Прогнозирование развития социальной сферы

В социальной системе любого общества можно выделить комплекс отраслей, направленных на удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. В Российской Федерации в состав отраслей социальной сферы включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, физкультура и спорт, социальная защита, наука, жилищно-коммунальное хозяйство.

Все эти отрасли являются объектами государственного регулирования и государственного прогнозирования. В частности разрабатываются прогнозы: демографического развития, взаимодействия общества и природы, уровня жизни, доходов и занятости населения, образования, культуры, науки, здравоохранения, развития жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания. [51]

Рассмотрим особенности и методы разработки некоторых из них.

Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения,отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования и планирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.

Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:

1) в специальных разделах прогноза социально-экономического развития страны;

2) в Комплексных программах социально-экономического развития РФ – в рабочих документах Правительства по развитию национальной экономики;

3) в Федеральных целевых программах, направленных на разрешение отдельных острых социальных проблем;

4) в региональных прогнозах социально-экономического развития и региональных программах;

5) в прогнозах развития городов, населенных пунктов и административных районов населенных пунктов.

Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения: синтетически; натуральные; структурные.

Синтетические показатели уровня жизни населения включают:

а) показатели, характеризующие поддержание жизни населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом и по отдельным социальным группам);

б) показатели сохранения и защиты здоровья населения (продолжительность жизни; уровень заболеваемости);

в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);

г) показатели развития личности (образовательная структура населения; доля средств, расходуемых на образование в семейном бюджете; доля средств расходуемых на образование в структуре расходов Федерального бюджета и в совокупном доходе населения);

д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);

е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете на одно жилое помещение и т.п.);

ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.

Вторая группа показателей ‑ натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (состав потребительской корзины, объем потребления мяса, молока и т.д. на душу населения).

Третья группа ‑ структурные показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределения населения по уровню доходов; разрыв между уровнем доходов наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан страны и т.д.).

þДанные показатели в значительной степени соответствуют международным параметрам. По рекомендациям ООН уровень жизни измеряется целой системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятости, образования, образования, обеспеченности жильем, социального обеспечения. Специалисты ООН, разработавшие «Программу развития ООН» предложили обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин: валового национального продукта на душу населения с учетом порога бедности, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения 25 лет и старше.

Доходы населения являются важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни. Прогнозные расчеты реальных доходов базируются прежде всего на балансе денежных доходов и расходов населения.

Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования.

При разработке прогноза дошкольного образования используются соответствующие показатели, базовым среди которых является контингент детей дошкольного возраста, посещающих детские ясли и сады (от 1 до 5 лет).

На основе этого показателя рассчитываются все другие показатели. Прогнозируемый контингент детей определяется на основе информации, содержащейся в демографических прогнозах рождаемости, детской смертности по регионам страны.

Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода.

Например, при прогнозировании предложения мест в детских дошкольных учреждениях можно использовать следующую формулу:

ПМпрог. = ПМ начало + ВводМ - ВыбМ,

где

ПМпрог – предложение мест в детских дошкольных учреждениях в прогнозируемый период;

ПМ начало ‑ предложение мест в детских дошкольных учреждениях на начало прогнозируемого периода;

ВводМ – ввод новых мест в связи с новым строительством и ремонтом;

ВыбМ, ‑ выбытие мест по различным причинам.

Спрос на детские дошкольные учреждения рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

Спрос=Чобщ.*Кобеспечрж.ур.дох,, где

Чобщ. ‑ общая численность детей дошкольного возраста;

К обеспеч ‑ коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек;

Крж. ‑ поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин;

Кур. дох. ‑ поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения.

Прогноз сети общего среднего образования. В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ.

При разработке прогноза необходимо прежде всего определить контингент учащихся — общий и по группам классов. Количество учащихся первых классов определяется на основе статистической информации о численности детей, достигших к 1 сентября прогнозируемого периода возраста шести лет. Количество учащихся в следующих классах каждой группы может быть рассчитано различными методами, наиболее распространенный из них — метод передвижки. В соответствии с этим методом численность учащихся каждого класса определяется как сумма переходящего контингента из предыдущего класса (с учетом выбытия по различным причинам) и нового приема.

Разработка образовательного прогноза среднего и высшего профессионального (специального) образования направлена на предотвращение диспропорции в обеспечении потребностей в специалистах соответствующих профессий и специальностей, чтобы на рынке труда каждое предприятие, организация всегда могла удовлетворить свои потребности в кадрах. Поэтому основной показатель этого раздела прогноза — потребность отраслей экономики в специалистах с высшим и средним образованием. Величина его рассчитывается нормативно-факторным методом.

На основе прогнозируемой потребности в специалистах рассчитываются другие показатели функционирования высших и средних учебных заведений: численность или контингент учащихся (студентов), прием на первые курсы, выпуск специалистов и др. Ведущим среди них является показатель приема.

В прогнозе развития здравоохранения базовой является потребность населения в медицинских услугах различного вида. На основании этого показателя рассчитываются другие показатели прогноза. Прогнозная потребность населения в медицинских услугах может быть рассчитана нормативно-факторным методом. Методика его применения включает анализ состояния медицинского обслуживания в истекшем периоде, удовлетворении потребностей населения в медицинских услугах, выявлении «узких мест» в медицинском обслуживании, причин их возникновения. Анализ осуществляется по отдельным регионам и в масштабе страны.

Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения.

Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения.

Потребность населения в больничных койках рекомендуется определять по следующей формуле:

Н ‑ численность населения;

Г ‑ уровень госпитализации населения (расчет на 1000 человек);

П ‑ среднее число дней, пребывание больного на койке;

Д ‑ число дней использования койки в году.

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность) может быть рассчитана следующим образом:

, где

В ‑ расчетное число посещений врача на одного жителя в год;

Н ‑ численность населения;

Д ‑ число дней работы учреждения в году;

К ‑ коэффициент сменности работы учреждения здравоохранения.

Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе.

Итак, при прогнозировании развития социальной сферы разрабатываются прогнозы демографического развития, доходов и занятости населения, образования, культуры, науки, здравоохранения, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания и др. Прогноз уровня жизни является базовым для многих экономических и социальных прогнозов. Важнейшим показателем уровня жизни являются доходы населения, прогноз которого осуществляется балансовым методом. При прогнозировании сферы образования разрабатывают прогнозы дошкольного образования, общего, начального и среднего образования, вузовского, послевузовского и дополнительного образования. В прогнозе развития здравоохранения базовой является потребность населения в медицинских услугах различного вида.

! Задание 3. Покажите способы прогнозированияконтингента детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются в нескольких вариантах?

2. Какой орган власти является организатором прогноза социально-экономического развития РФ?

3. Представьте этапы разработки прогноза социально-экономического развития страны.

4. Как определяются годовые и среднегодовые темпы экономического роста.

5. Охарактеризуйте структуру системы национальных счетов.

6. Перечислите методы прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста

7. Представьте показатели прогноза уровня жизни населения

8. Каковы два основных параметра баланса при прогнозе уровня жизни населения?

9. Как определяется контингент учащихся при прогнозе среднего общего образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: