В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.
1. Фонематическое звучание зависит от развития и даже определяется им. Звуки появляются спонтанно под влиянием развития словаря, но их использование сопряженно изменениями.
2. С трудом усваиваются сложные двигательные ориентировки, затруднено слияние звуков при их правильном или неправильном проговаривании, случаи трудности денервации предыдущей артикуляции и плавного переключения от одной артикуляции к другой (переключение). Это приводит к перестановке звуков или слогов к упрощению или искажению звуков и слогов.
3. Не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляторные движение и действие, которое приводит к нарушению аналитико-синтетической речедвигательной деятельности.
4. Не может переключиться от одного слова к другому. Это приводит к обилию парафразии, перестановкам.
5. Нарушение ритмической организации слова проявляется в замедлении речевого потока, в послоговом произнесении слов, с паузированием между словами и слогами с равно разноударностью. Речь –скадированна или фрагментальна. Сопровождается нарушением мелодики темпа, ритма речи.
|
|
При отраженном проговаривании ребенок продуцирует только приблизительный контур неясный звуковой комплекс вместо слова несколько вариантов искажения одного и того же слова.
По мере увеличения словарного запаса трудность в овладении структуры слова становятся более заметными, количество подобных искажений может резко возрастать на протяжении занятия, если ребенок устает. Оформление мысли детей похоже на оформление у детей более младшего возраста, хотя сами мысли находятся на стадии более высокого развития. Речь не является полноценным средством коммуникации – наблюдается мимико-жестикуляторная функция общения. (1-2 слова в сочетании с жестом). Накопление словаря приводит к усилению аграмматизма.
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.