Структура и функции политической власти

Основными структурными компонентами власти являются ее субъект, объект и средства (ресурсы).

Субъект власти - носитель практической деятельности, источник активности, направленный на объект. Быть субъектом - значит сознательно и активно формировать действительность, видоизменять ее в соответствии с собственными интересами и потребностями.

Субъекты политической власти: 1) социальные общности (классы, этносы, социальные группы и т.д.); 2) государство; 3) политические партии и организации; 4) правящие элиты, бюрократия, лобби; 5) групповое и индивидуальное лидерство; 6) личная власть; 7) отдельные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы, демонстрации и т.д.).

Социальным носителем власти может стать любой субъект политики. Однако история показывает, что реальной политической властью чаще всего обладает господствующий класс, правящие политические группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.

Субъект становится носителем власти при наличии ряда качеств:

- желании властвовать, воли к власти;

- компетентности, организованности, деловой ответственности, высокой нравственности;

- умении создать средства для властвования и условия их функционирования;

- доверии (легитимности людей).

Субъект определяет содержание властного воздействия, используя для этого убеждение, приказ, команду и т.п., в которых предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение предписаний. От характера обоснованности предписаний складываются отношения между субъектом и объектом власти.

Объект власти - это исполнитель предписаний субъекта власти. Власть невозможна без подчинения объекта. Под объектомвласти понимается индивид, социальная группа, класс, общество и т.д., то есть агент власти, на который направлено властное воздействие. Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: совпадения предписаний субъекта власти с позициями объекта властвования; характера предъявляемых к нему требований; личных качеств объекта властвования; ситуации и средств воздействия; восприятия руководителя исполнителями; наличия или отсутствия у него авторитета.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения, так как преобладание в обществе людей, не знающих законов общественного развития, действующих на основе только здравого смысла, гипнотически доверяющих СМИ, привыкших беспрекословно подчиняться, является основой для функционирования деспотических и авторитарных режимов.

Достаточно многогранна и сложна мотивация подчинения. Она может основываться на:

- страхе перед санкциями;

- привычке к повиновению;

- заинтересованности в выполнении предписания;

- авторитете руководителя;

- идентификации объекта с субъектом власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе совпадения интересов и социальных позиций субъекта и объекта, на убежденности объекта в особых способностях руководителя.

Авторитет - это оценка глубинных и интегральных качеств, которыми подчиненные наделяют субъект власти и которые детерминируют их созидательную деятельность по выполнению предписаний субъекта власти. Авторитет может быть истинным и ложным, научным и деловым, моральным и нравственным, религиозным и статусным.

Власть, основанная на совпадении интересов, убеждений, на авторитете перерастает в идентификацию объекта и субъекта политики. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять, согласие подчиняться определяется как легитимность власти. Это понятие возникло в начале XIX в. во Франции. Легитимная власть воспринимается людьми как справедливая, правомерная. Сам термин «легитимность» часто переводят с французского как «законность». Такой перевод не совсем точен: нелегитимная власть может действовать законно, то есть опираться на существующие законы.

Легитимность, или соглашение с законом, призвана сформировать авторитет, доверие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания таких непопулярных в народе действий, как принуждение, насилие, если другие методы и действия не достигают определенного воздействия. В наши дни легитимность - обязательный признак цивилизованной власти. Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для деспотической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия. В меньшей мере в легитимности нуждается власть демократическая, поскольку она в силу своих принципов действует на основе таких ценностей, как общественная польза, справедливость, разумность.

Исходя из анализа используемых в управлении ресурсов власти, М.Вебер выделил три основных типа её легитимности:

- традиционный - основан на вере в необходимости издавна существующих порядков, традиций и обычаев, устанавливающих, кто имеет право на власть, а кто ей должен повиноваться;

- харизматический (от греч. harisme - божественный дар) - базируется на вере в личные, исключительные качества политического лидера, его способности должным образом осуществлять власть;

- рационально-легальный - опирается на веру участников политического процесса в справедливость существующих правил формирования власти.

Необходимо отметить, что на практике вышеприведенные типы легитимности власти не всегда присутствуют в чистом виде, они взаимно дополняют друг друга, создавая новые смешанные типы.

В наши дни большинство государств мира переживает кризис легитимности. Ранее он остро проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотах, особенно, в развивающихся странах. В последние годы проблема легитимности стала весьма актуальной для многих постсоциалистических стран. Это связано с разрушением традиционных, харизматических и идеологических механизмов легитимации; с отсутствием зрелых предпосылок для развития демократии; с грубыми нарушениями правил выборов власти и с ее низкой эффективностью.

Ресурсы власти. Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним относятся ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, выступающие одним из важнейших оснований власти, наряду с субъектом и объектом, могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти весьма многообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям:

- по социальному основанию: утилитарные (материальные и другие социальные блага); принудительные (меры уголовного и административного воздействия); нормативные (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека, призванные обеспечить одобрение действий субъекта власти);

- по важнейшим сферам деятельности: экономические (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления - деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.); социальные (механизмы повышения (понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии - должность, престиж, образование и др.); культурно-информационные (знания и информация, средства их получения: институты науки и образования, СМИ и др.); силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди).

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который воссоздает и создает другие ресурсы.

Основные функции политической власти: господство, руководство, управление, регуляция, координация, организация, контроль. Это лишь основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и все другие функции взаимосвязаны с основными. Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису.

Власть и оппозиция

В обществе почти всегда есть силы, недовольные существующей властью. Они и образуют оппозицию (в пер. с лат. – противопоставление). В современной политической жизни оппозицией называют группу лиц, более или менее организованно выступающую против намерений и действий государственной власти.

Сущность и формы действий оппозиции зависят от конкретных политических условий. Так, оппозиция может быть скрытой и открытой. В первом случае недовольство властью существует, но под угрозой репрессий открыто не проявляется. Часто скрытая оппозиция вынуждена действовать полулегально или нелегально (в подполье). Открытая оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти. Такая оппозиция борется за смещение правящей власти, но делает это открыто и в рамках закона.

Оппозицию также можно разделить на конструктивную и деструктивную. Конструктивность оппозиции – это ее способность выдвинуть программу действий, отличную от официальных программ. Деструктивная оппозиция ограничивается критикой существующей власти.

В политической науке, кроме того, оппозицию принято определять как лояльную и нелояльную. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов. Она ставит перед собой задачу завоевать власть, но при этом не «жаждет крови» своих политических противников. Ее победа возможна только в результате честной политической конкуренции. Нелояльная оппозиция относится к власти как к своему заклятому врагу, исходя из посылки, что если она не уничтожит существующую власть, то власть уничтожит ее.

Говоря о различных видах оппозиции, следует учитывать, что нельзя одни из них считать «хорошими», а другие – «плохими». Каждый из этих видов соответствует конкретной политической ситуации и необходим в определенных политических условиях.

Оппозиция всегда сопутствует власти, принимая ту или иную форму. Более того, она необходима обществу и самой власти. Власть может стоять прочно только в том случае, если она ощущает сопротивление. Это не позволяет ей замыкаться в узких рамках интересов небольшой группы, заставляет постоянно подтверждать свое право управлять обществом, подталкивает к поиску оптимальных решений общественных задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: