Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка
расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.
Лопатка
(статическое артикуляционное упражнение)
Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку».
Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:
Вот она, лопатка, —
Широка да гладка.
Прятки
(динамическое артикуляционное упражнение)
Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений.
Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык.
|
|
Во время занятия рассказывайте рифмовку:
Мы играем в прятки.
Где ж твоя лопатка?
Горка
(статическое артикуляционное упражнение) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение:
Вот она какая,
Горочка крутая!