Вопросы и задания. 1. Объясните этимологию названия данной части речи

1. Объясните этимологию названия данной части речи.

2. С какими частями речи соотносятся местоимения?

3. Какими признаками других частей речи обладают соотносительные с ними местоимения?

4. Выпишите из следующего текста местоимения и установите их соотнесённость с соответствующими частями речи, используя прием подста-новки. Решите орфографические и пунктуационные задачи.

Для кого сущ..ствует балет? Для меня. Стайки девушек выбегают на сцену для того что(бы) их любили. А я сижу в зале для того что(бы) дарить им свою любовь. Эту г..рмонию н.. разрушить (н..)чем.

Ерунда что балет ведёт себя часто как ветре(н, нн)ая подружка.. И уж совсем пустяки что балету на меня лично, в общем и целом, наплевать. Живет он собой и для себя.

Ради чего?

Извольте.

Мне нрави..ся в этом учебном заведении всё. Я трепещу, когда на меня обращает внимание Марина Константиновна Леонова, Гран-Ма (не по возр..сту, но по должности) этой «школы». С беспредельной нежностью в сердце я ступаю по коридорам, населё(н, нн)ым сильфидами, когда получаю предложение побывать среди них. Я говорю о Московской академии хореографии. И о тех часах любви, которые подарила мне Марина Константиновна, пригласив на экзамены выпускных классов.

Послушайте! Потенциальных звёзд среди нынешних выпускников больше, чем места на балетном небосводе. По-разному, конечно, сложится судьба у каждого и каждой. Не у всех, наверное, «срастётся». Найдутся среди этого многообразия пленительных в стремлении к балетным совершенствам тел и свои Волочковы, без которых этот мир, если вдумат(?)ся, тоже немыслим. Но ведь будут и те, кто уже сегодня может н.. стыдит(?)ся своего имени! (Евгений Маликов. Любовно, вежливо, душевно // ЛГ. – № 22. – 2008. – С. 9.)

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. С какими частями речи соотносятся местоимения в данных предложениях?

1. (Н..)чего делать, я нанял шесть быков и (н..)скольких осетин. (Л.) 2. Мы с вами попутчики кажется? (Л.) 3. Места по которым они прое..жали не могли назват..ся живопис..ными. (Т.) 4. Угрюм мой верный ч..рный пес. (Н. Некр.) 5. Но слишком рано твой ударил час. (Н. Некр.) 6. Еще (н..)давно нам вдвоем так хорошо и складно пелось. (В. Ф.) 7. Ловкие поворотливые ноги подгибались и путались когда пр..ходилось вырез..вать на льду какой(нибудь) пр..хотливый вензель. (Ч.) 8. Гости (н..) на что (н..) могли пожаловат..ся. (М. Г.)

9. Когда ее спрашивали о чем(нибудь) она вместо ответа улыбалась. (М. Г.) 10. …должно быть богатый человек сколько у него было разных дорогих вещиц! (Л.) 11. Ты (по)собачьи д..явольски красив с такой милою доверч..вой приятц..й. И (н..)кого (н..)капли (н..)спросив как п..яный друг ты лезеш.. целоват..ся. (Ес.) 12. (Н..)чьего (н..) прошу сож..ленья да и (н..)кому будет ж..леть.

(Н. Некр.)

6. Сколько разрядов местоимений по семантике выделяется в науке и чем обусловлено это количество?

7. Выпишите из текста все местоимения и определите их семантические разряды.

8. Местоимения каких семантических разрядов отсутствуют в данном тексте? Запишите их состав.

9. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Выделите местоимения и определите их разряд.

1. Он как тополь между ними только (н..)р..сти (н..)цвести ему в нашем саду. (Л.) 2. Я стал вгляд..ват..ся и узнал моего старого знакомца Казбича. (Л.) 3. Мне (н..)легко говорить с тобой об этом. (Т.) 4. Что это спросила она. (Т.) 5. Люблю я краткой той поры случайные тревоги. (Н.) 6. Наука воды углубит: по гладкой их р..внине суда(гиганты) побегут… (Н.) 7. В камин..ой трубе кто(то) плакал и в этом плаче слышалось отчаяние. (Ч.) 8. О если (бы) я раньше увидела себя если (бы) я знала какая я на самом деле… (Ч.) 9. Сер..цу пр..ятно с тихою болью что(нибудь) вспомнить из ран..их лет. (Ес.) 10. И (н..)что на свете (н..) мешает видеть мир таким какой он есть. (В. Ф.)

10. Сделайте корректировку данного текста. Найдите местоимения и определите их разряд.

Отблестали молнии отграхатала кананада грома. Яросный барабаньщик дождь сначало преостановил а затем и совсем прикратил свою трискатню. Стихии больше ни борятся ни спорют. Буря отбушивала отаки рвавшихся со всех сторон ветров отраженны деревьями. Их верхушки ни мечаться ни спор…т. Они реско вырисовываються на очищаящемся небе чуть чуть колышатся. Дышешь ни надышешся чудестной свежестью.

Растроеные разгромленые полчища тучь уносятся с места срожения. Сейчас должно появится из за облачка солнушко. Оно уже выглядовает верхним краюшком. Выпрямляеться освежонная рожь благодарно трепещет глянцевая древестная листва. Все живое вновь суетиться и мечеться. С новым азартом стрекочит кузнечек в медвеных чашечках цветов возются деловито пчелы. По соломенкам как по леснице шефствует жучёк и важно расправляет свои мениатюрные крылушки. Над камышом ручья кружаться темносиние и берюзовые стрекозы. Шмель начинает жужать и нудно проповедывать что то неслушающим его насекомым.

Из ближайших рощь с пашен и пасбищ отовсюду доноситься радосная птичья разноголосица. Природа ни нарадуеться чудестный прошол дождь теплый уражайный. Скоро теперь появяться грибы. Любители грибного спорта приготовтесь к грибной компании. Поставте за правило в эти дни не жалеть ни времени ни сил. Заметьте что раннему грибу нравиться рости и наливатся соком у лесной апушки а ни в глубине лесных чащ.

Встаньте на расвете и направтесь в перелесок. Ни кто из вас ни пожелеет о большом размере карзины. Сутра на следующий день после грибного похода вам будет казаться что ноги одеревинели спина окастенела что все лесные ростения колятся и все насекомые жалються но через 15–18 минут вы преободритесь и все будет по прежнему как вчера. Экономте силы с утра.

11. Какие функции в речи выполняют местоимения? Докажите, приведя соответствующие примеры из текстов.

Тема 19. Переходные явления в области местоимений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: