Библиографический список (дополнительный)

1. Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие/ В.В. Егоров, Г.А. Парсаданов; Гос. ун-т упр. — М.:Инфра-М, 2001. — С. 150 – 184.

2. Парсаданов Г.А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологический аспект): Учеб. пособие для вузов. / Г.А.Парсаданов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — С. 189 ‑ 223


Тема 3.3. Система и организация государственного планирования

§1. Организация государственного стратегического планирования

Переход России к рыночной модели экономики предопределил отказ о централизованного директивного планирования. Вместе с тем, необходимость сочетания рыночных механизмов и тех или иных форм прогнозирования и планирования все больше осознается политиками и учеными. На создание единой системы прогнозирования и планирования направлен Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», разработанный Минэкономразвития России.

Под государственным стратегическим планированием понимается регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности[52].

Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» предполагает, что будет создана единая система государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне. Он предполагает, что на федеральном уровне будут разрабатываться следующие документы:

· стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

· прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

· прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

· прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

· стратегия национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;

· концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

· долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;

· генеральная схема расселения на территории Российской Федерации;

· отраслевые документы государственного стратегического планирования;

· стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

· основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;

· государственная программа Российской Федерации;

· государственная программа вооружения Российской Федерации;

· схемы территориального планирования Российской Федерации;

· федеральная целевая программа.

К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым в субъектах Российской Федерации, будут относиться:

· стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

· схема расселения на территории субъекта Российской Федерации;

· прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

· схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;

· программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

· государственная программа субъекта Российской Федерации.

Цели и задачи государственного стратегического планирования

Предполагается, что основными задачами системы государственного стратегического планирования будут:

· определение внутренних и внешних условий, тенденций и ограничений, в том числе финансовых, социально-экономического развития Российской Федерации, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

· определение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики, задач укрепления национальной безопасности;

· определение основных показателей бюджетной системы Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

· выбор путей, способов и показателей достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования выделенных ресурсов;

· формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности в соответствующих сферах социально-экономического развития Российской Федерации;

· определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности;

· координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности между федеральным и региональным уровнями государственной власти, негосударственными организациями и институтами гражданского общества;

· координация по срокам реализации, ожидаемым результатам и ресурсному обеспечению мероприятий, предусмотренных документами государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, включая направления бюджетной политики;

· организация и осуществление стратегического контроля;

· научно-техническая, информационная, ресурсная и кадровая поддержка процесса государственного стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

·

Субъекты и порядок разработки документов государственного стратегического планирования

В новой системе стратегического планирования предполагается следующий порядок разработки основных документов.

1. Президент Российской Федерации:

· определяет (уточняет) стратегические национальные приоритеты, приоритеты социально-экономической политики, стратегические цели устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности, направления реализации стратегических целей и важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне;

· определяет цели и задачи функционирования системы государственного стратегического планирования;

· определяет порядок осуществления стратегического контроля функционирования системы государственного стратегического планирования;

· утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период.

2. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Основные задачи и функции Совета Безопасности Российской Федерации в области государственного стратегического планирования реализуются с учетом федерального закона "О безопасности".

3. Основные задачи и функции Счетной палаты Российской Федерации в сфере стратегического планирования осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации".

4. Правительство Российской Федерации:

· обеспечивает реализацию документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· утверждает концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, долгосрочную бюджетную стратегию Российской Федерации, отраслевые документы государственного стратегического планирования, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период; схемы территориального планирования Российской Федерации; генеральную схему расселения на территории Российской Федерации.

· одобряет прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

· принимает решения о корректировке документов государственного стратегического планирования федерального уровня в части, касающейся, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· согласовывает стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в части полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

· определяет порядок разработки документов государственного стратегического планирования федерального уровня, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· утверждает цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

· осуществляет стратегический контроль над реализацией задач и достижением целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач укрепления национальной безопасности, содержащихся в документах государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, а также отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти:

· разрабатывают документы государственного стратегического планирования;

· разрабатывают и утверждают в установленном порядке доклад о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти;

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития:

· разрабатывает стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации;

· обеспечивает координацию, методическое обеспечение и согласование работ в процессе разработки, стратегического прогноза устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, в том числе анализ взаимного соответствия сроков реализации, ожидаемых результатов и ресурсного обеспечения документов государственного стратегического планирования;

· осуществляет методическое обеспечение разработки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

· осуществляет мониторинг реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ;

· осуществляет внутренний стратегический контроль.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере бюджетной деятельности:

· разрабатывает долгосрочную бюджетную стратегию Российской Федерации;

· осуществляет методическое обеспечение разработки долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации;

· обеспечивает соответствие бюджетной политики и показателей долгосрочной бюджетной стратегии со сроками реализации, ожидаемыми результатами и необходимым ресурсным обеспечением документов государственного стратегического (федерального, отраслевого и регионального) планирования;

· осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализации долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации.

8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации:

· разрабатывает стратегию регионального развития Российской Федерации;

· разрабатывает генеральную схему расселения на территории Российской Федерации;

· разрабатывает стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

· осуществляет методическое обеспечение разработки с учетом задач обеспечения национальной безопасности программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу, стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий на долгосрочную перспективу, схем расселения на территории субъекта Российской Федерации.

9. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации:

· разрабатывают и утверждают документы государственного стратегического планирования субъекта Российской Федерации;

· разрабатывают и утверждают схемы расселения на территории субъектов Российской Федерации;

· разрабатывают и утверждают схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Итак, потребность развития государственного регулирования экономикой в условиях рынка привела к осознанию необходимости создания единой национальной системы прогнозирования и планирования. На решение этой задачи направлен Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», разработанный Минэкономразвития России, определяющий задачи, субъекты государственного стратегического планирования, порядок разработки основных документов и пр.

! Задание 1. Покажите предполагаемую роль Правительства РФ в процессе государственного стратегического планирования

§2. Программно-целевое планирование

В настоящее время государственное планирование представлено, в основном, системой программно-целевого планирования.

Программно-целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути — способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).

Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.

þ В СССР первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. На уровне государства программы применялись также и в других странах. Так, федеральным правительством США в 30-е гг. была принята программа по развитию производств в долине реки Теннесси. В послевоенный период была реализована программа по созданию в местности Силиконовая долина (штат Калифорния) комплекса лабораторий, организаций и предприятий по разработке и выпуску средств электроники и вычислительной техники для нужд военной промышленности.

В составлении программы выделяются следующие этапы: отбор проблем для включения в программу; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:

· значимость проблемы;

· невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;

· принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

· необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.

Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов.

1. Социально-экономические программы ‑ предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

2. Научно-технические программы ‑ направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

3. Производственно-экономические программы ‑ предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

4. Территориальные программы ‑ направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.

6. Организационно-хозяйственные программы -направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Таким образом, программно-целевое планирование – это планирование, направленное на решение определенной проблемы, достижения конкретного результата. Программы, разработанные на основе данного метода, различаются по временному периоду, типу проблем, сфере народного хозяйства. Целевая программа формируется на основе прогноза социально-экономического развития и конкретизируется в форме комплексных целевых программ.

! Задание 2. Покажите, в каком случае необходимо применение программно-целевого планирования.

§ 3. Прогнозное социальное проектирование [53]

Существенную роль в практике государственного управления развитых стран Запада играют технологии прогнозного социального проектирования.

Под прогнозной социально-проектной деятельностью понимается специфическая социальная технология, ориентированная на интеграцию гуманитарного знания в процессе выработки вариантных образцов решения текущих и перспективных социально-значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

Этот вид социального проектирования — его можно назвать проблемно-ориентированным, проблемно-целевым, или прогнозным — интегрируется в структуру управленческого цикла в качестве органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы, в ходе которой ведется перманентный диалог социальных субъектов, заинтересованных в том или ином способе решения социально значимой проблемы

Прогнозное социальное проектирование является реализацией концепции социального участия (на Западе — «public participation»), Эта концепция получила развитие в 60-е годы в связи с необходимостью преодоления порочной практики планирования городского развития, когда интересы потребителя не учитывались, а архитектурно-градостроительные проекты создавались исходя из утопических представлений о рациональном городе, обитатели которого не живут естественной жизнью, а «реализуют функции». Речь шла о праве населения участвовать в формировании городской среды на основе реализации принципа двухстороннего информирования: специалистами — горожан о разрабатываемым ими проектах, а горожанами — специалистов об условиях их жизни и запросах. Это означало также переход от функционального подхода к так называемому средовому (инвайроментальному) подходу

.

Рис.9. Коммуникативное пространства прогнозного социального проектирования

(авторы рисунка Т.М.Дридзе и Ю.А.Крючков)

где,

1 — ученый,

2 — специалист-практик,

3 — население,

4 — инвестор,

5 — должностное лицо.

Условием успешной реализации данного подхода является возникновение коммуникативного пространства, в котором взаимодействуют разнообразные субъекты социального действия, стремящиеся реализовать свои интенции в процессе выработки решений (рис. 9).

Речь идет о реализации принципа социального участия, т.е. участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решения путем перманентного расширения «коммуникативного круга». Реализация данного принципа позволит избежать серьезных издержек от недостаточно продуманных, необоснованных в научном отношении решений и проектов инженерно-технического, градостроительного, законодательного и пр. характера.

Если задача прогнозиста состоит в том, чтобы предсказать возможные последствия, то задача социального проектировщика — предотвратить нежелательные последствия, избежать возможные социальные конфликты. Это можно осуществить путем диагностирования актуальных и потенциальных «точек напряжения» в преддверии выработки управленческих решений (а не после их принятия) с соответствующей организацией диалога между всеми заинтересованными сторонами.

Можно выделить следующие этапы управленческого цикла, включающего социальное прогнозное проектирование:

1. Поисково-прогнозная деятельность, связанная с созданием вероятностного представления о наметившихся тенденциях развития объекта управления, о будущем его состоянии, которое наступит при условии отсутствия управленческих воздействий.

2. Нормативно-прогнозная деятельность, связанная с определением перспективных социально значимых ориентиров общественного развития и основанная на учете взаимосвязи объективных социокультурных и экологических ограничителей деятельности людей.

3. Прогнозная социально-проектная деятельность, связанная с диагностикой проблемных ситуаций и с оценкой имеющихся резервов, необходимых для выработки в режиме диалога между всеми заинтересованными лицами вариантов решения.

Социально-проектная деятельность, опирающаяся на прогнозные разработки, результаты конкретных социально-диагностических исследований, социальные эксперименты и социальный диалог — необходимое звено управленческого цикла, задающее «спектр» научно обоснованных решений.

4. Программно-планировочная деятельность. Обоснованность этого этапа, его научность и реалистичность зависят от того, в какой мере он опирался на предпроектные работы.

5. Исполнительская деятельность.

6. Контрольно-корректирующая деятельность, включающая в себя обобщение и анализ результатов выполнения управленческого решения, а также корректировка с целью обеспечения соответствия между поставленной целью и полученным результатом.

Итак, социальное прогнозное проектирование является важным инструментом государственного прогнозирования в демократических странах с рыночной экономикой. Этапами прогнозного проектирования являются: поисково-прогнозная деятельность, нормативно-прогнозная деятельность, прогнозная социально-проектная деятельность, программно-планировочная деятельность, исполнительская и контрольно-корректирующая деятельность.

! Задание 3. Раскройте роли субъектов коммуникации в процессе прогнозного социального проектирования

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите возможные субъекты прогнозирования и планирования применительно к условиям рыночной экономики.

2. Обоснуйте необходимость вариативности при разработке сценарных условий развития экономики

3. Какой закон регламентирует порядок разработки концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития?

4. Какой законодательный проект подготовлен для создания системы государственного стратегического планирования

5. Какова роль сценарных условий перспективного развития в системе прогнозирования?

6. Выделите этапы программно-целевого планирования.

7. Раскройте суть понятия «прогнозное социальное проектирование».

8. Раскройте суть нормативно-прогнозной деятельности в социальном прогнозном проектирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: