Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
1. Несформированность ряда моторных и психических функций.
2. Общая моторная неловкость детей, неуклюжесть.
3. Дискоординация движений
4. Замедленность или расторможенность движений
5. Нарушение динамического и статистического движения (ловить мяч, ходить в носках, стоять на одной ноге, мелкая моторика затрудненная).
6. Преобладает левшество
7. Речезрительная память, слуховая страдает.
8. Нет самостоятельного высказывания, рассказывания.
9. Невротические черты характера.
Отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, склонность к слезам. Часто дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях в других ситуцациях могут отказаться от речи и использовать жесты.
С возрастом все это больше травмирует ребенка.
Вопрос об интеллекте детей с алалией рассматривается исследователями неоднозначно. Отмечается бедность логических операций, снижении способности к символизации, обобщению и абстракции. Насколько развита речь, настолько развивается мышление. Наличие алалии не говорит об умственной отсталости. Между тем критичность по отношению к собственной речи говорит от отличии от умственно отсталых.
|
|
Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ
Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей нарушения.
В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.
Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей
с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием,
с нарушением зрительного (предметного) восприятия и