ГЛАВА 2. Графические методы в психологическом исследовании

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка. Этапы развития детского рисунка. Основные критерии психологического анализа рисунка.

В продуктах графической дея­тельности индивидуума важное место занимает изобрази­тельная графика. Рисунок приковывает внимание пси­хологов именно потому, что в этой графической форме сняты те жесткие ограничения на письменную речь (тексты), кото­рые сформировались к настоящему времени в той или иной культуре и вылились в стандартные правила написания бук­венных и иных символов. Поэтому в рисунке заключен значительный объем информации об индивидуально-психологических особенностях его автора.

Рисунок — изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (кон­турной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), являющееся мощным средством познания действительности. Ри­сунок лежит в основе всех видов изображения на плоскости (живописи, графики, рельефа и т.д.). Существуют многочислен­ные разновидности рисунка:

· по методам рисования,

· темам и жанрам,

· по назначению,

· технике и ха­рактеру исполнения.

Психологически проанализировать филогенез изобразительной деятельности человека чрезвычайно трудно: ее история насчитывает много тысяч лет (начиная с наскальной живописи) и представлена весьма фраг­ментарно из-за давности возникновения и утраты многих и многих промежуточных образцов. Поэтому в плане психологического анализа уместно обращение к онтогенезу рисунка: чрезвычайно интересно про­следить стадии приобщения ребенка к изобразительной куль­туре, т. е. стадии развития изобразительной деятельности рас­тущего индивида.

Знание возрастных этапов и специфики детского рисунка само по себе важно для психодиаг­ностики. Рисунок позволяет определить уровень психиче­ского развития ребенка в целом и его изобразительной деятель­ности в частности. И поэтому при индивидуальной диагностике важно уметь видеть отсчетную точку — ею в данном случае становятся возрастные закономерности развития изобразительной деятельности детей, позволяющие сделать заключение относи­тельно общих и индивидуальных особенностей личности.

Развитие детского рисунка: психологический взгляд

Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внима­ние исследователей как возможный метод изучения внутрен­него состояния маленького человека, его способности отра­жать картину мира, мир своих переживаний. Сложился ряд концепций и теорий, которые анализируют зарождение и развитие детского рисунка.

1 Биогенетическая теория (К. Лампрехт, Ф. Флейдер, Германия). Авторы дают анализ зарождения и формирования образа в детском ри­сунке и переводят его в анализ возникновения и развития худо­жественного творчества ребенка, идущего по определенной аналогии с развитием мирового искусства

2 Теория Ж. Пиаже. Детский рисунок рассматривается как особый вид подражания, выражающий особенности умственных образов, индивидуаль­ных символов, складывающихся у ребенка. Согласно Ж.Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похо­жего символа возникает адекватный предмету образ, который представляет собой частный случай этого символа. Символиче­ская игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету. В развитии символа автор усматривает двоякую тенденцию: с одной сторо­ны, в своем развитии символ все более приближается к адекват­ному отражению, с другой — символ есть ступень развития «зна­кового сознания», которая подготавливает высшие формы знаков — условные знаки.

Ж. Пиаже разделяет знаки и символы следующим образом: значение знаков — общее для всей социальной среды, в которой растет ребенок, они условны и не имеют, за редким исключением, никакого сходства с тем, что ими обозначается. Самые распрост­раненные знаки — слова (есть и другие — математические, на­учные и т.д.). Символы — это более личные, частные, некоди­рованные обозначения, имеющие определенное физическое подобие с содержанием, которое они замещают. В эту группу включены фантастические символы, обозначения-образы и др. Рисунок как продукт образно-символического мышления дол­жен рассматриваться в связи с особенностями мысленных обра­зов (а отнюдь не понятий), свойственных ребенку. Пиаже под­черкивает связь развития рисования с развитием символической функции. Таким образом, в этой концепции детское рисование выступает как одно из проявле­ний образно-символического мышления ребенка как внешнее воплощение символов, образовавшихся путем интериоризации подражательных действий, носящих сугубо личный, инди­видуальный характер.

3 Концепция Д.Н. Узнадзе. Ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Значит ребенок рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что у него есть в представлении. И хотя у восприятия и пред­ставления одна природа — зрительный образ предмета, однако в действительности ребенок рисует что-то другое. И это не то, что рисует взрослый. Изобразительная форма раз­вивается от простой модели к более сложной, а не в возраста­ющей «правильности» изображения.

Анализируя детские работы, многие авторы обращают вни­мание на то, как в них передается окружающая ребенка дейст­вительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. Собст­венно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Уровни развития детского рисунка

Стадия «марания». Первые пробы рисования — это настоящее «марание», «каракули», дитя «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Ребенка привлекает здесь в сущности то же, что состав­ляет основу радости всякого, самого высокого и зрелого твор­чества: из движений карандашом «что-то» выходит, объекти­вируется, созидается.

Эта первая стадия характеризуется В.В. Зеньковским как «доэстетическая»: не красоте подчинена значительная часть детского рисования, поскольку еще нет эстетической задачи как таковой. О стадии «мараний» А.А. Смирнов писал, что она лишенных смысла штрихов (рисунок 6).

Рисунок 6 — Первая стадия детского рисунка

Ими ребенок еще не пытается вы­ражать что-либо определенное. Они только результат под­ражания тем действиям, которые он видит у взрослых. Он хочет сам водить карандашом по бумаге, как это делают взрослые. Он испытывает большое удовольствие и удовлетворение от то­го, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге. Правда, карандаш еще не слушается его, ведет за собой руку часто совсем не туда, куда хочется ребенку. Но все же его рука оставляет после себя реальный, наглядный след. И это является для него предметом большой гордости.

Стадия «мараний» продолжительна и неоднородна. Внутри этой стадии мы видим ряд этапов, среди которых нужно выделить следую­щие:

· подражание движениям взрослых;

· разглядывание ка­ракулей,

· предфаза каракулей по Кершенштейнеру;

· рисова­ние линий;

Затем наступает вторая стадия – стадия каракулей, когда случайная удача «привязывает» ребенка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на изображение чего-то или кого-то, предмет или чело­века. Тайна изображения долго не дается ребенку. Овладение гра­фическими формами происходит медленно, гораздо сложнее и запутаннее, чем развитие словесного творчества.

А.А.Смирнов указывал, что «…сначала эти штрихи идут более или менее в одном на­правлении, но по мере того, как рука приобретает большую уверенность, они понемногу ме­няют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные со­четания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы... ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии без помощи самого "художника" определить смысл нарисованного. Кошка изображается длинной, лишь относительно прямой линией, пересеченной множеством других, коротких. Дом бывает представлен несколькими неодинаковыми квадратами, расположенными рядом друг с другом» (Смирнов А. А. Психология ребенка и подростка. М., 1927 г.).

Первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления.

На этой стадии также выделяются рад этапов:

· повторяющиеся каракули;

· орнамент (овладение первичной формой);

· появление изображения.

Ранние рисунки детей не обнаруживают ни ожидаемых де­талей, ни перспективных деформаций. Почему дети рисуют та­ким образом? Из-за неразвитости зрительно-моторной координации. Глаза и руки еще не имеют определенного навыка нанесения каранда­шом и кистью правильных линий. Многие ри­сунки детей свидетельствуют о несовершенном моторном кон­троле. Иногда их линии имеют странные зигзагообразные формы и совсем не совпадают в тех местах, где им, казалось бы, положено встретиться.

Рисунок 7 — Вторая стадия детского рисунка

Однако внимание вско­ре привлекает собственно зрительный эффект. Дети постигают очень важный факт: с помощью линий можно создать сплош­ные, массивные пятна, иначе говоря, одномерное движение мо­жет образовывать двухмерные массы (рисунок 7).

Таким образом, от каракуль ребенок переходит к примитивным изображениям. У ребенка появляется умение на­рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий. Так, одна девочка двух лет рисует множество изображений, похожих на круги, и гово­рит: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» ста­новятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходящие линии, а также рот. «Это мама и Таня», — говорит девочка.

Стадия схематического изображения (с 6 лет) тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наме­тить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало-помалу более сущест­венным содержанием. В этой стадии выделяются:

· период головоногов, когда ребенок рисует человека в виде головы и палочек. От головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую — руки. Человек сначала изображается в высшей степе­ни упрощенно, слагаясь только из двух основных частей — головы и какой-либо «подпорки». При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее простым способом: в виде галок, идущих под некоторым углом вниз;

· этап дифференциации изображения. Постепенно эти «подпорки» дифференцируются и появляется туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда это обособление от ног достигается тем, что две длинные «прямые» линии, идущие непосредственно от головы, в середине перечеркиваются небольшой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами, которые бывают настолько велики, что напоминают не то расходящиеся лучи солнца, не то венчик. Число их иногда превышает чуть ли не вдвое действительное.

Шея она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое неизменно фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми частями. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Он удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго.

При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается украсить изображенного на них человека какой-либо эмблемой, соответствующей его высокому званию. Особенно такой эмблемой бывает шляпа, палка или папироса (у мужчин), волосы с громадным бантом (у женщин). Одежда обычно обнаруживает свое присутствие только пуговицами.

Первые изображения часто представляют человека анфас (рисунок 8). Лишь постепенно совершается переход к профилю. При этом ребенок непродолжительное время задерживается на проме­жуточной ступени: только часть фигуры рисуется боком, а ос­тальное пребывает в том же положении — лицом к наблюдателю. В некоторых случаях эта «деятельность» приводит к удвоению отдельных органов — носа, рта и т.д.

Рисунок 8 — Третья стадия развития рисунка

Особенности схематичности детского рисунка:

1 Непропорциональность (туловище ре­дко имеет большой объем; там же, где его длина, наоборот, несоразмерно велика, оно изображается в виде весьма уз­кой полоски, очень часто перечерченной горизонтальными штрихами).

2 Избирательность.

3 Схематичность.

Наиболее часто дети рисуют людей, животных, дома и деревья. Аналогично «портретам» человека схематично изо­бражаются и животные. При этом в наиболее примитивных ри­сунках их схемы бывают настолько общими и неопределен­ными, что посторонний наблюдатель далеко не всегда бывает в состоянии отличить сам лошадь от коровы. Иногда животное наделяется какой-либо характерной для него чертой, которая только одна и позволяет отнести его к определенной катего­рии. Так, свинья снабжается «пятачком» или коротким хво­стом, лошадь — большими острыми ушами, баран — рогами, кот — усами.

Такую же схематичность мы видим и при изображении деревьев, домов, паровоза и т.д.

Такие вещи, как чашка, стакан, шкаф, стол, сравнительно редко являются источником вдохновения, только тогда, когда они так или иначе связаны с «любимыми» темами. В своем отборе ребенок, следовательно, руководствуется не простотой предмета, а тем моментом, который в это время у него всюду вызывает наиболь­ший интерес — движением (динамичность детского рисунка). Даже дом, нечто безусловно статичное, наделяется некоторым динамичным признаком: из его труб всегда валит дым, около него растут цветы и пр. (рисунок 9).

Рисунок 9 — Усложнение детского рисунка

Л.С. Выготский считает, что детский рисунок — это своеобразная графическая речь. Ребенок уже может свой рисунок рассказать.

Функции рисования на третьем этапе:

· упражнение в символическом представ­лении заместителей реальных предметов;

· развитие знаковой деятельности;

· обога­щение другого вида знаковой деятельности ребенка — речи, раз­витие которой, судя по данным исследований, в значительной степени детерминируется формированием зрительных пред­метных образов.

Дальнейшая, четвертая стадия — это стадия правдопо­добных изображений (после 13 лет). Она характеризуется постепенным отка­зом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто да­же тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. В руки помещается какой-нибудь предмет. Голова рисуется с волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет меньший объём. Появляется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду.

Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встречаться с промежуточной инстанцией, на которой часть рисунка передается почти схематически (рисунок 10).

Рисунок 10 — Стадия правдоподобных изображений

В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова уже наделяется рогами и широкой шеей, выменем. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесями и иногда становится заметно, из какого материала он выстроен.

Наряду с этим происходит значительное обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда.

Желая усовершенствовать рисунок, ребенок не исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделанному все новые и новые детали.

В сво­бодных рисунках детей очень легко используются быстро воз­никающие ассоциации. Ребенка увлекает процесс рисования в большей степени, чем выполнение определенной задачи изо­бражения, и уже можно отметить в рисовании повествова­тельное изображение.

На стадии правдоподобных изображений мы встречаемся с ри­сунками различной степени совершенства. Часто это зависит не от неравенства индивидуальных способностей каждого «ху­дожника», а имеет в своей основе какую-либо общую законо­мерность. Вместе с тем сейчас «изображение» в значительной мере теряет уже свою «детскость», т.е. те специфические осо­бенности, которые свойственны именно детскому рисунку.

Вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго опреде­ленному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность «юного художника», и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется.

Основные критерии психологического анализа рисунка

Изучение возрастных норм рисунка здорового ребенка изучалось в сравнении с рисунками детей, страдающих отклонениями в развитии. Особенности изобразительной деятельности детей со сни­женным интеллектуальным развитием также изучались доста­точно широко. Эти исследования показывают, что особенности графических изо­бражений в определенной мере коррелируют с уровнем умст­венного развития детей.

У детей с диагнозом дебильность наблюдаются:

· отсутствие активного черкания;

· меньшая дифференцированность изображения по сравнению с нормально развивающимися детьми;

· отсутствие сложных орнаментов: они путают не только чередование изображений, но и формы, из которых состоит орнамент. Происходит не связанное в целостное изображение копирование образца;

· запаздывание развертывания основных стадий рисунка (при срав­нении имбецилов с нормально развивающимися детьми, схематическая ста­дия которых достигается в раннем возрасте, мы обнаруживаем, что у имбецилов она наступает в подростковом и раннем юно­шеском.

Изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не развивается без специального обуче­ния, тогда как у нормальных детей она и возникает, и развива­ется спонтанно. При этом сам процесс рисования сказывается на детях с отставанием в развитии весьма положительно: развивается внимание, представление, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной ориентации и т.д. При систематическом обучении такие дети могут ов­ладеть техникой рисования и будут способны грамотно изо­бразить натуру.

Это дает ос­нование (разумеется, в совокупности с другими методами) использовать рисунок как средство диагностики задержек и отклонений умственного развития ребенка. Другими слова­ми, по весьма распространенному мнению, детский рисунок в клинических исследованиях дает достаточно четкую картину соответствия особенностей рисования и умственного развития.

Анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психо-эмоционального состояния лучше с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками-палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам дети уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка

Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.

Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «Ты забыл изобразить себя» — ребенок игнорирует или объясняет: «Не осталось места», «Потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета. Таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Список литературы:

1 Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с: ил.

2 Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 272 с.

3 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Издательство «Дидакт», 1991.

4 Смирнов А.А. Детские рисунки// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980. С.53-63


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: