Вопросы и задания. 1. К какой части речи относятся выделенные слова?

1. К какой части речи относятся выделенные слова? Как называется это явление?

1. Дело было вечером, делать было нечего. (С. Михалков) 2. Петя, тебя человек зовет. 3. Здоровье – вещь серьезная. 4. Это мое последнее слово. – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя пришла не вовремя.

2. Определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите их лексическое значение, подчеркните как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей. 2. Соперники согласились на ничью. 3. Мои сегодня уехали в Сочи. 4. Шахматист он никакой. 5. Чувству-ет он себя ничего. 6. Он очень даже ничего. 7. Что ему? Ему ничего, он всем обеспечен. 8. Сам велел. 9. Что ты задумался?

3. Какие трудности наблюдаются в употреблении местоимений в речи и почему?

4. В следующих предложениях найдите грамматические ошибки, связанные с употреблением местоимений, исправьте их и укажите причину их появления.

I. 1. Плохо вёл на уроке. (Запись в дневнике) 2. Как сегодня чувствуете? (Вопрос врача) 3. Теперь позволю перейти к последнему вопросу. (Из речи докладчика) 4. Она ничего не представляет! (Характеристика знакомой) 5. Этот жанр представ-ляет комедию.

II. 1. Дед Щукарь, он играет в романе комическую роль. 2. У учителя, у него должно быть справедливое отношение к детям.

III. 1. Враг… Они топтали нашу землю, жгли, убивали! 2. На-чатое после реформы 1861 года, произведение разоблачает истинную его суть. 3. Те, кто не успел или не хотел эвакуироваться, остался защищать свой город.

IV. 1. Редактор просил автора учесть свои прежние правки.

2. Дали горн на ужин, и мы побежали его есть. 3. Письмо лежало на столе, около него валялась ручка.

5. Всегда ли синонимичны местоимения каждый, всякий, любой? Покажите в контекстах.

6. В чем проявляется «коварство» личных местоимений в следующих предложениях? Найдите ошибки, объясните их и исправьте.

1. Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях. 2. Почтовое отделение находится возле правления колхоза. Оно недавно открылось.

7. Какие аспекты в характеристике местоимений находят отражение в схеме морфологического разбора? Составьте схему морфологического разбора местоимений, следуя логике морфологического разбора других частей речи.

8. Одинаков ли объём морфологического разбора местоимений разных разрядов? Докажите свой ответ, приведя соответствующие примеры из текста предыдущего ПЗ.

9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки пре-пинания. Сделайте морфологический разбор четырех местоимений из текста (на выбор), соотносимых с разными частями речи. Определите частеречную принадлежность всех слов из первого абзаца. Обратите особое внимание на именные части речи.

Речки были разные с у..кими и широкими д..линами с открытыми и залесе(н, нн)ыми берегами каждая со своим рисунком правого и левого берега, каждая со своим ледя(н,нн)ым п..кровом то ровным и гла..ким, то покрытым зубч..тыми т..росами. Вся мес..ность вокруг была рассече(н, нн)а речками и ручьями все речки и ручьи, поблуждав по мес..ности находили путь только на (В, в)осток к огромной реке называем..й Енисеем, впадали в нее и та по..хватив их воды то(же) скрытно то(же) под толщей льда (не)слышно несла громадную и общую ношу в океан.

В пространстве между реками… стоял (по)всюду лес, в один ярус без подроста без кустарника без бур..лома ровный (как)будто возникший в одно мгн..вение. Каждое дерево этого безмол..ного и уд..вительного леса и весь он в целом были исполне(н, нн)ы в трех разных красках: (землисто)серой затем красной и (красно)желтой, (при) чём с высотою ж..лтизна становилась пр..обладающей. Она была ле..кой лукавой (трогательно)нежной. В суровом и холодном воздухе устойч..вой зимы она была похож..й на яичный ж..лток а кроны густо были закута(н, нн)ы в..рсистой хвойной шерстью почти (не)проницаемой в своей зелен.. сквозь которую только очень слабо проступал узор пр..чудл..вых древесных ветвей всё той же ле..кой ж..лтизны. (Из)редк.. лес пр..рывался открытыми полянами с бл..стящим чистым и к..залось чуть влажным снегом, только по опушкам запороше(н, нн)ым опавшей с деревьев хвоей, потом лес продолжался и продолжался снов.. всеми тремя (не)изменными красками (землисто)серой ж..лтой и зеленой.

Над лесом к..лыхалось обе..цвече(н, нн)ое небо тума(н, нн)ое и зы..кое а где-то в глубине его бродило почти (не)видимое солнце. (С. Залыгин)

Тема 20. Инфинитив и две основы глагола

План

1.Неопределенная форма глагола, её морфологические кате-гории, формальные показатели, синтаксические функции.

2. Две основы глагола: основа инфинитива (прошедшего вре-мени) и основа настоящего (будущего) времени, их формообразу-ющие функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: