double arrow

ГЛАВА 5. Методы исследования с помощью вербальных средств


Опрос как метод сбора информации. Опросники. Основные виды и сфера применения. Анкетирование. Беседа как вербальный диагностический метод. Интервью как разновидность опроса.

Опрос — метод сбора первичных данных на осно­ве вербальной коммуникации. Цель опроса – получение информации о событиях прошлого и настоящего, о устойчивых склонностях, мо­тивах тех или иных поступков, о субъективных состоя­ниях.

Было бы ошибкой считать, что опрос — самый лег­кий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спраши­вать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенности опроса можно отнести его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

По форме опросы разделяют на:

· стандартизированные;

· нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие по сравнению со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

По видам различают:

· Анкетирование

· Личностные опросники

· Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

· Личные опросы. Их проведение проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

· Дистанционные опросы. Их проведение возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов является телефонный опрос.

Опросники. Основные виды и сфера применения

Существует много подходов к диагностированию психологи­ческих особенностей личности. Один из них реализован в опрос­никах, предназначенных для описания и оценки человеком са­мого себя. Его психологическое содер­жание неизбежно отражает осознанную или неосознанную тео­ретическую позицию составителя, его концепцию. Отвечающий может выразить свое мнение только о том, о чем его спрашивают, и только в том смысле, который навязан автором опросника. Оп­росник не может затронуть некоторые важные для опрашивае­мого стороны его личности, если этого не захотел или не смог предусмотреть автор.




Рассматривая опросники как методы пси­хологического исследования, построенные на самооценке, нуж­но иметь в виду, что они не выдерживают предъявляемых психо­логическим диагностическим методикам строгих требований к надежности и валидности. Однако отсюда не следует, что при их создании от таких требований можно отказаться вовсе.

Основное требование к опросникам заключается в грамотной формулировке вопросов.

Правила составления вопросов:

1 Каждый вопрос должен быть логичным, отдельным и совмещать отдельные подвопросы.

2 Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.

3 Вопросы должны быть краткими.

4 При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.

5 Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.

6 Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.

7 Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

8 Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.



9 Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

10 Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Текст вопросов должен быть простым, понятным для всех опрашивае­мых. Сложные и трудные для понимания слова, а также много­значные слова должны исключаться. Каждый вопрос должен содержать только одну мысль. Многозначная интерпретация вопроса ведет к тому, что ответы будут содержать разноплановость понимания и не будут пригодны для анализа и однознач­ной оценки. Опасны наводящие вопросы, внушающие определен­ный ответ, а также стереотипные формулировки, предполагаю­щие такие же стереотипные ответы. Обычная ошибка при фор­мулировании вопросов заключается в том, что задается общий вопрос, тогда как требуется получить ответ по частной пробле­ме. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы их со­держание было беспристрастным и, насколько возможно, соци­ально нейтральным.

По форме вопросы могут быть следующих видов:

· открытые (стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стан­дартным категориям),

· за­крытые (указывают возможные ва­рианты ответов)

Виды закрытых вопросов:

1 Вопросы дихотоми­ческого типа предполагают два возможных варианта ответа.

2 Альтернативный тип вопросов предполагает один ответ из не­скольких вариантов.

3 Можно предусмотреть тип, который поз­воляет выбрать несколько ответов из многих предложенных (в американской литературе его называют ресторанным).

Закрытые вопросы предполагают более строгую интерпре­тацию ответов и поэтому более удобны при обработке. Но здесь возникают свои трудности. Составляя варианты ответов, необ­ходимо предусмотреть максимально возможные. Нужно помнить о том, что опрашиваемый не может высказать собственного мнения, а вынужден выбирать более близкий, подходящий ему вариант ответа.

Есть еще одна замеченная психологами США особенность, которую, как они считают, необходимо учитывать при анализе ответов, получаемых с помощью опросников. Некоторые инди­виды охотнее отвечают «да», другие предпочитают отвечать сло­вом «нет». Поэтому при составлении опросника необходимо сле­дить за тем, чтобы число вопросов, на которые ответ «да» оце­нивается позитивно, был равен числу вопросов, на которые от­вет «нет» также оценивается позитивно. Для этого необходимо тщательно выбирать и перефразировать вопросы, чтобы достичь нужного баланса (В.А. Ядов, 1972).

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом слу­чае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно исполь­зуются шкалы с тремя, пятью или семью подразделени­ями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

Личностные опросники можно рассматривать как стан­дартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменны­ми, бланковыми или компьютерными. По содержанию личностные опросники могут быть под­разделены на опросники:

· черт личности,

· типо­логические,

· мотивов,

· интересов,

· ценностей,

· установок.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не обозначается, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Первым в использовании анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов:

1 Индивидуальное анкетирование (один респондент)

2 Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

3 Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата:

1 Сплошное (опрос всех представителей выборки)

2 Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом:

1 Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

2 Заочное (анкетёр отсутствует)

3 Рассылка анкет по почте

4 Публикация анкет в прессе

5 Публикация анкет в Интернете

6 Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.

Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для полу­чения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать оп­рашиваемый может наедине с самим собой (заочный оп­рос) либо в присутствии экспериментатора (прямой оп­рос).

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназна­ченные для получения информации об истории жизни че­ловека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состоя­ния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по служ­бе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для досто­верной интерпретации показателей тестов.

Беседа как вербальный диагностический метод

Беседа является формой деятельности практического психолога, способом полу­чения психологической информации. Уме­ние правильно организовать и провести беседу — важный профессиональный на­вык психолога, тонкий индикатор его про­фессионализма.

Беседа выполняет ряд функций:

• психодиагностическую. В ходе бесе­ды создается такая же измерительно-испытательская ситуация, как и при тес­тировании, применении опросников и проективных методик. Психодиагност получает возможность определения свойств личности, уровня культуры, ин­теллекта;

• коррекцию способов и путей решения актуальных жизненных проблем, В беседе обсуждаются оптимальные пути ре­гуляции межличностных отношений, способы ослабления эмоционального напряжения, усиления мотивов самоак­туализации;

• исследование психологии человека и групп. Беседа может предвосхищать и завершать эксперимент, может быть са­мостоятельным приемом (в экстремаль­ных ситуациях, когда другие методы при­менять невозможно).

Общие требования к организации и ведению беседы:

1 Беседа должна иметь цель, которая определяется обследуемым, посред­ником или психологом.

2 Необходимо формировать систему ожиданий. Предварительно психодиа­гност определяет полноту достижения цели, ход беседы, собственный стиль об­щения и стиль поведения обследуемого, свои действия и действия собеседника в случае, если цель беседы не будет дос­тигнута или достигнута частично.

3 Обследуемый должен быть заинте­ресован темой беседы и ее результатом.

4 Обследуемый должен быть убежден в том, что его не допрашивают. Психо­диагност выясняет мнение обследуемо­го по вопросам, решению которых он по­могает.

5 Обследуемый должен иметь возмож­ность свободно высказывать личное мне­ние.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста: рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Оно используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Существует четыре основных приёма поддержания беседы:

1 Выяснение (использование уточняющих вопросов).

2 Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами).

3 Словесное отражение психологом чувств респондента.

4 Резюмирование.

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Оно применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Это особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли при вмешательстве психолога и ведёт себя скованно в связи с разницей в социальном положении между ним и психологом.

В ходе беседы нередко могут возникать различного рода коммуникативные барьеры. К источникам их появления приня­то относить:

• свойства личности собеседников (внушаемость, эгоцентризм, неуверен­ность в себе, тревожность, нетерпимость к недостаткам других, невоспитанность, доминантность);

• особенности мышления (трудность вербализации, ригидность мышления, оригинальность мышления, нелогич­ность);

• особенности восприятия и памя­ти (избирательность запоминания, рас­сеянность внимания);

• эмоциональные состояния, сопро­вождающиеся излишней напряженнос­тью, раздражительностью, низким самоконтролем внешних проявлений эмоций.

Интервью как помежуточный метод

Одним из наиболее распространенных видов опроса и беседы является интервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). Еще интервью называют целенаправленным опросом. Этот метод получил ши­рокое распространение в социальной психологии, психологии личности, психоло­гии труда, но главная сфера его применения — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен по­мнить, что он — исследователь, ему нельзя упускать из внимания план, надо вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать па­нибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответствующей социологической и социально-пси­хологической литературе.

По форме оно бывает:

· сво­бодное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе), чаще применяется при обследовании детей;

· стандартизованное (детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, стойкая стратегия и тактика). Эта форма дает возможность получить срав­нимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий соглашается на процедуру интервью. В противном слу­чае результат может быть неудовлетворительным, по­скольку стандартизированное интервью многими людь­ми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявление непосредственно­сти и искренности отвечающего;

· частично стандартизованное (стойкая стратегия, тактика более свободная).

В зависимости от целевого назначения, интервью разделяют на:

· диагностическое;

· клиническое.

Диагно­стическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправ­ляемым («исповедальным»).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающий челове­ку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Структура интервью:

а) введение (настройка на беседу, на сотрудничество);

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например, «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение при­знательности за участие в беседе.

Практические задания:

1 Законспектируйте материал по правилам составления опросников и анкет, выделите главные принципы работы с вербальным материалом (текст в приложении 1,2).

2 Работа в группах:

· Составьте опросник мотивации одобрения, руководствуясь правилами составления вопросов.

· Составьте анкету, выявляющую склонность к употреблению ПАВ.

· Составьте схему стандартизированного интервью с родителями ребенка-хулигана.

3 Подготовьте доклад на тему «Коммуникативные барьеры в общении».

4 Прочитайте интервью (см. приложение 3) и ответьте на вопросы:

· Каков вид и тема интервью?

· Какой стиль ведения беседы используется?

5 Воспроизведите план интервью, если бы вы сами готовились к этой встрече.

6 Преобразуйте описание черты или особенности поведения (например, лживость) в задание опросника при помощи:

(а) дихотомических заданий (типа «да-нет»);

(б) трихотомических заданий (типа «да-?-нет»):

(в) альтернативных заданий;

(г) заданий типа «нравится-не нравится»;

(д) заданий с вынужденным выбором;

(е) заданий с рейтинговыми шкалами.

Список литературы:

1 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 320 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)

2 Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

3 Психологическая диагностика: проблемы и исследования/под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7