживаться иной точки зрения. Отметим, что официальных разъяснений, как и судебной практики по этому вопросу, пока нет.

До 2012 г. размер санкции за данное нарушение был иной. Величина штрафа зависела от количества дней просрочки.

Основание для привлечения к ответственности Ответственность (до 2012 г.)
Расчет представлен с опозданием не более чем на 180 календарных дней Штраф в размере 5% суммы страховых взносов, которые подлежат уплате на основе этого Расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ)
Расчет представлен с опозданием более чем на 180 календарных дней Штраф в размере 30% суммы страховых взносов, которые подлежат уплате на основе этого Расчета, плюс 10% указанной суммы взносов за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. При этом штраф не может быть меньше 1000 руб. <*> (ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ

--------------------------------

<*> Отметим, что исходя из формулировки ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, если страхователь задержал представление "нулевого" Расчета более чем на 180 календарных дней, он мог быть привлечен к ответственности в размере минимального штрафа (1000 руб.).

Таким образом, если вы несвоевременно подаете отчетность, срок представления которой оканчивается после 1 января 2012 г. (например, Расчет за 2011 г.), вас могут оштрафовать в соответствии с новой редакцией ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

Если правонарушение совершено ранее 2012 г. и решение о привлечении к ответственности вынесено до 1 января 2012 г., штраф должен быть рассчитан по прежним правилам.

Рассмотрим также следующую ситуацию: в период до 2012 г. страхователь несвоевременно представил Расчет по форме РСВ-2 ПФР, а решение о привлечении данного лица к ответственности Фонд вынес после 1 января 2012 г. В этом случае применить новые положения ст. 46 Закона N 212-ФЗ чиновники вправе, только если размер санкции не превышает сумму штрафа, определенную по ранее действовавшим правилам. Ведь нормы законодательства, ухудшающие положение плательщика, не могут иметь обратной силы (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П <12>). То есть размер санкции не должен быть больше, чем штраф, рассчитанный в соответствии с прежними положениями Закона N 212-ФЗ.

--------------------------------

<12> Вывод Конституционного Суда РФ сделан в отношении страховых взносов в ПФР, однако полагаем, что выводы судей актуальны также и для взносов на обязательное медицинское страхование.

Возможна также ситуация, когда просрочка приходится частично на период до 1 января 2012 г., а частично - после этой даты. Например, страхователь представил Расчет за 2010 г. только в 2012 г. Причем он должен был сделать это не позднее 28 февраля 2011 г. (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Как рассчитать штраф в данном случае?

Законодательство прямого ответа на этот вопрос не содержит. Контролирующие органы также не давали официальных разъяснений. Полагаем, что в такой ситуации штраф за время просрочки, приходящейся на период после 1 января 2012 г., должен определяться в соответствии с новой редакцией ст. 46 Закона N 212-ФЗ (п. 15 ст. 6, п. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ). Штраф за время просрочки, приходящееся на период до 2012 г., также должен быть рассчитан по новым правилам. Однако его нужно сравнить с размером санкции, определенным в соответствии с ранее действовавшими положениями Закона N 212-ФЗ. Если сравнение покажет, что размер ответственности по новым положениям больше, штраф за время просрочки до 2012 г. должен быть установлен в соответствии с прежней редакцией ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

В заключение отметим, что страхователи - физические лица не могут быть привлечены к административной ответственности за несвоевременное представление отчетности в ПФР (ст. 15.33 КоАП РФ). Такая ответственность установлена только для должностных лиц страхователей-организаций (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: