Эволюция представлений о будущем в религиозных, утопических и философско-исторических концепциях

В соответствие с выводами современной науки первобытный человек только на определенном этапе своего развития вырабатывает представление о будущем. Первоначально человек «существовал» только в одном временном измерении — в настоящем. Этому настоящему сначала противопоставляется даже не будущее или прошлое, а «другое», «иное» время. Это время, в котором действовали герои мифов, сверхъестественные силы, существовали мира, в который «уходят» умершие люди.

Данное явление получило название презентизма первобытного мышления, в соответствие с которым прошедшее и будущее рассматривается человеком через призму настоящего.[1]

В дальнейшем формирование представлений об «ином будущем» времени проходил по трем направлениям: религиозному, утопическому и философскому.

Религиозное направление. Формирование представлений о будущем происходило на основе первобытной мифологии: решения вопросов родового устройства общества, происхождения людей в целом и судьбы умерших. На этой основе сформировались самые древние из существующих — религиозные концепции будущего.

Можно выделить две концепции времени, сложившиеся в рамках религиозных представлений:

· Индуистско-буддистско-джайнистская концепция сложилась в 1-м тысячелетии до н.э. В соответствие с ней история представлялась в виде постоянной смены циклов регресса от «золотого века» к «концу света», а затем, вновь к «сотворению нового мира», вновь регресса и т.д. Циклическое развитие претерпевает не только общество в целом, но и душа каждого человека. Счастливое будущее человека заключается в избавлении от круговорота бесконечных перевоплощений души после смерти и перехода в состояния «нирваны» — качественно иного состояния, при котором отсутствуют желания и страдания.

· иудаистско-христианско-мусульманская концепция возникла в 1 веке н.э. В ней появляется представление о «линейном времени». Будущее представляется в виде прихода «спасителя-мессии», установления «царства божьего», наступления «конца света», «страшного суда» и, наконец, перехода в качественно новое состояние «вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для грешников. [2]

Утопическое направление. Утопические концепции стали развиваться вслед и в тесной связи с религиозными концепциями будущего. Они отличались от религиозных тем, что иное будущее человечества понимается не как действия сверхъестественных сил, а как результат человеческой деятельности.

Первые утопия возникли во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. в античном мире и в Китае. Утопии носили характер идеализации родового или кастового строя (Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций). Наиболее известная из утопий античного мира изложена в диалогах Платона «Государство» и «Законы».

Второй этап связан с эпохами Возрождения и Просвещения (XVI — первая треть XVIII в.). В этот период появляются утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы, «Завещание» Ж.Мелье и «Философские письма» М-Ф. Вольтера. «Утопия» Мора и «Город солнца» Кампанеллы, оказали исключительное влияние на последующую утопическую мысль. Золотым веком для утопии стал XVII век, когда появилось множество романов и трактатов. В этот период появились «Новая Атлантида» Ф.Бэкона, Макария С. Гартлиба, «Океания» Дж. Гаррингтона. В начале XVIII века, были опубликованы «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Приключения Гулливера» Дж. Свифта. Утопии становятся идеологиями буржуазных революций XVI — XVII вв.

Третий этап охватывает две последние трети XVIII в. (от Ж. Мелье до Ф. Бабефа). Он отличается от предыдущего резким разрывом с религией и эсхатологией, тесной связью с западноевропейской философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк и др.), идеологией просветительства (М-Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Ш-Л. Монтескье, П-А. Гольбах, К-А. Гельвеций, Д. Дидро), а также более четким характером конкретных программ политической борьбы.

Четвертый этап приходится на первую половину XIX в. (от А. Сен-Симона, Ф. Фурье и Р. Оуэна до Л. Блана, Э. Кабе и В. Вейтлинга, а в России — до А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского). Утопии этого периода отличаются: переосмыслением опыта Великой французской революции, стремлением связать утопизм с коммунистической идеологией, попытками использовать не только идеологию просветительства, но и классическую философию (И.Кант, И-Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г-В.Гегель), а также классическую политэкономию (А.Смит, Д.Рикардо, Ж-Ш.Сисмонди и др.)[3].

Наряду с развитием религиозных и утопических представлений о будущем в древнем мире формировались взгляды на историю как на естественный процесс. К середине 1-го тысячелетия до н. э. эти взгляды приобрели характер философско-исторических концепций будущего. Сформировались три основных концепции, существующие до сих пор: представление о циклических подъемах и падений культуры в круговороте одних и тех же стадий развития,теории регресса от «золотого века» в древности к постепенной деградации и гибели культуры и прогресса от низшего к высшему.

Теория циклов была первоначально разработана в трудах Полибия (II в. до н. э.). В эпоху Возрождения и Просвещения концепции циклов вновь появляется в трудах Н.Макиавелли и Ж-Б.Вико. В классической и современной философии данное понимание истории представлено в трудах О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского П.А.Сорокин, А.Д.Тойнби.

В трудах Н.Я.Данилевского вводится понятие культурно-исторического типа ‑ целостной системы, определяемой культурными, психологическими и иными социальными факторами, присущими группе народов. Данилевский выделяет ряд культурно-исторических типов, таких как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из них, по мнению Данилевского, завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития[4].

Циклические представления об истории содержаться и в концепции социальной и культурной динамики П.А.Сорокина. На основе анализа огромного статистического материала Сорокин доказывает, что на протяжении всей человеческой истории происходит поочередная смена трех «суперсистем»: чувственной, идеациональной и идеалистической. Будущее не предопределено, и каким оно будет, считает Сорокин, зависит от каждого из нас.

У А-Д.Тойнби теорий циклического времени приобрела характер цивилизационной теории или концепции круговорота локальных цивилизаций. В соответствие с ней цивилизации, претерпевая постоянные изменения, подчиняются циклическим ритмам. Анализ циклических закономерностей или динамических универсалий ‑ важная задача цивилизационной теории.

Другой тип концепций будущего базируется на идее регресса. Для теорий регресса характерны представления о движении общества от высшего к низшему, о его деградации, возврату к изжившим себя формам и структурам. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй – "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Люди в современном для Гесиода обществе оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Концепции регресса развивались также Сенекой, Цицероном, Вергилием, Тибуллом, Овидием.

В противоположность, как циклическим представлениям, так и идеям регресса еще в античности сформировались концепции прогресса. Первоначально они развивались софистами, Демокритом и Эпикуром. Важнейшим событием в развитии прогрессистских концепций будущего стала концепция линейного исторического времени св. Августина Блаженного, послужившая основой провиденциализма – представлений о божественной предопределенности развития мира.

В дальнейшем концепции прогресса развивались на основе как провиденциализма (Ж.Боден, Г-В.Лейбниц, Г-Э.Лессинг), так и материалистических идей (М.Монтень, Ф.Бэкон, М-Ф.Вольтер, А-Р.Тюрго и др.). Вольтер, Тюрго, Кондорсе объясняли прогресс не божественным предопределением, а совершенствованием разума.

Работы Г-В.Гегеля и К. Маркса также основываются на концепции прогресса. Гегель понимает прогресс как осуществление «абсолютной идеи», которая первоначально развивается по внутренней логике, имманентно, затем «отчуждается», превращаясь в природу, и наконец, на третьем этапе, «разворачивается» в прогрессивное развитие общества за счет познания самой себя в ходе человеческого познания, Критерием прогресса у Гегеля выступает степень свободы человека.

В соответствие с концепцией К.Маркса, носящей, в отличие от философии Гегеля, материалистический характер, основой прогресса выступает экономическое развитие общества, в частности, противоречие между развитием производительных сил и производственных отношений. Определенный этап развития социума определяется как общественно-экономическая формация ‑ тип общественного устройства, в котором базис (производственные отношения, прежде всего отношения собственности) определяет политическую, правовую надстройку и связанные с ней формы общественного сознания

Итак, формирование представлений о будущем происходит по трем направлениям: религиозному, утопическому и философскому. В религиозном направлении различают индуистско-буддистско-джайнистскую и иудаистско-христианско-мусульманскую концепции. В развитии утопического направления выделяют четыре этапа: утопии античного мира и Китая; утопии эпохи Возрождения и Просвещения; утопии, связанные с западноевропейской философий Нового времени и идеологией просветительства; утопии, основанные на классической философии и коммунистической идеологией XIX в. Философско-исторические концепции будущего разделяются на теории циклов, прогресса и регресса.

! Задание 1. Каковы основания типологии философско-исторических концепций будущего?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: