Виды политических кризисов

Кризис участия является следствием создания правящей элитой искусственных препятствий для включения в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, обострения проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы.

Кризис участия связан с ростом специализированных групп интересов. Политическая система переходного общества должна совладать с этими противоречивыми интересами различных групп, интегрировать их и удовлетворить основные требования. Однако, поскольку система социального представительства в обществах подобного типа обычно развита слабо, возникают затруднения в координации действий элиты и масс, в сопоставлении реальной силы общественных движений и партий, претендующих на власть.

Правящая элита стремится регулировать процесс включения в политическую жизнь новых социальных групп. Возможны три варианта действий правящей элиты по отношению к появляющейся политичесой оппозиции и тем социальным силам, интересы которых она представляет:

1) всеобщее подавление путем насилия;

2) законное существование оппозиции, но в условиях постоянного конфликта с властями;

3) признание оппозиции не только формально, но и сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений.

Примерами первого типа взаимоотношений власти и оппозиции являются нацистская Германия, Чили эпохи Пиночета (действия правящей элиты по отношению к коммунистам), второй тип характерен для современной России (деятельность партий демократической ориентации в общероссийском масштабе, Российской партии жизни в Татарстане), третий - для стран развитой демократии. Чем более модернизированным является общество (под этим понимается не только уровень экономического развития, но и степень демократичности политической системы), тем выше в нем уровень политической культуры вообще и культуры отношения власти к оппозиции в частности.

Создание искусственных препятствий для доступа к власти новых социальных групп может вызвать радикализацию требований и действий отстраненных от власти социальных сил, роль которых в обществе достаточно высока, и спровоцировать конфликт.

Основной вопрос кризиса участия заключается в том, какие новые институты возникают из этого кризиса. Создание новых электоральных процедур и институтов, возникновение новых партийных организаций и групп интересов исторически были теми путями, через которые институционализировалось политическое участие. Но нет оснований говорить об электоральных процедурах или партийных структурах как институционализированных до тех пор, пока те, кто действует в политике, не ценят эти процедуры и структуры. С точки зрения политолога А.Пшеворского, установление демократии происходит, как только политические игроки начинают рассматривать демократические институты в качестве "единственно возможных правил игры".

Одной из наиболее важных проблем в изучении политического развития является следующая: как и при каких условиях действующие процедуры и институты становятся самодостаточной ценностью, не зависящей от политических результатов их деятельности?

В развитых странах голосование рассматривается в качестве одного из основных средств институционализации политических конфликтов. Однако, в переходном обществе политическим силам зачастую не удается выработать процедурный консенсус, предполагающий согласие отказаться от своего варианта решения в пользу победившего на выборах соперника. Голосова­ние в таком случае может стать источником конфликтов, поскольку его итоги обычно оспариваются проигравшей стороной. При этом задействование правящими элитами в период избирательных кампаний административного ресурса и фальсификация итогов голосования (это особенно характерно для постсоветского пространства) создает основу для обращения оппозиции к политической мобилизации, т.е. форсированной поддержки ее политических целей со стороны масс населения, что продуцирует политический конфликт. Так называемые "бархатные революции" в Грузии в 2003 году и на Украине в 2004 году стали яркой иллюстрацией того, что такой демократический институт, как выборы, способен вызвать политический кризис в переходном обществе.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных сегментах социального пространства. Его возникновение связано с несоответствием между общественной политикой и провозглашенными центральным правительством целями.

Разнородность политических ориентаций, исторического опыта и традиций, эмоциональных установок различных социальных групп способствует искажению выдвигаемых целей политики и идеологических программ как в рамках самого политического и административного аппарата, так и среди населения. Кроме того, все это влияет на само формирование политики, в том числе на формулирование политических целей.

Можно выделить два аспекта политического проникновеиия:

1) возможность для центрального правительства достигать поставленных целей, несмотря на отношения к ним граждан;

2) способность и желания граждан получать точную информацию относительно такой политики и добровольно ее принять.

В посттоталитарном обществе слом господствовавших административных структур дает первоначальный импульс так называемой «негативной свободы». Это означает, что:

1) правительство лишается привычного набора политических ресурсов, связанных с монополией на экономические исоциальные санкции;

2) преломляясь в соответствующей социокультурной среде, инновации не доходят в желаемом для центральной политической власти виде;

3) усиливается влияние местных социальных структур, стремящихся обособиться от влияния извне;

4) население ориентируется в большей степени на региональные и национальные обычаи, нормы, традиции, а не на центр.

Так, в СССР упразднение КПСС практически означало ликвидацию "несущих конструкций" централизованного государства, которое вскоре также прекратило свое существование. Возникли проблемы не только демократизации власти, но и еерациональной организации. Произошла быстрая автономизация иерархических структур государственного управления.

В этих условиях республики, области, районы, города и даже хозяйствующие субъекты стремились выйти из-под контроля правительства России, особенно в вопросах налогообложения и экспорта стратегического сырья. Начался так называемый "парад суверенитетов". Сепаратизм "региональных баронов" стал угрожать целостности государства, коррупция чиновников всех уровней сделала осуществление центральной власти вопросом не закона, а переговоров. Оказалось, что без восстановления единого правового пространства, необходимой согласованности между органами государственного управления и достижения функциональной дифференциации между различными политическими институтами (законодатель­ными и исполнительными, центральными и местными) правительство не способно осуществлять контроль за страной. К концу 90-х годов угроза превращения России в конфедерацию стала весьма реальной.

Начало XXI века характеризуется противоположными тенденциями. Федеральный центр пытается пресечь центробежные процессы, выстраивая "вертикаль власти".

Однако, наряду с положительным эффектом, этот процесс несет в себе и негативные моменты. Восстановление управляемости отнюдь не должно означать возвращения к старому бюрократическому централизму и унитаризму. А.Токвиль писал: «Централизация без труда придает видимость упорядоченности в повседневных делах, при ней можно умело и обстоятельно руководить деятельностью полиции, охраняющей общество, пресекать небольшие беспорядки и незначительные правонарушения, поддерживать общество в некоем статус-кво... поддерживать в общественном организме своего рода административную дремоту, которую правители обычно любят называть «надлежащим порядком» и «общественным спокойствием»... Централизация является превосходным тормозом в любых начинаниях, а не стимулом для их осуществления. Когда же возникает необходимость привести в движение глубинные силы общества или же резко ускорить его развитие, централизо­ванная власть незамедлительно теряет всякую силу». Эти слова как нельзя лучше характеризуют ситуацию в современной России, когда некоторые аспекты в целом позитивного преодоления центробежных тенденций (в частности, замена прямых выборов руководителей субъектов федерации их фактическим назначением) начинают напоминать выражение "вместе с водой выплеснули и ребенка", происходит выхолащивание демократии, а авторитарные тенденции в руководстве страной становятся все более очевидными.

Кроме того, в централизованном государстве, где единственным источником реформирования выступает центральное правительство, последнее обречено быть постоянно втянутым в распределение дифференцированных привиле­гий между различными лоббистскими структурами, а эти структуры неизбежно будут искать способы для ус-тановления своего собственного контроля над центральным правительством и его использования в своих интересах. Вместо возникновения консенсуса на общенациональном уровне возникает постоянно воспроизводящийся источник социальных и политических конфликтов, а государство становится исполнительным органом наиболее влиятельных общественных групп. Таким образом, в результате распада иерархии государственного управления возрастает иерархия общественных групп, паразитирующих на государственных льготах и субсидиях.

В модернизированной политической системе центральное правительство выполняет лишь те функции, которые способно выполнить только оно. Например, обеспечение национальной безопасности, равенства всех граждан перед законом, поддержание стабильной валюты, создание условий для свободного перемещения людей, товаров и услуг на всей территории страны.

Общенациональный интерес не может быть навязан народу сверху чуждым ему государством, а вырастает снизу как объединение различных локальных интересов. Поэтому преодоление кризиса проникновения обеспечивается возможностями центрального правительства обеспечить равноправные отношения как различных частей страны, так и различных хозяйствующих субъектов и социальных групп с центральной. властью. Отсюда вытекает и задача центрального правительства: сформировать стабильные экономические, политические и правовые рамки, внутри которых отношения строятся на принципах свободы, ответственности за свои действия и личной инициативы.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества ростматериального благосостояния и его распределение.

Одна из наиболее острых форм кризиса распределения характеризует политическое развитие России. До начала реформ политическая стабильность встране обеспечивалась своеобразным социальным контрактом, существовавшим между политической властью и населением. Со стороны власти он означал гарантии незначительного, но постоянного роста заработной платы и сни­жения разницы между доходами основных профессиональных групп, обеспечение посто­янной занятости. Кроме того, он включал субсидии на поддержание низких и стабильных цен на основные про­дукты питания, товары и услуги. Со стороны населения подразумевались низкий уровень ожиданий и желаний, социальная и политическая пассивность, конформизм. С началом реформ правящая политическая элита нарушила этот социальный контракт, не предложив чего-либо вза­мен. Общие призывы к развитию предприимчивости, деловитости не могли найти отклика у значительной части населения хотя бы потому, что в ее глазах свобода экономического поведения не компенсирует неустойчивости социального положения.

Отсутствие механизмов социальной самоорганизации усилило социальную неудовлетворенность, вызванную ростом неравенства жизненных шансов. Возникло не просто обычное противостояние тех, кто «за» или «против» модернизации, а разделение общества на группы, одни из которых стали получать колоссальные доходы, а другие были обречены на нищету. Тем самым, между социальными группами, отличающимися уровнями доходов, образовалась непреодолимая пропасть, а бедность стала не только экономическим, но и политико-культурным параметром модернизации. Возник социокультурный раскол, который ведет к появлению двух обществ, сосуществование которых не может быть мирным и гармоничным.

В целом можно сказать, что первоначальный этап развития рыночных отношений обычно приводит к росту неравенства в доходах, а авторитарные политические структуры укрепляют тенденцию к экономическому эли-тизму. В результате распространяется чувство социаль­ной несправедливости, что может повлиять на политическую стабильность в значительно большей степени, чем низкий уровень жизни.

В этих условиях, как ни парадоксально, основой политической стабильности могут являться лицемерие власти (когда, заявляя о стремлении обеспечить народное благосостояние, политические лидеры заботятся лишь о собственном благополучии) и цинизм населения (когда происходит утрата значимости социальных норм и идеалов). Лицемерие власти и цинизм населения заменяют насилие и страх. В этом случае происходит отчуждение значительной части общества от политического режима.

Вместе с тем, как показывает опыт ряда государств СНГ, растущий социальный протест может выплеснуться на улицу. Учитывая особенности государственного устройства России, полиэтничный состав ее населения, усиление в обществе националистических тенденций, можно предположить, что дестабилизация обстановки способна привести к тяжелым для государственности России последствиям. В этой ситуации возможны призывы правящей элиты к порядку как главной задаче политического развития, их актуализация и массовая поддержка населением. Установление жесткого авторитарного режима в данных условиях может базироваться не на какой-то легитимной идеологии, а на внушении страха перед анархией. Однако, нельзя исключать и вариант смены элит посредством событий, аналогичных произошедшим в Сербии, Грузии, на Украине.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1) Чем объясняется рост конфликтности политического развития современных обществ?

2) Каковы демократические принципы управления конфликтными ситуациями?

3) Назовите разновидности политических кризисов.

4) В чем состоят особенности кризиса участия?

5) В чем проявляется кризис проникновения в условиях современной России?

6) Что такое социокультурный раскол?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития страны. Тезисы поволжской научно-практической конференции.- Казань: Изд.-во Казанского государственного технического университета, 1997.

2. Антикризисное управление: Учеб./ Коротков Э.М., Беляев А.А., Валовой Д.В. и др.; Под. ред. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Беляев В.А. Социальная стратификация российского общества. Курс лекций для студентов заочного отделения гуманитарного факультета.- Казань: Изд.-во Казанского гос. техн. ун.-та, 2002.

4. Большаков А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

Тема 11. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Экологические кризисы, экологическая безопасность и экологизация хозяйственной деятельности

2. Государственное регулирование природопользования и эколого-правовой режим

3. Стратегии выхода из экологического кризиса

1. Экологические кризисы, экологическая безопасность и экологизация хозяйственной деятельности

В современном мировом сообществе одной из актуальных проблем развития является проблема экологического кризиса. По самым пессимистическим оценкам человечество неуклонно движется к всеобщей экологической катастрофе. Но каковы бы ни были оценки существующего положения, очевиден факт производства рисков самим человеком в процессе хозяйственной деятельности. С середины 20 столетия развитые индустриальные страны перешли в новое состояние, которое У. Бек назвал «обществом риска». Риски - это последствия угрожающей мощи модернизации, порождаемые глобальной нестабильностью и неопределенностью. Так, социальное производство богатства сопровождается производством рисков. Современное общество представляется в виде социобиотехносферы, довольно неустойчивой системы, где на базовый слой- биосферу огромное влияние оказывает производственная деятельность. Складывающаяся ситуация экологического кризиса требует перехода к качественным изменениям производства.

Вообще, экологические кризисы - это значительные региональные или локальные поражения естественных условий окружающей среды.

Экологические поражения делятся на:

1. резкие, внезапные, катастрофические;

2. протяженные во времени.

По характеру происхождения экологические кризисы могут быть либо природными, стихийными, либо антропогенными, или техногенными.

Одной из самых разрушительных техногенных катастроф, произошедших в результате мирной хозяйственной деятельности является катастрофа на Чернобыльской АЭС, а также химическая авария на заводе в индийском городе Бхопале. Политические и социальные чрезвычайные ситуации также могут наносить чрезвычайный вред экологии.

Понятие экологических рисков тесно связано с понятием экологической безопасности – качественным состоянием общества, в котором эффективно действует система управления рисками и существует технологическая и экономическая возможность его предупреждения. В развитых обществах существует законодательная основа экологической безопасности. Экологическая безопасность достигается при существовании экологически сбалансированного развития государства, то есть при наличии такого природно-хозяйственного комплекса, который образует равновесную эколого-экономическую систему.

Среди причин экологических поражений, особо можно выделить причины, связанные с экономической деятельностью, а имено:

· Превышение допустимой техногенной нагрузки

· Неправильное размещение производства

· Ошибочная оценка экологических последствий размещения производственных сил.

Материальное воздействие человека на природу дошло до такого уровня, что в процесс вовлечены все структуры и функции экономики: не только производство, но и распределение, потребление, обмен. Положение осложняется следующим фактом: 1) материальные потребности безграничны и неутолимы; 2)материальные ресурсы ограничены и редки. Долгое время зависимость экономики от экологии не признавалась как основополагающий факт, который, однако, обнаружился в связи со стремительным развитием некоторых государств. Экология действительно влияет на экономику, наиболее значительное влияние обусловлено изменениями в результате хозяйственной деятельности человека. Необходимым условием для предотвращения экологических кризисов является экологизация экономики, как составная часть экологически сбалансированного и безопасного развития. Экологизация экономики предполагает следущие направления:

1. количественная и качественная перестройка экономики, ориентированная на максимальную экономию и эффективность;

2. изменение отраслевой и технологической структуры производства;

3. поэтапное включение в механизмы ценообразования всех экологических издержек производства.

Экологизация включает в себя следущие принципы:

· включение экологических факторов и объектов в число экономических категорий.

· подчинение эксплуатации ресурсов и экономики производства экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования, расширение системы платности природопользования

· отказ от затратного подхода к охране окружающей среды, включение природоохранных функций в экономику производств, переориентация производства под экологическим контролем.

· Эколого-экономическая ориентация стандартов благосостояния.

Одной из важных сторон введения природоохранных функций в экономику производства является учет экологического ущерба при оценке показателей эффективности, а именно рентабельности предприятия. Из-за нерационального использования природных ресурсов или загрязнения окружающей среды предприятие наносит ущерб, который учитывается в системе экономических показателей. Таким образом изменяются все показатели эффективности. Предотвратить или уменьшить ущерб при сохранении объемов производства можно только путем увеличения затрат на производственные фонды за счет фондов природоохранного назначения.

По замыслам ученых, введение экологических факторов в число экономических позволяет расширить известную схему современного экологического равновесия. Наиболее полно требования экологизации могут быть реализованы в пределах устойчивого природно-экономического комплекса, или равновесной эколого-экономической системы, где функции общественного производства гармонично переплетены с естественными экологическими процессами.

Одним из действенных способов экологизации хозяйственной деятельности является принцип платного экологопользования, который принят во многих развитых странах согласно идее сбалансированного развития. Однако на практике, а именно в Российской Федерации платность- официально закрепленный принцип, а сбалансированность- нет. Основные направления следующие:

· Плата за природные ресурсы - денежное возмещение затрат по изысканию, сохранению и восстановлению природного ресурса.

· Плата за загрязнение природной среды, компенсация ущерба, наносимого загрязнением.

· Средозащитный налог на прибыль.

· Налоги на испытание экологически опасных технологий, наценки на выпуск экологически опасной продукции.

· Создание экологических финансовых фондов.

В данное время существует экологическая регламентация хозяйственной деятельности, в рамках которой формируются соответствующие стандарты контроля. При проведении данных процедур учитывается предельно допустимая техногенная нагрузка.

Сейчас сфера экологического нормирования и стандартизации опирается на общепринятые экологические нормы. Например, на основании таких норм приняты величины предельно допустимого содержания вредных агентов - ПДК и ПДД (предельно допустимые концентрации и предельно допустимые дозы). На основании этих величин вычисляются значения предельно допустимых выбросов в атмосферу ПДВ и выбросов в водоемы- ПДС. Непосредственно регламентируются интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источниками загрязнения, на основании чего и вводятся экологические нормативы. Сверхнормативы подвергаются экономическим или административным санкциям. Экономические санкции предполагают оценку и возмещение экологического ущерба.

Государство применяет также и стимулирующие меры, направленные на экологизацию производств. Так, предприятие, деятельность которого отвечает экологическим стандартам, имеет меньший процент налогов на природопользование, ибо оно изначально вкладывает в свой бюджет затраты на экологизацию производства.

3. Государственное регулирование природопользования и эколого-правовой режим

Государственное регулирование экологопользования в России опирается на организационно-правовую базу. Можно выделить следующие направления государственной деятельности в области природопользования:

· Экологизация правовой системы, регулирующей производственно-хозяйственную деятельность общества.

· Осуществление стандартизации хозяйственной деятельности с позиций ее экологизации.

· Контроль за деятельностью производств, размещением их средств, качеством.

· Мониторинг экологических систем.

Регулирование управления природопользованием осуществляется по мере необходимости, а организационно- правовое обеспечение действует непрерывно, поддерживая функционирование созданной системы производственных отношений с существующими экологическими системами. Совершенствование эколого-правовой деятельности происходит в ходе экологизации действующего законодательства: принятие новых нормативно-правовых актов экологического характера, экологизация уже принятых и действующих актов неэкологического характера, экологизация правоприменительной деятельности в хозяйственной и иных сферах.

Итак, формы государственного регулирования природопользования представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности. Выделяют неправовые и правовые формы.

Виды неправовых форм:

1.Оперативно-хозяйственное распорядительство, не носяшее правовой природы. Например, вопрос об отнесении земель к той или иной категории не имеет правовой природы.

2. Обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций (например, обеспечение минеральными удобрениями).

Правовые формы применяются в тех случаях, когда возникают противоречия, устраняемые только правовым путем. Правовые формы выражаются в следующих видах деятельности: 1) правотворческой; 2) правоприменительной; 3) правоохранительной.

Правовые методы регулирования бывают:

1. метод обязательных предписаний, предполагающий точное и неукоснительное выполнение решения.

2. метод рекомендаций, учитывающий конкретные условия.

3. метод санкционирований, или ограниченного самоуправления, когда решение принимает сам орган (например, хозяйственный коллектив).

4. метод разрешения (полное делегирование прав), означающий полное самоуправление органов, принимающих решения.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования реализуются через функции управления, которыми наделяются данные органы:

1) Функция учета природных ресурсов и других объектов (осуществляется в виде экологического мониторинга и ведении государственного экологического кадастра).

2) Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов (осуществляются в составе проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития)

3) Функция распределения и перераспределения природных объектов (включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на природные объекты).

4) Функция воспроизводства природных объектов (в целях недопущения их полного истощения).

5) Функция пространственно- территориального устройства природных объектов.

6) Функция контроля за использованием и охраной природных объектов (является базовой для всех вышеперечисленных функций).

7) Функция разрешения споров о праве экологопользования (споры о предоставлении объектов в собственность или их изъятии, о порядке пользования природными объектами).

Эколого- правовая система в России на данном этапе испытывает противоречия, обусловленные наличием четкой правовой базы, с одной стороны, и пока еще не отлаженным механизмом реализации правовых норм, с другой.

4. Стратегии выхода из экологического кризиса

Итак, в современных развитых обществах наиболее важным связующим звеном между обществом и экосистемой является технология. Но многие технологии на данный момент находятся в конфликте с экосистемой. Поэтому одной из главных стратегий выхода из экологического кризиса является переориентация технологий, а именно внедрение новых наукоемких технологий, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду. Центральной проблемой выступает вопрос равновесия и кризиса окружающей среды и общества. На сегодняшний день существует несколько групповых сценариев определенных стратегий выхода из кризиса. Так, в докладе Римского клуба «За пределами роста» рассматривается около 20 различных моделей, которые можно объединить в следующие группы:

1 группа – предусматривает допущение, что ресурсы не ограничены, но пределы роста будут достигнуты, так как Земля задохнется от загрязнения.

2 группа – акцент делается на развитии очистных сооружений. Технологии восстановления земельного плодородия будут отставать от уровня эксплуатации земли. Возникнут масштабные разрушения плодородного слоя, т.е. опять возникнут пределы роста.

3 группа – предусматривает вложение средств в социальную сферу и услуги, а также усилия, направленные на изменение культуры и менталитета. Общая направленность- это повышение уровня и качества жизни населения.

Третью группу стратегий принято называть моделями устойчивого развития. Понятие «устойчивого развития» включает следующие положения:

· все люди должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

· охрана окружающей среды должна рассматриваться как компонент процесса развития человечества;

· право на развитие должно реализовываться так, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей как нынешнего, так и будущих поколений;

· необходимо добиваться уменьшения разрыва в уровне жизни народов мира. Преодоление бедности и нищеты.

Очевиден тот факт, что ни одна страна мира не сможет реализовать концепцию устойчивого развития в одиночку- это решение должно происходить комплексно и совместными усилиями. Концепция устойчивого развития предполагает внедрение новых ресурсосберегающих технологий, безотходных производств, но это лишь технологическая сторона. Огромное значение имеет смена менталитета, а именно обретение нового взгляда на мир, в рамках новой экологической парадигмы, когда человек мыслится как часть природы, зависимая от нее. Внедрение такого взгляда на мир- задача долговременная, предполагающая новое, экологически ориентированное образование и воспитание. Прежде всего перемены должны коснуться системы образования на всех его уровнях, ибо через эту систему проходит становление менталитета.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1) В чем состоит опасность экологических кризисов? Назовите их виды.

2) Что такое «общество риска»?

3) Что означает понятие экологической безопасности?

4) Чем обусловлена необходимость экологизации экономики?

5) Какие существуют методы стимулирования средозащитных функций?

6) Назовите основы государственного регулирования в области экологии в РФ.

7) Какова роль технологий в процессе выхода из экологического кризиса?

8) Назовите принципы концепции устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов. 2-е изд.-е, перераб.,доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Боголюбов С.А. Экологическое проаво: Учеб. для вузов / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.- М.: Изд-во Норма, 2001.

3. Горелова А.А. Экология: уч. пособие. - М.: Центр, 2002.

4. Ерофеев В.В. Экологическое право России. Уч. изд.-е, пер.и доп.- М.: «Юристъ», 1996.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, авторами были рассмотрены типы кризисов и важнейшие элементы антикризисной политики в разных сферах жизнедеятельности общества. В современном интегративном знании существует подход, предполагающий возможность выработки и применения антикризисных мер к обществу в целом. Используя комплексную трактовку, авторы попытались объединить, насколько это показалось возможным, несколько сфер, а именно: экономику, политику, общественные отношения, экологию.

В целом, работа основывается на углублении в экономическую проблематику, что обусловлено целью данной учебной дисциплины и является традиционным представлением об антикризисном управлении. Описаны механизмы и основные процедуры антикризисного управления предприятием, представлена роль государства в системе антикризисного управления и регулирования. Так как одним из актуальных вопросов является вопрос несостоятельности предприятий, представлены критерии несостоятельности, методы диагностики и финансового анализа деятельности предприятий, основные антикризисные стратегии, в частности, такой путь, как реструктуризация.

Также рассматриваются принципы антикризисного управления персоналом в современных условиях, роль профсоюзных организаций в процессе регулирования трудовых отношений на кризисном предприятии. Авторы полагают, что в рамках современной концепции управления изучение человеческого фактора в антикризисном управлении является весьма перспективным направлением.

Затронуты общие проблемы социальной и политической сферы, ибо современные изменения в этих системах зачастую становятся источниками кризисных ситуаций, превращая все общество в арену распространения кризисов. Учитывая специфические условия современной российской действительности, представляется важным еще раз напомнить о связи кризисных процессов в разных сферах жизнедеятельности общества. Проблема предотвращения кризисов окружающей среды, в их взаимосвязи с экономической составляющей и жизнью социума в целом, также не обделена вниманием авторов.

Одним из главных теоретических выводов авторов является положение о применении одновременно узкого и расширенного контекста в изучении проблем антикризисного управления, в сохранении активной роли государства в регулировании кризисных ситуаций, что особенно актуально в переходных обществах.

Представляется, что подобное изложение материала, с учетом позиции авторов, окажется полезным как для будущих специалистов в области менеджмента, так и для лиц, интересующихся вопросами экономики и принципами антикризисного управления в целом.


Основная литература по курсу

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов. 2-е изд.-е, перераб., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.

3. Антикризисное управление предприятиями и банками. Таль Г.К., Юн Г.Б. - М.: изд-во "Дело", 2001.

4. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России: Учебное пособие / Ларионов И.К., Брагин Н.И, Алиев А.Т.; Под ред. Ларионова И.К. - М.: Издат. Дом "Дашков и К", 2001.

5. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. Отв. ред. Александров Г.- М.: изд-во БЕК, 2002.

6. Антикризисное управление: Учеб./ Коротков Э.М., Беляев А.А., Валовой Д.В. и др.; Под. ред. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов / Л.Л.Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В.Толкач, И.В.Щитникова; Под. ред. Л.Л.Ермолович.- Мн.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2001.

8. Бартоли А., Эрмед Ф. Управление предприятием в условиях перемен.Стратегический подход к преобразованиям. Париж, I986.

9. Беляев В.А. Социальная стратификация российского общества. Курс лекций для студентов заочного отделения гуманитарного факультета.- Казань: Изд.-во Казанского гос. техн. ун.-та, 2002.

10. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.(Редкол. Л.И. Абалкин и др.)/ Отделение экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР.- М.: Экономика, 1989.

11. Боголюбов С.А. Экологическое проаво: Учеб. для вузов / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.- М.: Изд-во Норма, 2001.

12. Большаков А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

13. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учеб. Пособие/ Валдайцев С.В. - СПб: Изд-во СпбГУ, 2001.

14. Горелова А.А. Экология: уч. пособие. - М.: Центр, 2002.

15. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1998.

16. Малявина А.В. Лизинг и антикризисное управление: Учеб. пособие/ Малявина А.В., Попов С.А., Пашина Н.Б. - М.:Экзамен, 2002.

17. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие
организации. М: Инфра-М, 1996.

18. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник/ Р.А.Попов.-М.: Высш.шк.,2004.

19. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятий. Пер. с фр. Под ред. Белых Л.П. - М: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

20. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие/ Родионова Н.В. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

21. Уткин Э.А. Аудит и управление несостоятельным предприятием: Учеб. пособие/ Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем"; ЭКМОС, 2000.

22. Федяев А.П. Организация и управление: Системный анализ. Казань: Изд.-во. Казан. Ун-та, 1996.

23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: