Периоды детского рисунка как процесса

1. Доизобразительный период (период каракуль) - до 3-4 лет

а) хаотические каракули; Изображение: беспорядочные длинные прямые и дугообразные (через весь лист и дальше) штрихи и точки-дырочки в листе. Такие изображения являются результатом действий крупных мышц руки (мышц плеча). Сенсорная и моторная стимуляция рисования: мышечная радость, звуки (чирканье, шорох, скрип, стук карандаша по бумаге) и тактильные ощущения от карандаша. Смысл: а) рисуя, ребенок действует, а, действуя, он познает окружающую среду; б)постепенно, когда крупные мышцы руки становятся более умелыми, начинают развиваться средние мышцы – мышцы предплечья. Действия взрослого:

б) ритмические каракули; Изображение: ломаные линии, состоящие из коротких штрихов и замкнутые формы, похожие на камни. Такие изображения являются результатом действий средних мышц руки (мышц предплечья), которые позволяют уменьшить амплитуду движения карандаша, движения становятся более плавными, экономичными, ритмичными. Сенсомоторная стимуляция через ритм (ощущение слаженности и совершенства). Смысл: а) рисуя, ребенок действует, а, действуя, он познает окружающую среду; б) начало зрительного контроля (рука все больше подчиняется воле рисующего); в)постепенно сознание и память крепнут, готовится почва для проявления важного свойства человеческого сознания – воображения. Действия взрослого:

в) ассоциативные каракули. Изображение: ассоциативные каракули от предыдущих – ритмических – внешне ничем не отличаются. Новое - только в отношении к ним ребенка. Впервые рисунок выполняется по замыслу- в абстрактных штрихах ребенок начинает угадывать изображения, формы реальных предметов. Ассоциации могут возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера движений при рисовании или из звуков, сопровождающих рисунок. Ассоциативные каракули сопровождаются оречевлением действия. Смысл: а)рождение замысла; б)…в)…г)…

Действия взрослого:

2.Период схемы (изобразительный период) – от 3-х до 7-и лет

а) этап «головоног»; Изображение: упрощенный рисунок человека - голова и тонкие ноги, растущие прямо из головы. Круг - универсальное обозначение любого предмета вообще, простейшая форма, предельно симметричная, ограниченная всего лишь одной линией окружности. Рисунок «головонога» приносит ощущение своих сил, чувство самосознания. Смысл: настойчивое стремление пережить и высказать свои впечатления от жизни в рисунке, дать эстетические и нравственные оценки окружающему. Действия взрослого:

б) этап детализации изображения; Изображение: изображение отдельного предмета или объекта, расположенного в анфас, чтобы можно было наилучшим образом рассмотреть его; для уточнения индивидуального образа применяются детали – очки, прическа, борода и др.Процесс детализации: изображения происходит постепенно. Новые детали появляются в результате эмоционального отклика - удивление, восхищение – на впервые замеченный новый признак, новый предмет в привычном облике. Та деталь, что привлекла внимание, «разрастается» в размере, остальные могут дорисовываться мелко, что приводит к необычному непропорциональному изображению. Смысл: познание ребенком материальных свойств предмета. Частный случай этапа –рентгеновский рисунок …

Действия взрослого:

в) этап передачи движения; Изображение: поворот фигуры в профиль, движение рук и ног - вначале так называемое «безсуставное» (приподнятые в движении руки и ноги похожи на шлагбаум),а затем - «наивно-суставное»(рука или нога в согнутом положении). Смысл: понять и передать в рисунке сюжетно- смысловые связи окружающего мира. Скрытый этап передачи движения: …

Действия взрослого:

г) этап передачи пространства; Изображение: место действия - узкая полоса земли или пола, на которую опираются все изображенные предметы (расположенные в ряд), вверху такая же полоска – небо. Такая композиция, состоящая из полос (полоса земли, полоса неба) называется фризовой. Смысл: понять и передать в рисунке сюжетно- смысловые связи окружающего мира, включая ответ на вопрос «где происходит?» действие.

Возможный повод появления этапа: …

Действия взрослого:

д) этап «художественность»; Изображение: красочно и тщательно выполненные во весь лист узоры. Часто дети даже не могут обозначить словами, что нарисовано. Некоторые говорят, что нарисовали «красоту». Смысл: рисунок впервые передает не информацию о мире, а эстетическое чувство. Этап называют «прозрачны», потому, что …

3.Период смешанной схемы – от 7 до 10-11 лет

Этот период детского творчества так назван потому, что сочетает в себе старую, привычную для ребенка схему изображения и новые черты рисунка, основанные на зрительном восприятии, «схема плюс наблюдение».

а) этап передачи движения; Этап передачи движения связан с дальнейшим совершенствованием изображения наивно-суставного движения конечностей человека: пропорции значительно улучшаются (руки теперь меньше ног по размеру, кисти рук также уменьшены и т.д.). Кроме того, ребенок понимает, видит и пытается изобразить отличные от человеческих движения животных, даже такие сложные, как прыжок тигра, бег лошади

б) этап передачи пространства; Изображение: а) «топографическое» (попытка совместить взгляд одновременно как бы с двух точек зрения: спереди - на предметы, стоящие на земле, и сверху вниз, как смотрят птицы, на землю и все лежащее на ней); б) «наивная перспектив» (построена не на знании законов, а интуитивно: в рисунках нет постепенного уменьшения фигур по планам – есть очень крупные и очень мелкие); в) прием «загораживания» одних предметов другими (такой способ изображения пространства позволяет не только передать глубину, но и изобразить то, что иначе изобразить нельзя: например, сюжет внутри комнаты).

в) этап «художественность»…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: